Косовские сербы хотят участвовать в выборах президента и парламента Сербии и имеют на это полное право
В преддверии парламентских и президентских выборов в Сербии обстановка в самопровозглашенной республике Косово стала обостряться. Сербы, живущие в крае, намерены принять участие в выборах, однако албанские власти не раз заявляли о своем намерении сорвать голосование. В Белграде опасаются новых столкновений и повторения погромов 2004 года. Таким образом, Косово вновь может стать самой горячей точкой на карте Европы.
Кто в первую очередь примет на себя удар албанских экстремистов, корреспонденту Накануне.RU рассказал известный исследователь сербской истории и культуры, ответственный редактор сайта Православие.ру иеромонах Игнатий (Шестаков).
Вопрос: В последнее время из Косово все чаще приходят сообщения об осквернении православных святынь. На стенах церквей регулярно появляются оскорбительные надписи. Можно ли сказать, что это как-то связано с предстоящими в Сербии выборами и попытками оказать давление на сербскую общину Косова, повлиять на ее участие в выборах?
Иеромонах Игнатий: Действительно, в последнее время акты вандализма и угрозы в отношении представителей Сербской Церкви на территории края участились. Об этом свидетельствует и недавнее заявление Отдела Внешних церковных связей, в котором выражалась обеспокоенность происходящим. Вполне можно сказать, что год назад ситуация на территории Косова была намного спокойнее. В одном из последних интервью епископ Рашко-Призренский Феодосий подтвердил, что сейчас провокаций стало намного больше. И это касается не только Церкви, но и всего сербского населения края. За последние полгода произошло несколько серьезных инцидентов, способных разрушить и без того хрупкий мир в регионе. Косовская полиция неоднократно арестовывала местных сербов под надуманными предлогами.
Частыми стали случаи избиения и угрозы физической расправы. Несколько инцидентов было зафиксировано на административной границе Автономного края и Сербии, когда уже сербские полицейские арестовывали представителей Косовской полицейской службы (КПС). О том, насколько серьезна ситуация, говорит недавний случай в Косовской Митровице, где прогремел взрыв, в результате которого погиб албанец, отец четверых детей. Скорее всего, это очень подлая провокация, направленная на нагнетание напряженности.
Не зря некоторые сербские политики высказывают опасения, что сценарий мартовских погромов 2004 года может повториться. И связь между предстоящими выборами в Сербии и нарастанием напряженности в Косово вполне очевидна. Сербы, проживающие на территории края, хотят принять участие в голосовании, поскольку справедливо считают, что являются гражданами Сербии и живут на ее территории. Представители косовских властей в Приштине, в свою очередь, неоднократно заявляли, что любой ценой не допустят их до выборов.
Вопрос: Сколько сербов сейчас живет в Косово и насколько важным это число может быть с электоральной точки зрения?
Иеромонах Игнатий: Можно встретить очень разные цифры, но скорее всего их от 100 до 120 тысяч человек, и если учесть, что все население Сербии не превышает 6,5 миллионов, то это не то количество людей, о которых можно забыть. Но дело тут конечно не в борьбе за какие-то голоса, а в самом принципе: пройдут выборы или нет. Если сербы, живущие на территории края, не смогут принять участие в выборах, то это станет фактическим признанием его независимости.
Вопрос: Как относятся в Белграде к тому, что косовские сербы собираются принять участие в выборах?
Иеромонах Игнатий: В Белграде нет четкой позиции по проведению выборов в Косово, и из уст политиков звучат разные высказывания. Можно предположить, что на севере края выборы, скорее всего, пройдут, но там, где сербы живут в плотном албанском окружении, могут быть серьезные инциденты. Повторюсь, косовские власти неоднократно заявляли о намерении не допустить проведения общесербских выборов.
Кстати, отмечу, что есть устойчивое ложное представление о том, что сербы, в основном, живут только на севере края. На самом деле, сербские анклавы разбросаны по всей территории Косова и Метохии. Этих людей нельзя просто так взять и вычеркнуть. Они хотят участвовать в выборах и, являясь гражданами Сербии, имеют на это полное право. Сербские политики озабочены возможным повторением событий 2004 года, когда албанцы устроили масштабные погромы.
