Дело "сподвижников Квачкова": убрали шизофреника, но шизофрения осталась? ФОТО, ВИДЕО
Новые подробности в деле уральских "сподвижников Квачкова" вскрылись в ходе сегодняшнего судебного заседания. Ранее в формулировках материалов следствия в качестве главного организатора вооруженного мятежа фигурировал Александр Ермаков. Но разработчик плана "Рассвет" по захвату власти в Екатеринбурге был признан больным шизофренией и суд над ним по этой причине не состоится. Сегодня, к удивлению присутствовавших в зале, гособвинение расставило акценты иначе, чем прежде. На полковника Леонида Хабарова указывают как на "главного мятежника", который и вербовал, и покупал оружие, и даже готовился к сбыту наркотиков. Сам Хабаров немногословен. Но в конце заседания из "клетки" бросает знакомым: "Поздравьте ребят с Днем ВДВ!" Подробности – в репортаже Накануне.RU из зала суда.
По данным следствия, "сподвижники Квачкова" из "Народного ополчения Минина и Пожарского" в уральской столице планировали взорвать ТЭЦ, уничтожить ряд руководителей силовых ведомств и диаспор в ходе операции "Рассвет". "Лидером боевой ячейки" на предыдущих заседаниях назвали предпринимателя Александра Ермакова. Ранее уже были оглашены приговоры в отношении бывшего оперуполномоченного угрозыска Владислава Ладейщикова и предпринимателя Сергея Катникова – их дела рассматривались в особом порядке. Они засвидетельствовали вину всех других подозреваемых и отделались условными сроками.
Теперь в суде начинаются главные процессы.
– Как состояние отца? – спрашиваю сына Леонида Хабарова Дмитрия перед началом заседания.
– Сейчас увидите, – говорит он.
– На что жалуется?
– На что жалуется? У него здоровых частей на теле нет. Лечиться не дают, – сетует Дмитрий Хабаров.
Во время заседания у Дворца правосудия проходил одиночный пикет
На заседание пришли и те, кто с Хабаровым не знаком, но узнали о процессе из СМИ. Некоторые призывали молиться
Дела ветерана войны в Афганистане Леонида Хабарова, изобретателя Виктора Кралина и отца Владислава Ладейщикова Александра объединены в общее судопроизводство. О том, что по делу будут судить также Александра Ладейщикова, было объявлено в июле 2012 года. Вместе с тем, выяснилось, что суд не грозит Ермакову.
Как рассказал Накануне.RU Дмитрий Хабаров, Ермакову все же поставили диагноз "шизофрения", и теперь "главарю" "светит" разве что принудительное лечение.
Заседание началось с попыток отвода всего состава судей, а также гособвинителя. Кроме того, Виктор Кралин пытался добиться рассмотрения дела судом присяжных.
Хабарову вменяется подготовка в организации вооруженного мятежа, эта статья исключена из списка статей, по которым возможно рассмотрение дела судом присяжных. Кралину вменяется содействие в террористической деятельности, и на эту статью ограничения не распространяются. И, если остальные обвиняемые по делу не возражают против рассмотрения дела судом присяжных, то отказывать в этом Кралину антиконституционно, отметила сторона защиты. Другие предполагаемые "сподвижники Квачкова" не возражали.
Кралин вел себя взволнованно, но апеллировал к рассудку. Хабаров был хладнокровен. То и дело поглядывал в УК РФ
"Месяц на меня оказывалось воздействие, чтобы я признал вину и получил условный срок, – заявляет, обращаясь к суду, Кралин, уже год находящийся под стражей. – Были пытки. Я три раза в жизни видел Хабарова не более двух часов, Ладейщикова – два раза. На этом основании объединяются дела?"
Коллегия удаляется для принятия решения. "То, что дело не рассматривается судом присяжных, не является основанием для отвода судей", – говорит председательствующий судья Денис Меледин, как-то походя отвергая доводы защиты по поводу привлечения общественности к рассмотрению дела.
Следующий вопрос – отвод гособвинителя Марии Щибрик. И – снова отказ. В перерывах, пока судьи совещаются, Кралин заявляет журналистам: "Шизофреник был руководителем группы! Это дело - беспредел! Отказался признать вину – поезжай в подвал, где через две недели оба глаза заплывают. А зачем меня в Лефортово возили? Мне прямо сказали в ФСБ, что ты маленькая шестеренка в этом деле".
И тут же припомнил историю: "В 1937 году 14,3% обвиняемых оправдывали, сейчас 0,8%. Спасибо, что не расстреливают".
– Прекратите, – пытаются прервать общение Кралина с журналистами судебные приставы.
– Я в карцер нормально съезжу, уже привык, – отвечает он.
И продолжает:
– Сейчас нас посадят, а потом…
– А потом их, – договаривает за него немногословный Хабаров. И хоть фамилий не называет, но ясно, о ком идет речь.
Супруга полковника ГРУ Владимира Квачкова Надежда утверждает, что "уральское дело", по всей видимости, инициировано следователями, чтобы "подобраться" к мужу. Ранее Квачков был оправдан в деле о покушении на Анатолия Чубайса, однако вскоре после вынесения решения Верховного суда в декабре 2010 года был арестован по подозрению в подготовке вооруженного мятежа.
