Путин не очень точно знает историю - предатели не коммунисты, а либералы
Выступая в Совете Федерации, накануне президент Владимир Путин коснулся вопроса Первой мировой войны. Он заявил, что Россия "проиграла проигравшей в войне Германии", и это был беспрецедентный случай в мировой истории, а всю тяжесть "похабного мира" возложил на коммунистов, которые "совершили акт национального предательства". В то время, как Запад активно пытается переписать историю, в первую очередь, Великой Отечественной войны, такое резкое заявление из уст президента звучит довольно странно. О каком поражении вообще идет речь – может быть все-таки о том, что либералы распустили армию в феврале 1917, размышляет эксперт Накануне.RU. О том, что стало причиной поражения России в Первой мировой войне, о политическом кризисе и о том, спектакле, который отводит внимание от насущных проблем, которые "взяли Россию за горло" рассказал Накануне.RU историк, философ, политолог, автор книг о советской цивилизации Сергей Кара-Мурза.
Вопрос: Вчера в Совете Федерации Путин сказал, что поражение в Первой мировой войны было "актом национального предательства большевиков". Что вы думаете по поводу этого заявления?
Сергей Кара-Мурза: Я думаю, что Путин связан своими обязанностями и такие вещи вынужден говорить, но я думаю, что он не совсем точно историю знает. Какое там поражение-то? Он имел в виду, что Февральская революция армию разрушила?
Вопрос: Он сказал, что "Россия проиграла войну Германии, которая проиграла Антанте".
Сергей Кара-Мурза: Ну так Российская империя была распущена в феврале 1917 года. И я думаю, что если бы не довели до этой самой революции, то такого бы не было. Кто, собственно, виноват-то в этом? Он говорит "Россия", но это абстракция. Есть государство, государственная власть, есть социальные группы, активные в политике, есть массы населения, которые колышутся туда и сюда. В данном случае, либералы-кадеты, они бы не смогли эту революцию провести даже с помощью Запада, хотя у них помощь и была, но и с помощью Запада они бы не смогли ее провести, если бы государство не впало в такой кризис. Именно государство, а не экономика. Этот кризис назревал с 1902 года с переменным успехом.
Вопрос: А когда он стал необратимым?
Сергей Кара-Мурза: Уже в 1905-1907 годах Вебер (Макс Вебер, немецкий социолог и историк, – прим. Накануне.RU), который изучал эту ситуацию, посчитал, что эта монархия, империя попала в ловушку историческую, в которой, какой бы она ни делала шаг, даже разумный, она бы ухудшала свое положение. Он называл это "экзистенциальной ловушкой", такой системой порочных кругов, выбраться из которых очень трудно. Реформа Столыпина была очень важной попыткой выбраться из этой ловушки, но не получилось. Не хватило сил, прежде всего, у государства. А дальше, после гибели Столыпина, это уже был вопрос техники. И конечно не хотело ни царское правительство, ни население такой катастрофы. На кого сейчас пенять-то? Ну давайте посмотрим, кто сейчас доводит до кризиса.
Вопрос: Путин сказал также, что победа в Великой Отечественной войне была искуплением вины за Первую мировую. Не станут ли эти слова импульсом для очередного витка пересмотра истории, не придем ли к разговорам о том, что и советская власть была нелегитимной?
Сергей Кара-Мурза: Я думаю, что такие романтические идеологические выступления на сознание населения не оказывают влияния, потому что уже все за 20 лет стало ясно. Ну можно приукрасить конечно, хотя нынешнее положение печальное – раскрыли страну, и она оказалась в самом провальном положении. Посмотрите, Китай, Индия, Бразилия проходят с развитием этот кризис, они на нем растут. Запад удерживается примерно на одном уровне с небольшими колебаниями. А мы в самом плохом положении находимся, потому что та защита от этих кризисов, которую начала выстраивать еще царская Россия, потом в советское время была достроена – они эту систему всю ликвидировали.
Прошли две волны кризиса – мы практически всей промышленности лишились. Приватизировали, чтобы отдать западным инвесторам, а кто их сейчас купит в таком состоянии. В советское время такого состояния не было. Был военный паритет, а сейчас мы даже оружие не можем делать для себя. Такой регресс в промышленности и в науке, мы лишились всего, что было создано в ХХ веке, они не смогли даже просто сохранить. Поэтому, я бы так сказал – чья бы корова мычала. Обвинять за Первую мировую войну, когда мы уже третью готовы проиграть – это, мне кажется, вынужденное действие. Эту бригаду властную давят со всех сторон и брать на себя такую функцию – не очень уважительно. Это не очень приемлемо для президента - чтобы так свою историю поливать. Я считаю, что это не соответствует канонам поведения на таких должностях.
Вопрос: Сенаторы обратились к президенту с предложением ввести день памяти погибших в Первой мировой войне. Есть ли необходимость в таком дне, получит ли идея поддержку на общественном уровне, на Ваш взгляд?
Сергей Кара-Мурза: Не скажу, нужно это России или не нужно, потому что Россия сейчас – не единая сущность. Каким-то кругам, видимо, это нужно – перевести внимание на такие драматические, давным-давно прошедшие события. Вместо того, чтобы заниматься нынешними проблемами, внимание туда перемещать. А для остальной России, ее, так скажем, "массивной" части – это неактуально и вряд ли кого-то сильно взволнует. Понимаете, сейчас уже времена Брежнева неактуальны, потому что люди думают, как из конкретной нынешней ситуации вылезти. Об этом только думают.
Кто сейчас будет думать о делах столетней давности, даже пятидесятилетней – это странно было бы, когда такие актуальные проблемы нашу страну за горло взяли. Пусть эти круги, так сказать, переживают, или у них какие-то задачи стоят – пускай они будут этим заниматься, но они не втянут в это основную массу населения. Таких спектаклей много у нас, постоянно что-нибудь придумывают. Так что не надо это драматизировать , а лучше – не слушать. Это на молодежь, конечно, действует, на школьников, но ничего не поделаешь – родители должны объяснять, что думать надо о том, как образование сначала получить, потом работу подыскать, потом детей завести, чтобы их наркоманами не сделали – вот, мол, какие проблемы-то твои. А они определяются, конечно, и сознанием и социальным отношением.