"Столицу российской авиации превращают в город передового девелопмента"
В Подмосковье опять разгорается лесной скандал, который уже взбудоражил блогосферу. В Жуковском накануне ночью спилили 12 гектаров Цаговского леса. "Мосавтодор" собирается здесь строить дорогу к авиасалону МАКС. Можно было бы работать и днем, если бы не местные жители, которые еще три года назад начали мешать строителям своими пикетами. Жители Жуковского озабочены не столько нарушением экологии, сколько тем, что из наукограда местные власти пытаются сделать центр девелопмента. Кто, зачем и куда будет прокладывать дорогу через уже вырубленный лес и почему строительство новой дороги может стать приговором российской авиации, рассказал корреспонденту Накануне.RU председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Вопрос: Почему этот лес так важен для Жуковского?
Юрий Крупнов: Данный лес находится в самом городе, что уже само по себе делает его уникальным. Но название леса - Цаговский - отражает еще и уникальность не только самого города Жуковский, но и ведущих научно-исследовательских институтов, находящихся на его территории. Прежде всего, ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт, - прим. Накануне.RU), который является ведущим теоретическим институтом, и ЛИИ имени Громова – это два наших базовых научно-технических учреждения, которые обеспечивают безопасность испытаний и всей работы авиации и авиационной промышленности. Таким образом, само название леса связано очень тесно с функцией города Жуковского как столицы российского авиастроения.
Вопрос: С чем связана вырубка леса и прокладывание новой дороги?
Юрий Крупнов: То, что сейчас рубят этот лес и прокладывают новую дорогу, связано с тем, что вместо обеспечения научно-практической функции в сфере авианауки, чем город занимался, новой функцией стало, поскольку это ближнее Подмосковье – освоение всей инфраструктуры, в том числе и уникальных природных мест под коммерческую недвижимость и прочие коммерческие проекты. В этом плане вырубка леса под дорогу – это не только уничтожение 15 гектаров "легких" этого города, но и свидетельство того, что никому не надо, чтобы город продолжал свою авиационную функцию. А это значит приговор не только Жуковскому, но и всей российской авиации и авиационной промышленности.
Вопрос: Куда будет вести дорога?
Юрий Крупнов: Она проходит к центральному образующему учреждению летно-иследовательскому институту им. Громова, которое, поскольку испытательное, имеет гигантские разного рода объекты. Но главное - огромную взлетно-посадочную полосу длиной 8 км. Такой в мире нигде больше нет. Она уникальна. И очевидно, что, с одной стороны, хотят дополнительно использовать эту полосу для разного рода транспортных и выставочных проектов, а, с другой стороны, там вначале и в конце дороги есть уникальные территории, которые сегодня используются под дачи. Кроме того, там пойма Москва-реки, где есть уникальные земли, которые имеют очень высокую стоимость, с точки зрения малоэтажной застройки. И эта дорога поможет ввести в оборот эти дачные, уже запущенные виды, либо совсем природные, пойменные возле Москвы-Реки. К слову, как раз на этом уникальном аэродроме и проходит международный авиакосмический салон МАКС.
Вопрос: Раньше считалось, что этот лес является особо охраняемой природной территорией. Он все еще носит данный статус?
Юрий Крупнов: Сейчас это все сняли. Проект готовился давно. Были проведены все необходимые нормативно-правовые деформации, то есть закон был покорежен. Лес вдруг стал не заповедным, не охраняемым и не важным, а обычной территорией, заселенной не пойми чем. Депутаты сначала пытались опротестовывать это решение, вводить ограничения, однако им не дали это сделать, и мэрия с прокуратурой встали на стражу решения о прокладке дороги.
Вопрос: Как Вы думаете, кто заинтересован в прокладке этой дороги?
Юрий Крупнов: Понятно, что мэрия поддерживает – мэрии выгодно, потому что это ближайшее Подмосковье, и самый большой капитал - это не ученые, хоть Жуковский и наукоград. Получается, что самый большой капитал в нашей стране – это не уникальная инфраструктура, не специалисты. А самый главный капитал – это земля, на которой можно хорошо зарабатывать. И плюс, введение всей этой инфраструктуры в коммерческий оборот, а не использование в целях организации авиационной промышленности.
В этом смысле есть парадокс, потому что в 2008 году по указу президента был создан Центр национального авиастроения, но его руководителем был назначен бизнесмен из сферы недвижимости. Это примерно как Микоян (министр торговли СССР 1953 г. – прим. Накануне.RU) был бы назначен на место Королева. Мы бы просто не получили никакого космоса.
