Продолжение либеральных реформ сделает из России страну вымирающего люмпена
Владислав Жуковский о деградации человеческого капиталаРоссийские высокопоставленные чиновники всё чаще апеллируют к высоким материям – начиная от набивших оскомину "модернизации" и "инноваций" и заканчивая построением экономики знаний. Однако львиная доля обещаний правящих властей относительно "безусловного исполнения взятых социальных обязательств", "приоритетного развития человеческого капитала" и "повышения качества жизни населения" на деле оборачивается всего лишь хорошо продаваемым и ни к чему толком не обязывающим предвыборным лозунгом.
Находящиеся у руля социально-экономическим блоком правительства идейные гайдаровцы, рассматривающие любое вмешательство государства в экономику в качестве "экономического сатанизма", продолжают реализовывать политику социального геноцида. Но если во времена Ельцина она носила массовый и повсеместный характер, то во времена нулевых стала узкоцелевой и адресной – вымирают и люмпенизируют те, кто не смог встроиться в паразитическую модель "экономики трубы", а таких людей, отметим, до 60% населения.
60% населения России удерживают в нищете искусственно
Вслед за приватизацией ЖКХ и откровенно людоедской монетизацией льгот, легитимизировавших произвол коммунальной мафии и поборы в системе социального обеспечения населения, коррумпированные чиновники приступили к дебилизации населения и разрушению системы образования - внедрение Болонской системы, ЕГЭ и обучение компетенциям. Осенью 2012 года был подготовлен новый образовательный стандарт, который, по сути дела, означает приверженность властей политике дальнейшей дебилизации населения и повышения платности образования.
Вступление в силу с 1 июля текущего года поправок в ФЗ-83, узаконивающих коммерциализацию системы дошкольного, школьного и высшего образования, медицинского обслуживания и досуга, вкупе с запланированным урезанием бюджетных расходов на социальные нужды на 35-40% с учётом только официальной оценки инфляции в течение ближайших трех лет, поставит крест на самой идее модернизации.
Почему социальная ориентированность бюджета – миф
Наиболее отчётливо масштабы пропасти между популистскими лозунгами и реальными действиями властей по демонтажу остатков научно-технического потенциала России проявляются в системе социального обеспечения населения. Более того, даже официальные данные Росстата, который испытывает на себе колоссальное политическое бремя и отличается повышенной политкорректностью, фиксируют крайне плачевное состояние социально-демографической ситуации и деградацию человеческого капитала.
Иллюзия преодоления демографического кризиса
Действительно, в отчётах правительства появился некоторый оптимизм, который касается, прежде всего, демографических показателей. Нельзя не отметить, что по итогам первых девяти месяцев текущего года зафиксировано заметное (на 2,2%) снижение количества умерших россиян – с 1,299 млн человек в январе-августе 2011г. до 1,274 млн человек в аналогичном периоде текущего года. Да, это хуже, чем темпы снижения смертности на 4,6% по итогам первых четырех месяцев текущего года, но в любом случае отражает позитивную динамику.
Вкупе с ростом рождаемости на 7% в январе-августе текущего года (с 1,171 до 1,253 млн человек) это позволило добиться более чем 6-ти кратного снижения показателя естественной убыли населения за аналогичный промежуток времени – с 128,9 тыс. до 20,9 тыс. Притом, что ещё по итогам января-апреля смертность превышала 35 тыс. человек, а в по итогам первых 4-х месяцев 2011 г. не опускалась ниже 79,2 тыс. годом ранее.
Столь низких показателей вымирания населения не наблюдалось на протяжении последних 20 лет "рыночных преобразований", обернувшихся погромом несырьевой обрабатывающей промышленности, деградацией экономики, уничтожением социальной сферы и 10-кратным ростом бедности в 1990-е годы. Всего же за период 2000-2011гг. масштабы вымирания населения России упали практически в четыре раза – с 958,5 тыс. человек ежегодно до 239,5 тыс., что также не может не вызывать оптимизм.
