"Все наши школьные учебники написаны на западные деньги. Их надо кардинально менять!"
С 1 сентября 2012 года в школьные программы могут добавиться несколько курсов, направленных на "формирование толерантности", разговоры о которых шли уже достаточно долгое время. В первую очередь, речь идет о курсе " Основы религиозных культур и светской этики", в который преобразилась идея введения в школах "Основ православной культуры", против которого в свое время возмутились представители иных конфессий. Вторым нововведением, которое обсуждается уже несколько недель, может стать дополнительный курс в рамках "Истории России", посвященный Холокосту. Однако, если для изучения религиозной культуры предлагается выбор, то Холокост будут изучать все в обязательном порядке.
Основы религиозной культуры и светской этики в этом году войдут в школьную программу в качестве обязательного предмета в 4 классе. По словам главы департамента общего образования федерального Минобрнауки Елена Низиенко, в программу будет введено шесть модулей, из которого ученики смогут выбрать один – православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Уже известен рейтинг востребованности этих учебных модулей.
"Светскую этику выбрали около 41% учеников, православие – почти треть, мировые религиозные культуры – чуть больше 20%, ислам - 5,6%, буддизм - 1,2%, иудаизм - 0,1%", – сообщила Низиенко на заседании коллегии Министерства образования и науки.
Другим курсом, более неожиданным, а во многом и достаточно спорным, называется курс по истории Холокоста, который должен изучаться в рамках истории России. При этом, несмотря на то, что официальной информации на сайте министерства нет, зарубежные СМИ утверждают, что предмет войдет в школьные учебные планы с 1 сентября 2012. Информация об этом появилась на израильских информационных порталах со ссылкой на чиновников Минобрнауки, которые поделились информацией со своими израильскими коллегами.
"Сообщается, что уже подготовлены соответствующие учебные материалы и выделено необходимое количество учебных часов. Помимо этого, в список вопросов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории были включены десять вопросов на тему Катастрофы. Также Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и центром Холокоста в Москве была разработана программа для руководителей системы образования и учителей обществознания "Уроки по теме Холокоста. Путь к толерантности", рассчитанная на 72 часа, и по ней уже прошли обучение 60 учителей из десяти российских округов", – сообщается на сайте министра просвещения Израиля Гидеона Саара, который обсуждал эту тему с Андреем Фурсенко еще в 2010 году.
При этом, хочется отметить, что согласно учебным планам по истории, на изучение всей истории России с древнейших времен до текущего времени в старших классах отводится как раз 72 часа.
История второй мировой войны не должна быть однобока. Если мы изучаем историю Второй мировой войны и пишем про уничтожение евреев в концентрационных лагерях, то не будем рассказывать о сожженных белорусских деревнях и убитых советских военнопленных, иначе картина получится неполной. А большинство нынешних российских школьных учебников вообще написаны на деньги западных грантов и имеют соответствующее содержание. Об этом рассказал Накануне.RU известный писатель и публицист, автор книг об истории России Николай Стариков.
Вопрос: Уже несколько недель обсуждается включение истории Холокоста в обязательный школьный курс истории. Как Вы относитесь к такой инициативе?
Николай Стариков: Знаете, я думаю, что историю надо знать со всех сторон. Мне кажется, что наиболее важной частью нашей истории является понимание того, что нацисты творили на нашей земле с представителями всех национальностей, в том числе и с евреями. И мне кажется, более важно и правильно изучать злодеяния фашистской Германии во всей их полноте, потому что в 1941 году они уничтожали граждан Советского Союза по многим, так сказать, параметрам. Они уничтожали евреев, они уничтожали русских, они уничтожали цыган. Позднее, в 1942-43-44 годах они сжигали деревни в Белоруссии и на Украине. Поэтому, мне кажется правильным создание более целостной картины и понимание того, что творили фашисты на нашей земле.
Вопрос: Насколько я понимаю, этот курс будет посвящен уничтожению евреев в немецких лагерях, а не действиям нацистов на территории СССР. Не получится ли в этом месте перекос в подаче информации?
Николай Стариков: Я не видел учебников, поэтому говорить мне об этом сложно. Нужно всегда посмотреть на саму учебную программу. Именно это я и имею в виду, когда говорю, что мы должны всю картину целиком понимать, и рассказывать о всех злодеяниях нацистов, не выхватывая какое-то отдельное их злодеяние. Знание их бесчеловечной идеологии и понимание того, что они пришли для того, чтобы уничтожить весь наш народ, а не какие-то отдельные национальности, которые в него входят – это, мне кажется, самая важная цель изучения истории.