Мало того, если вы зайдете на их сайт, там почти все новости посвящены девелопменту. Возникает ощущение, что под видом авиационной науки, просто осуществляется очередной локальный девелопментский проект.
Как раз за время существования этого центра доля иностранных воздушных судов в российских гражданских перевозках выросла где-то с 63% до 85%. То есть у нас сегодня подавляющее число гражданских авиаперевозок выполняется иностранными судами, а, соответственно, заказов на российские суда нет. Таким образом, нет никаких перспектив и у российского авиапрома.
Вопрос: Как вырубка леса и строительство дороги может влиять на состояние авиапрома?
Юрий Крупнов: Эта дорога и этот лес показывают основной вид активности, деятельности в городе – это торговля и девелопмент. А этот город имеет статус наукограда. По кадровому составу основных градообразующих предприятий, имеющих отношение к авиационной науке, по реальному состоянию дел в российской авиации - ситуация катастрофическая. Средний возраст работников этих учреждений выше 55 лет. Основная городская активность нацелена именно на девелопмент. И дорога показывает эту основную активность. Даже если смотреть на нее со стороны технической, тот же МАКС, к которому она якобы будет вести, – там есть новая дорога, рядом со старой. Она уже создана и существует, но она полупустая. То есть необходимости в этой дороге у МАКСа не было. В ней есть необходимость с точки зрения интересов тех, кто переструктурирует столицу российской авиации из города авиационной науки в город передового девелопмента.
Вопрос: Когда начались все эти спорные моменты по поводу леса?
Юрий Крупнов: С 2010 года проектные решения на вырубку 15 гектаров леса были приняты, и после того, как общественность начала резко выступать против – были митинги и пикеты как обычных жителей, так и научной общественности, - то это все потихонечку тормозилось и готовилось к тому, чтобы максимально юридически защитить это решение и, соответственно, потом быстро реализовать.
Вопрос: Что именно произошло в ночь, когда вырубили лес?
Юрий Крупнов: Я там не был, но насколько понятно по заявлениям очевидцев, фотографиям и видеосъемкам, было решено, как военную операцию провести вырубку леса в ночь на 21 марта. Где-то 3-4 гектара было вырублено ночью и, соответственно, 21-ого днем уже почти все 15 гектаров были вырублены. То есть просто была боевая операция.
Вопрос: То есть очистили место для дороги?
Юрий Крупнов: На сегодняшний день лес вырублен. Туда-сюда снуют лесовозы. Как мне сказал один житель Жуковского, "как спички лежали спиленные 21 марта деревья". Все было произведено стремительно быстро. Нужную просеку они очистили.
Я бы хотел пояснить, что в современном развитии городов во всем мире центральное место занимает позиция горожан. Не совет депутатов – это все само собой. Главное – это мнение горожан. Что люди думают, на чем акцентируют внимание, что они считают главным, а что вторичным.
Лес имеет гигантское значение, вплоть до сакрального, даже по названию. И тут удивляет то, что мнение людей никого не интересует. Потому что большинство, активное большинство, отстаивало свои позиции против этой вырубки, потому что большинство не видит в этом интересов для города, а разве что интересы какого-то узкого круга дельцов, которые живут пока вне этого города.
Вопрос: Как власти объясняют причину строительства дороги?
Юрий Крупнов: Власти объясняют строительство тем, что, с одной стороны, она нужна под МАКС, а, с другой, это позволит пустить в оборот новые земли и дать городу новое дыхание. Они говорят: "Мы же должны новый город строить. Привлекать какие-то инвестиции". В этом есть своя логика, но возникает вопрос – центральным для городских властей является интерес сторонних людей или все-таки жителей города?
Вопрос: Есть ли схожесть ситуации между вырубками этого леса под дорожное полотно и скандальной историей с Химкинским лесом?
Юрий Крупнов: Химкинский лес сейчас абсолютно политизирован, суть дела заключается же не в том, чтобы политизировать Цаговский лес в Жуковском. Нас это не интересует. А суть в том, чтобы на этом частном примере, с точки зрения глобальных масштабов, попытаться поднять вопрос о двух фундаментальных проблемах – вопрос о катастрофическом развале в российской авиационной промышленности и науке и об опухолеподобном росте Москвы, который все пожирает вокруг себя. Ближнее Подмосковье не может сопротивляться этому девелопменту. Москва, пожирая ближнее Подмосковье, пожирает и страну, поскольку концентрация всех финансов и ресурсов, отображающих стоимость земли, происходит в Москве. И это, по сути, разрушает всю страну. Но ближнее Подмосковье становится первой зоной вот этого ракового роста.