Благодаря этому буквально за один год с января-августа 2011г. по аналогичный промежуток 2012г. коэффициент рождаемости подскочил с 12,3 до 13,1 человек на 1 тыс. жителей России, тогда как коэффициент смертности опустился с 13,7 до 13,4 человек. Благодаря 6,5%-му увеличению коэффициента рождаемости и снижения смертности на 2,2% коэффициент естественной убыли населения сократился практически в 5 раз – с 1,4 до 0,3 человека на 1 тыс. граждан России.
Такими темпами уже к концу текущего года может возникнуть ситуация, при которой в силу удачного стечения обстоятельств (наложения долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных демографических волн) и гомеопатического улучшения ситуации в социальной сфере впервые за 20-летие эпохи беспробудного народного предательства Россия перестанет вымирать.
Это даст повод правящему классу во всеуслышание заявить о своих "достижениях" - выходе России из демографической ямы. Другое дело, что ни слова не будет сказано про то, что подавляющая часть прироста рождаемости обеспечивается за счёт выхода в детородный возраст поколения "бэби-бума" времён "сухого закона", а также реализации отложенной в связи с кризисом 2009г. рождаемости.
Но несмотря на определённые позитивные сдвиги в демографической ситуации последнего времени, не стоит забывать тот факт, что население России по-прежнему вымирает темпами в 240 тыс. человек (2011г.), а по количеству социально-обусловленных болезней и смертей от внешних причин (производственный травматизм, убийства, самоубийства, отравления низкокачественным алкоголем, транспортные происшествия и т.д.) Россия уже много лет занимает верхние строчки в мировой табели о рангах наряду со слаборазвитыми странами Африки и Латинской Америки.
Также нужно понимать, что наблюдаемое улучшение ситуации с рождаемостью во многом обусловлено скачком прироста населения в моноэтнических мусульманских республиках Северного Кавказа, а также ростом рождаемости уверенно ассимилирующих в России эмигрантов из Ближнего Зарубежья.
При этом на территории Поволжья, Урала, Западной и Восточной Сибири по-прежнему наблюдается устойчивый демографический кризис – мигранты едут в депрессивные регионы неохотно, рабочих мест катастрофически не хватает, обрабатывающая промышленность разрушена, а "нефтедоллары" и бюджетные деньги оседают в карманах немногочисленных местных олигархов и чиновников. В результате мы имеем бесконтрольный наплыв граждан солнечного Таджикистана и Узбекистана в крупные и густонаселённые города европейской части России, концентрирующие более 90% всех финансовых активов и прибылей российской экономики – Москву, Петербург, Краснодар и т.д.
Неоднозначную реакцию взывают цифры по динамике браков и разводов: с одной стороны, в январе-августе текущего года наблюдается снижение численности разводов на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом времени годом ранее – с 436 до 418,7 тыс. С другой стороны, налицо усиливающийся спад в динамике новых браков – в январе-августе текущего года количество новых заключённых браков сократилось на 1,8% - с 793,6 до 779,9 тыс.
Продолжающееся усиление тенденции к снижению брачности, даже несмотря на весьма заметное улучшение ситуации с разводами, косвенно свидетельствует о нестабильности позитивных изменений в демографической сфере - скачок рождаемости на фоне снижения брачности и распада семей нехарактерен для русского населения и менталитета.
Здоровье матерей и детей
Закономерным итогом масштабного падения уровня жизни населения, скачка бедности, социально-имущественной поляризации общества и люмпенизации населения в 90-е стало резкое ухудшение качества здоровья не только рядовых граждан, но и будущих матерей. За период с середины 1980-х гг. удельный вес родивших женщин, страдающих анемией, подскочил с 5,5% до 34,7%, болезнями системы кровообращения - с 4,4% до 10,4%, болезнями мочеполовой системы – с 3,8% до 19,2%, отёками и гипертензивными расстройствами – с 9,4% до 18,1%.