Вопрос: А как на это реагируют страны НАТО, чьи военнослужащие находятся в крае?
Иеромонах Игнатий: На западе понимают, что ситуация в Косово накаляется и подтверждением этого является тот факт, что около двух недель назад контингент КФОР был увеличен на 400 немецких солдат. И сербами, и албанцами это было встречено по-разному.
Вопрос: Ну а если начнутся беспорядки, то древние христианские памятники могут оказаться разрушены в первую очередь….
Иеромонах Игнатий: По крайней мере, они могут оказаться под ударом. Серьезное беспокойство вызывает понимание того, что Церковь является заложником всей этой ситуации.
В восприятии албанцев, особенно радикально настроенных – тех, например, кто воевал в рядах Армии освобождения Косово, Церковь является символом сербского присутствия в крае. Именно поэтому и появляются эти оскорбительные граффити на стенах храмов.
Недавно пострадал даже такой известный памятник, как монастырь Высокие Дечаны, занесенный ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия. Это один из немногих памятников, который все еще охраняется силами КФОР. Миссия КФОР постепенно сворачивается и, несмотря на негативное отношение к этому Сербской Церкви, ее церкви и монастыри передаются под охрану местной косовской полиции. Совсем недавно под охрану КПС был передан женский монастырь Девич, который был полностью сожжен во время погрома в марте 2004 года. Тогда французские солдаты не смогли или не захотели защитить обитель от разъяренной толпы албанцев. Можно легко представить, что ждет монастырь сейчас в случае массовых беспорядков. Мы переживаем не только за небольшие обители как Девич, но и за такие известные монастыри как Высокие Дечаны, и Печская патриархия, которые пока еще охраняются КФОР, но тоже могут лишиться этой защиты. Это – величайшие святыни для всего Вселенского Православия. Местные албанцы придумывают все новые и новые способы, чтобы обострить ситуацию, например, начинают строительство автотрасс прямо у стен древних монастырей, ведут какие-то строительные работы и т.п.
Вопрос: Что может сделать Россия, чтобы помочь сербам их святыням в этой непростой ситуации?
Иеромонах Игнатий: Россия ведет себя довольно активно: и МИД, и другие структуры по своей линии предпринимают усилия, чтобы нормализовать ситуацию, но и мы с вами тоже можем помочь. Например, сейчас в Сретенском монастыре идет акция по сбору средств, которую благословил Святейший Патриарх Кирилл. Она началась незадолго до великого поста и продолжается сейчас. Мы хотим помочь в восстановлении семинарии Кирилла и Мефодия в городе Призрен. Это одна из самых известных сербских семинарий, из которой вышло несколько патриархов, а Призрен является кафедральной столицей епархии. К сожалению, после 1999 года здесь практически не осталось сербского населения. До войны там было около девяти тысяч сербов, а сейчас их не больше двух десятков. К тому же в 2004 году здание семинарии, прилегающий собор Св.Георгия и епископский двор были разгромлены. Только недавно сербы получили возможность возобновить работу семинарии в Призрене. Осенью 2011 был набран первый курс и сюда приехали 9 юношей и преподаватели. Можно сказать, что живут они в изоляции и даже в город выходить им не всегда безопасно. У них очень тяжелое материальное положение и помощь им очень нужна. Хочется напомнить, что ранее российское правительство выделило по линии ЮНЕСКО 2 миллиона долларов и эти средства пойдут на реставрационные работы Высоких Дечан, Грачанице и Печской патриархии, что недавно подтвердил владыка Феодосий. Там будут проведены масштабные работы: реставрация и консервация. В первую очередь это коснется уникальной резьбы по камню.
Все, наверное, знают, что Россией было направлено уже несколько конвоев с гуманитарной помощью. Вообще помощь России и Русской Церкви очень важна даже не в материальном, а в моральном плане, чтобы сербы чувствовали, что они не забыты и не оставлены. Радует, что инициатива по сбору помощи находит живой отклик не только у жителей России, но и наших соотечественников по всему миру. Мы получаем информацию о том, что в регионах организуются акции по сбору средств. Надеемся, что это желание помочь не ослабнет и может приобрести характер постоянной помощи нашим сербским братьям в Косово и Метохии.