Один из оправданных фигурантов дела о покушении на Чубайса, Иван Миронов, ранее отмечал в беседе с Накануне.RU: "Исходя из того, что сегодня происходит по самому Владимиру Васильевичу (Квачкову, – прим. Накануне.RU), понятно, что цель удара по Хабарову – посадить наиболее дееспособных и наиболее патриотически-настроенных офицеров, которые, опираясь на свой авторитет, блестящую службу на благо Родины, могут выступить против режима. Это превентивный удар, и, к сожалению, уже сейчас можно говорить, что приговор будет обвинительный без вариантов, возможно, кому-то будет смягчение за оговоры и лжесвидетельствование, но здесь исход, к сожалению, предрешен. Тем более, что новые правила, которые вывели статью о терроризме из юрисдикции суда присяжных, принимались именно с этой целью". Он считает, что новое дело в отношении Квачкова и его так называемых "соратников" - "реванш Чубайса".
Далее защита просит вызвать свидетелей, которые на стадии следствия почему-то не допрашивались. Например, адвокат Кралина просит пригласить свидетеля, который может пояснить обстоятельства приезда Кралина в Минск. Изобретатель якобы приезжал в Белоруссию, чтобы встретиться с послом Венесуэлы и получить средства на организацию вооруженного мятежа в Екатеринбурге. В зале слышится смех и недовольный гул. Адвокат поясняет: "Так указано в материалах следствия". Защита утверждает, что цель поездки была исключительно деловая, связанная с научными разработками Кралина. "Это не исключает того, что могли быть и другие цели", – возразила госпожа Щибрик.
Кроме того, защита попросила вызвать сына Кралина Алексея. Свидетель готов опровергнуть продажу изобретателем земельного участка за 30 тыс. руб. и передачу этих денег на финансирование мятежа. По словам стороны защиты, есть документы, подтверждающие, в чьей собственности находился участок, кому был продан, на какие цели были потрачены средства.
Гособвинение согласилось на вызов этого свидетеля. Однако у следствия есть и другие предполагаемые спонсоры восстания – "неустановленные лица". Гособвинитель озвучила, что переговоры о финансировании с "радикальными лицами" велись Хабаровым по интернету, в том числе по "Скайпу". Неустановленное лицо профинансировало операцию на 5 тыс. долларов двумя переводами, которые были осуществлены из Болгарии.
Роль же Хабарова заключалась в том, что он в свое время организовал выступление Квачкова в институте, в котором работал, вербовал участников, сформировал боевую группу, вступил в сговор с Ермаковым и другими "мятежниками", узнав, что они "негативно относятся к руководству РФ" (из данных следствия, это был главный критерий, объединивший "сподвижников Квачкова"). Он же вооружал боевую группу, приобрел оружие "у неустановленных лиц, при неустановленных обстоятельствах, хранил в неустановленном месте". Часть передал на хранение Кралину и Ладейщикову. У него самого дома обнаружили штучные патроны.
Именно Хабаров поручил разработку плана Ермакову (уместно ли было "поручать" разработку плана "лидеру ячейки", как называло Ермакова следствие ранее?). Кроме того, сотрудники ФСБ увидели у Хабарова умысел на сбыт наркотических средств в особо крупном размере, которые тот планировал использовать в качестве обезболивающего для бойцов во время спецоперации (при обысках в квартире Хабарова был найден промедол, который, со слов ветерана, остался со времен войны).
На вопрос судьи, понятна ли суть обвинения, ветеран-афганец Хабаров ответил: "Гитлер в сове время Рейхстаг поджег, чтобы развязать террор против компартии, ФСБ инсценировала мятеж, чтобы развязать террор против патриотов. Это мы защищали конституционный строй!"
Отвечая на вопрос о признании вины, Леонид Хабаров и Виктор Кралин заявили, что вины не признают. Но в содеянном сознался Александр Ладейщиков. Он, как и Кралин, был обвинен в содействии террористической деятельности, но почему-то под стражу заключен не был, а находился под подпиской о невыезде.
Суд назначил следующее заседание на 24 сентября.
Адвокат Леонида Хабарова Виктор Кочетов отмечает: "Мы видели, что акценты смещены, ведь Ермаков признан шизофреником, он уже не будет участвовать в процессе. Главным организатором теперь называется Хабаров. А сейчас взята пауза для вызова свидетелей, которые, видимо, находятся на отдыхе".
Об этом же говорит сын Хабарова Дмитрий (на фото): "Ермаков признан больным шизофренией, дело рассыпается. Моего отца с пневмонией возили на ознакомление с делом, следствие выбивало показания в обмен на здоровье. Ему об этом открыто сказали. Говорили: "Если не признаешь вину, получишь худший лагерь России, выйдешь в 2022 году"".
Пока "худший лагерь России" полковник получить не боится. Находясь в "клетке" в зале суда, Леонид Хабаров ни о чем не просит знакомых и родственников, кроме одного – "поздравить ребят с Днем ВДВ".