В результате беспрецедентного скачка численности бедного населения с 8,6 до 89 млн человек (а в действительности до 125 млн) и существенного урезания финансирования системы медицинского и социального обеспечения за период 1990-1999гг. произошёл слом всей социальной инфраструктуры общества, который углубился в период 2000-2011гг. За период 1989-2011гг. количество осложнений при родах по причинам анемии подскочило с 3,5% до 23%, по причинам болезни системы кровообращения – с 2,8% до 6,7%, по причинам отёков и гипертензивных расстройств – с 6,5% до 18,9%, по причинам болезни мочеполовой системы – с 2,8% до 7,2%.
Доля женщин, страдающих заболеваниями после окончания беременности (кликните для увеличения)
Не прошёл бесследно "реформаторский погром" и для новорожденных – количество больных детей подскочило с 200 тыс. в конце 1980-х гг. до 624 тыс. в 2010г., в результате чего удельный вес детей с отклонениями в здоровье вырос более чем в 3 раза – с 11% до 35,5%. В том числе на фоне качественного ухудшения физического и морально-психологического здоровья родителей доля новорождённых детей с врождёнными аномалиями подскочила с 1,5% до 3%, а с негативными состояниями в перинатальном возрасте увеличилась с 14,7% до 49,3%.
Изменение некоторых основных показателей системы здравоохранения за 1990-2010
Волна самоубийств
В глаза бросается сохранение чудовищной ситуации с самоубийствами – Россия по-прежнему входит в пятёрку стран с наиболее высоким уровнем суицидальной активности, которая остаётся на рекордно высоких уровнях, даже несмотря на широко разрекламированный в СМИ миф о "росте уровня жизни населения". Несмотря на снижение количества самоубийств в январе-августе текущего года на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (с 21,4 до 20,6 тыс. человек), ситуация с самоубийствами остаётся крайне тяжёлой. По итогам первых 8-ми месяцев 2012г. от суицидов погибло больше людей, чем от убийств (10,2 тыс. человек), случайных отравлений алкоголем (6,6 тыс.) и всех видов несчастных случаев на транспорте (18 тыс.).
Больше чем от самоубийств в России умирает лишь от заболеваний системы кровообращения (703 тыс. человек в январе-августе 2012г. по сравнению с 725,3 тыс. годом ранее), новообразований (увеличение с 192,5 до 192,6 тыс.), внешних причин смерти (снижение с 127,1 до 120,6 тыс.), болезней органов дыхания (снижение с 50,1 до 45,8 тыс.), а также инфекционных и паразитарных заболеваний (с 22 до 20,8 тыс.).
Наблюдается также скачкообразный рост социально-обусловленных болезней. Так, количество людей, больных психическими заболеваниями, за последние 20 лет подскочило с 3,6 до 4,18 млн человек, туберкулёзом – с 53,1 до 109,9 тыс., злокачественными новообразованиями – с 402,8 до 516,8 тыс., психическими расстройствами – с 1,57 до 2,14 млн человек, а численность людей с умственной отсталостью увеличилась с 904,8 до 933,5 тыс. человек.
И это данные официальной статистики, которая априори в силу объективных и субъективных причин просто не в силах охватить всех граждан с отклонениями в здоровье – учитываются лишь те, кто обращается за медицинской помощью в соответствующие учреждения.
Только по официальным данным Росстата за последние 20 лет количество людей с явно выраженными нарушениями психики подскочило с 2,4% до 2,9% населения России. С учётом латентных психопатов, маньяков, моральных уродов, сектантов и извращенцев, большинство которых в принципе не состоит на учёте в психоневрологических учреждениях, а также тех, кого до отчаяния довела беспросветная нищета и голод, можно говорить о том, что не менее 10-15% населения России (14 млн человек) потенциально имеют существенные нарушения психики. По экспертным оценкам порядка 30-33% населения России страдают хроническими отклонениями в психическом здоровье.