Вопрос: С 1 сентября будет введено шесть вариантов курсов по религиозной культуре в младших классах. Являются ли они столь необходимыми курсами?
Николай Стариков: Я считаю, что изучение основ религии является важнейшей составляющей формирования патриотического национально мыслящего гражданина. Я поддерживаю эту инициативу и считаю, что это очень важно.
Вопрос: Возвращаясь к Холокосту, вокруг него в последние годы усилился информационный фон, и он стал определенным инструментом социального и политического давления. Почему?
Николай Стариков: В изучении истории нацистских зверств я не вижу ничего плохого. Наоборот, правильное понимание и трезвый взгляд на то, что творили с нашим народом – это очень важно. Другое дело, что нужно, повторюсь, историю изучать целиком. Поэтому, если в школьных учебниках истории будет рассказ о "лагерях смерти", где уничтожали евреев, но не будет рассказа о сожженных деревнях в Белоруссии – это будет не совсем полная картина. Если там не будет рассказов о лагерях советских военнопленных, где в зиму 1941-42 годов уморили голодом 2 млн наших военнопленных – это тоже будет не полная картина. Поэтому, нужно изучать факт нацистских зверств всесторонне, со всех страшных точек, к которым нацисты приложили свои усилия.
Вопрос: Вообще, если говорить об истории Второй мировой войны, сейчас очень большая работа идет вокруг процесса фальсификации истории, в том числе и по вопросу отношения к Холокосту. При этом президент Медведев полтора месяца назад расформировал комиссию по противодействию фальсификации истории. Почему это случилось, на ваш взгляд?
Николай Стариков: Причины расформирования комиссии по противодействию фальсификациям истории мне совершенно очевидны. Там, безусловно, есть множество достойных людей, но когда в комиссию входят такие фальсификаторы, как Сванидзе, то чего от такой комиссии мы можем ожидать? Поэтому, на мой взгляд, это достаточно правильное решение – расформировать ее в том виде, в котором она есть, потому что она совершенно неработоспособна. Я, по крайней мере, не слышал о каких-то громких шагах этой комиссии по противодействию фальсификации истории – по каким-то судебным преследованиям фальсификаций, по вынесению оценок книг, в которых ложь о нашей истории публикуется.
Вопрос: Получается, что эту битву за историю мы проигрываем?
Николай Стариков: Я бы так не сказал, что мы проигрываем битву за историю – здесь получается парадоксальная ситуация. Уже несколько поколений наших граждан изучают в школе одну историю, потом приходят во взрослую жизнь, начинают ощущать, что что-то не так, начинают читать книги. Я, как писатель, вижу свою задачу в том, чтобы дать людям возможность альтенативного взгляда на историю, а еще лучше постараться самостоятельную точку зрения сформировать. И вот они изучают ее, понимают, что все, что им говорили, в большинстве своем было идеологическими штампами и ложью, и уже во взрослом возрасте формируют свое отношение к происходящему. Поэтому проблема заключается в том, что именно школьные учебники должны быть изменены категорическим образом. Большинство наших учебников, если не все, они написаны на западные гранты. Соответственно, они написаны учеными, которые работают в западных институтах. Содержание этих учебников соответствующее. Я не могу сказать, что мы проигрываем битву за историю, потому что мы ее начинаем выигрывать уже в более позднем возрасте, но, конечно, часть наших граждан так и остается в плену тех лживых иллюзий, которые записаны в школьные учебники истории.
Вопрос: Но, в таком случае, разве возможно убрать вот эти слои переписанной истории и увидеть какую-то объективную картину?
Николай Стариков: Понимаете, история объективной наукой быть не может априори. Если в учебниках истории современной Японии пишут, что атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросили страны антигитлеровской коалиции, то мы с Вами вряд ли можем предположить, что это случайная оговорка. Почему авторы этого учебника не пишут прямо – США сбросили? Они, вроде как, и не наврали – США действительно являлись одной из стран антигитлеровской коалиции, но смысл-то произошедшего полностью искажен. Искажен в угоду сегодняшней ситуации, сегодняшним Соединенным Штатам. История не может быть абсолютно очищена от конъюнктурных веяний политики того или иного времени, но к этому надо максимально стремиться. Сегодняшняя российская история написана в угоду нашему победившему геополитическому противнику. Вот что нужно понимать.