Юрий Неелов: "Газпром" – уже неуправляемая империя
Власти дали старт появлению в России нефтегазового гиганта – по сути госкорпорации, которая объединит на базе "Роснефтегаза" активы в нефтянке и энергетике. Такой шаг, в том числе, заставит "подвинуться" и газового монополиста – компанию "Газпром", говорят эксперты. Несмотря на то, что "Газпром" называют государственной по факту, экс-губернатор Ямала, а ныне сенатор Юрий Неелов заявляет, что это уже неуправляемая "закрытая" империя, монополия отдельно взятых людей, в то время как "недра должны принадлежать народу". Почему нам нужен "Роснефтегаз" и почему накопилось недовольство "Газпромом", Юрий Неелов рассказал в интервью Накануне.RU.
Президент Владимир Путин своим указом поручил правительству страны закрепить за "Роснефтегазом" статус инвестора по отношению к компаниям отрасли, пакеты акций которых планируются к приватизации до начала 2015 года. Путин подробнее рассказал о новой роли "Роснефтегаза". По его словам, компании ТЭКа нуждаются в дополнительном финансировании для своего развития — и предоставить его сможет "Роснефтегаз". "Приватизация — это один из видов привлечения капитала. Именно поэтому предлагается войти в их капитал "Роснефтегазу", который имеет не бюджетный, но значительный финансовый ресурс. И с целью решения текущих оперативных проблем компаний может вполне поучаствовать в их докапитализации",— пояснил президент.
Модель суперкорпорации на базе "Роснефтегаза" (кликните для увеличения)
Участвовать в приватизации госкомпаний "Роснефтегаз" будет за счет средств, полученных от дивидендов. Компании принадлежит 75,16% акций "Роснефти" и 10,74% акций "Газпрома". Таким образом, теперь "Роснефтегаз" получил возможность консолидировать государственные активы ТЭКа. Крупнейшие из них — "Транснефть", "Зарубежнефть", а также, например, "Интер РАО", "РусГидро" и ФСК.
Решение о консолидации активов на базе "Роснефтегаза" совпало с назначением бывшего вице-премьера Игоря Сечина главой "Роснефти".
На фото - сенатор Юрий Неелов (слева) с губернатором Ямала Дмитрием Кобылкиным на съезде "ЕР" в Москве
Вопрос: Юрий Васильевич, как Вам идея консолидации активов на базе "Роснефтегаза" и приход на пост председателя правления "Роснефти" Игоря Сечина?
Юрий Неелов: Я ничего страшного в этом не вижу, это будет, наверное, не 100% государственная компания, но контрольный пакет, видимо, будет у государства. Это будет корпорация, которая будет привлекать и частный капитал. Наверное, это правильное решение, потому что 100% отдавать в частные руки сегодня тоже нельзя, должен быть контроль государства, и это первый шаг к этому. Посмотрим, как будет развиваться.
Вопрос: Уже есть оценки, что это будет своего рода аналог советского министерства, курирующего нефтянку.
Юрий Неелов: В принципе, наверное, да, только не совсем аналог – эта корпорация будет работать уже на рельсах новой экономики, уже опыт нами пройден определенный. Не думаю, что это будет госснаб, это нечто новое, но с формами государственного регулирования, что я считаю правильным.
Вопрос: То есть, компания будет работать параллельно "Газпрому" и даже теснить его? Для Ямала это что будет значить?
Юрий Неелов: А что, это абсолютно нормально. А почему сегодня "Газпром" должен быть монополистом? Я считаю, что ему должны возникать альтернативные компании, которые многое могут сделать лучше, чем "Газпром". Эта империя уже, в принципе, неуправляемая. Нормально, что создаются такие корпорации и будут работать на одном поле. Извините меня, недра сегодня не "Газпрома", недра сегодня – достояние России, это принадлежит всем, всему народу.
Вопрос: Тогда их надо национализировать?
Юрий Неелов: Зачем национализировать? Можно сделать частно-государственное партнерство, но это не должна быть монополия отдельно взятых людей.
Вопрос: Почему наступило недовольство "Газпромом", на Ваш взгляд?
Юрий Неелов: Оно давно возникало. Сколько я помню, никому не нравилось, что дивиденды минимальные, "Газпром" сам распоряжается – как хочет, так тратит. Захотел – футбольную команду содержал, захотел – то и сё, а показать вообще открыто, какие активы, какие доходы – никогда не показывает. У них всегда закрытая информация совета директоров.
Вопрос: Считается, что на это стал накладываться и политический момент, когда подконтрольные "Газпрому" СМИ начали поддерживать уличную протестную активность.
Юрий Неелов: Что касается протестов, то я против этого – нам нужен конструктив. Я не говорю, что власть все делает правильно, но нужно все делать конструктивно. Есть у вас предложения - придите с ними, обсудите. Если примут – значит, надо дальше делать. А что толку ходить, орать, знаменами махать? Если ты нормальный человек с государственным мышлением, то да, ты не согласен с тем, что делает власть, но ты конструктивно внеси то, что считаешь нужным, при том, не фантастические идеи, а исходя из возможностей страны.
Вопрос: Ну а что скажете про то, что опора протестного движения, в том числе, была связана с медийными ресурсами "Газпрома"?
Юрий Неелов: Я не связываю это с тем, что была опора на медийные ресурсы "Газпрома", оппозиция ведь не только на них рассчитывала. Мне кажется, в целом прошло колебание в сторону оппозиции. Дали понять, что есть люди, которые не согласны, и с ними надо считаться.
Вопрос: Возможно ли, что "Роснефтегаз" начнет действовать как государственная компания, а "Газпром" понемногу начнут делить на разные активы и распродавать впоследствии?
Юрий Неелов: Я знаю, что давно "Газпром" хотел разделиться, выделить отдельно буровое направление, отдельно – транспорт, добычу. Ничего такого страшного в этом не вижу, любая компания должна модернизироваться, исходя из того, что время движется вперед.
Вопрос: Верите ли Вы в угрозу "нефтегазовой блокады" России, которую якобы вскоре может осуществить Катар по указке США?
Юрий Неелов: Я не думаю, что это будет, запасы газа у нас громаднейшие, применяются новые технологии, строится переработка, завод по сжижению газа, то есть, наконец-то и правительство, и президент поняли, что одним сырьем жить нельзя. Поэтому реализуется такая мощная программа – по переработке, сжижению газа, реанимация Северного морского пути, поэтому трудно нам будет сделать блокаду. Тем более, мы не та страна, которая бы от кого-то зависела – мы вполне самостоятельны.
Вопрос: Как Вы считаете, могут ли заявленные совместные проекты "Роснефти" с ExxonMobil и другими иностранными компаниями не остаться просто на бумаге, как опасаются некоторые аналитики, а действительно стать проектами полноценного сотрудничества?
Юрий Неелов: Почему бы нет? Это нормально, когда мощные мировые компании интегрируются между собой, делают общее дело. Я не думаю, что Россия подписала такое соглашение вопреки себе. Я думаю, что там есть российская выгода, и немало. Я к этому отношусь положительно.