Динамика больничных коек по специализации за период 1970-2011
Источники преодоления упадка
Если власти не на словах, а на деле хотят остановить процесс массового вымирания населения и его ускоренного замещения этнически и культурно чуждыми мигрантами из слабо развитых стран Средней Азии, то требуется в срочном порядке положить конец откровенно людоедской социально-экономической политике и прекратить коммерциализацию бюджетной сферы. Для этого придется отменить поправки в ФЗ-83 о деятельности бюджетных организаций, которые легитимизируют поборы чиновников и сотрудников бюджетных организаций, провоцируют рост платности государственных услуг и делают недоступным даже минимально необходимое социальное и медицинское обеспечение для 60% населения России с доходами ниже 15 тыс. рублей.
Совершенно очевидно, что изменения механизма финансирования социальной сферы и бюджетных организаций, подразумевающее перекладывание ответственности по выделению бюджетных средств с федерального центра на региональные и муниципальные бюджеты, лишь усугубит ситуацию с хронической недофинансированностью системы социального обеспечения и падением качества медицинских услуг.
И это не говоря об изменениях процедуры расчёта размера оплаты труда – с 1 июля 2012г. руководители бюджетных организаций получат право выплачивать условный минимум всем сотрудникам бюджетного учреждения, а премиальный фонд (составляющий большую часть) будут распределять по своему усмотрению. Совершенно очевидно, что без должного контроля эта благая инициатива по стимулированию заинтересованности спровоцирует всплеск коррупции, скачок доходов руководителей и административного персонала учреждений, снижение зарплат рядовых сотрудников.
Уже сегодня, только за счёт ограничения масштабов незаконного вывоза капитала (1,2 трлн руб. или 12% федерального бюджета) в фешенебельные страны со стороны сырьевых олигархов и коррумпированных чиновников, а также официально зарегистрированной репатриации криминальных доходов (280-320 млрд руб. ежегодно) можно было бы в четыре раза увеличить расходы государства на финансирование системы образования только на федеральном уровне с нынешних 500 млрд то 2 трлн рублей.
Этих средств вполне достаточно, чтобы не просто решить проблему закупки современной медицинской техники, капитального ремонта изношенных на 80% мощностей поликлиник и больниц, но также обеспечить подготовку высококвалифицированных медицинских кадров и предотвратить упадок качества медицинского образования.
И это не считая тех средств, которые можно было бы дополнительно получить в бюджет только за счёт повышения уровня собираемости налогов с сегодняшних 70% до общеевропейских 85% (1,5 трлн рублей), повышений налоговой нагрузки на Газпром (700 млрд рублей) и прочие добывающие отрасли (550-700 млрд рублей), введения прогрессивной шкалы налогообложения (1,2-1,5 трлн рублей), введения алкогольной монополии (750 млрд рублей) и борьбы с теневым сектором экономики (2-3 трлн рублей).
Где потерялись триллионы российского бюджета
Однако принципиально важным становится вопрос о контроле за выделяемыми государством бюджетными средствами – невозможно в принципе реализовать ни одно из благих пожеланий и намерений Путина в условиях, когда 43% государственного заказа (3,5 трлн рублей) размещается на неконкурсной основе, рынок обналичивания преступных доходов превышает 2-3 трлн рублей, а теневой сектор экономики только по официальным подсчётам составляет 10-15% ВВП (6-10 трлн руб.). А в действительности зашкаливает за 20-25% или 12-15 трлн.
Изменение некоторых основных показателей системы образования за 1990-2010
Таким образом, без радикальной смены социально-экономического курса и возрождения системы доступной социальной и медицинской поддержки населения можно смело забыть про любую "модернизацию" и "инновации". Просто потому, что доведённые до отчаяния и находящиеся в нищете люди с психическими заболеваниями и объяснимой озлобленностью на мир ни при каких условиях не смогут стать двигателем прогресса, опорой для развития научно-технического потенциала и социальной базой для суверенной и сильной России.
Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU