"В отношении стран Прибалтики пора вводить санкции за суды над русскими ветеранами"
Накануне в Литве был осужден на два года 89-летний ветеран МГБ ЛССР Михаил Табакаев. Литовский суд признал его виновным в "высылке гражданских лиц с оккупированной территории Литвы в отдаленные районы СССР". Подробностей этого дела не очень много, но представитель российского МИДа Александр Лукашевич уже назвал это решение "политическим", а сам процесс – "позорным судилищем". С этим заявлением соглашаются и российские эксперты, которые указывают на прежние подобные прецеденты, демонстрирующие русофобскую позицию прибалтийских властей.
Ветерана органов госбезопасности Михаила Табакаева литовский суд признал виновным в организации депортации некоторого числа латышских семей "в отдаленные районы СССР" и приговорил к двум годам условно. В ответ, представитель российского МИДа Александр Лукашевич заявил о политической ангажированности судебного процесса.
"Очевидно, что упомянутый вердикт имеет под собой сугубо политическую подоплеку и основывается не на историко-правовых реалиях, а на насаждаемой официальным Вильнюсом концепции "советской оккупации". "Сведение счетов с прошлым" путем позорного судилища над престарелым и тяжелобольным человеком выглядит особенно кощунственно на фоне того, что, как неоднократно указывал Центр Симона Визенталя, ни один литовский коллаборационист так и не понес заслуженного наказания за совершенные в период Холокоста преступления", – отметил представитель МИД РФ.
Отметим, что это далеко не первый подобный случай судебного преследования советского ветерана по обвинению в "геноциде литовского народа". Уже почти 20 лет в странах Прибалтики идет планомерный процесс прославления местных коллаборационистов, проводятся марши ветеранов Waffen SS, сносятся советские памятники, посвященные Второй мировой войны. Яркой чертой этого процесса можно назвать и постоянно ведущиеся процессы против российских ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов, которые принимали участие в подавлении прибалтийских "лесных братьев".
Наиболее нашумевшей историей стало дело партизана Василия Кононова, которому в 1998 году латвийские власти предъявили обвинение в убийстве нескольких мирных жителей, которые могли быть пособниками бандформирований, действующих на стороне немцев. Суды разной инстанции Латвии вынесли разные вердикты, но спустя шесть лет Верховный суд Латвии признал его виновным в военных преступлениях. Кононов опротестовал приговор в Европейском суде по правам человека, и ЕСПЧ признал неправомочным преследование Кононова со стороны Латвии, то есть, фактически его оправдал. С этим решением уже не согласились латвийские власти, и вновь подали апелляцию в Страсбург. В результате, уже в 2010 году Большая палата ЕСПЧ большинством голосов приняла решение в пользу Латвии. После этого все российские органы власти, включая обе палаты парламента и президента России Медведева, высказались о "политической ангажированности решения суда", а адвокат Кононова вновь направил в Страсбург прошение о пересмотре дела, однако в этом было отказано в ноябре 2011 года, уже после смерти бывшего партизана, который умер в марте 2011 года в возрасте 88 лет.
Что касается бывших чекистов, то перечень ветеранов, которые были осуждены или в отношении которых велись следственные действия и выдвигались обвинения в геноциде, достаточно обширен. По данным, которые приводили некоторые СМИ со ссылкой на МИД РФ, с 1993 года доследственная проверка была проведена в отношении более, чем 150 ветеранов органов госбезопасности. Самым высокопоставленным ветераном, который был приговорен к пожизненному заключению, стал бывший руководитель госбезопасности советской Латвии в период с 1944 по 1953 год генерал Альфонс Новик. В 1995 году он был признан виновным в организации депортации примерно 60 тыс. человек в Сибирь и приговорен к пожизненному заключению. В марте 1996 года возрасте 88 лет он скончался в рижской тюремной больнице. Новик так и не признал себя виновным.
В ноябре 1999 года в Латвии было заведено уголовное дело на бывшего майора КГБ СССР и фронтовика Василия Кирсанова. Василий Кирсанов был арестован и фактически все время вплоть до самой смерти в апреле 2000 года провел в тюремном заключении.
Было и множество других эпизодов в странах Прибалтики. И всем этим ветеранам органов госбезопасности были предъявлены сходные обвинения – в "геноциде" латышского или эстонского народа, который выражался в участии в организации депортации семей мирных жителей в Сибирь в 1949 году.
Согласно информации, которая есть в открытых источниках, в марте 1949 года был подписан приказ главы МВД " О выселении с территории Литвы, Латвии и Эстонии кулаков с семьями, семей бандитов и националистов", который базировался на январском постановлении Совета министров СССР. В нем уточнялось, что депортации должны подвергнуться "кулаки с семьями, семьи бандитов и националистов, находящихся на нелегальном положении, убитых при вооруженных столкновениях и осужденных, легализованные бандиты, продолжающие вести вражескую работу, и их семьи, а также семьи репрессированных пособников бандитов".
В результате было депортировано из Эстонии более 20 тыс. человек, из Латвии около 42 тыс., из Литвы порядка 32 тыс. человек, то есть всего более 90 тыс. человек. Согласно некоторым данным, большая часть уже в 1955 году вернулась обратно, а основная цель депортации была не в "уничтожении латышского народа", а в ослаблении поддержки "лесных братьев".
Депортации 1949 года во многом были необходимы для самих прибалтийских государств, чтобы как можно быстрее покончить с бандитским подпольем, представители которого устраивали откровенный террор прокоммунистически настроенного населения этих республик. Поэтому, те судебные процессы, которые проходили в Латвии, Эстонии и Литве, носят политический характер и демонстрируют принципиальность политического курса "молодых прибалтийских республик". Таким мнением поделился с Накануне.RU военный историк Игорь Пыхалов:
- Дело в том, что в Прибалтике была целая серия депортаций. Там была предвоенная депортация в 1941 году, буквально накануне войны. Потом была депортация ближе к концу войны. Была послевоенная депортация, а в Литве она была особенно масштабная. Но речь там шла не о депортации "всех подряд", в Прибалтике и, кстати говоря, особенно в Литве было очень развито бандитское движение, это так называемые "лесные братья". В основном, это были немецкие пособники, которые скрывались в лесах. Они вели террор как против представителей советской власти, так и против мирного населения, которое было настроено прокоммунистически. В качестве одной из мер борьбы с ними было переселение семей. Поэтому, говорить о том, что Сталин занимался расправой над мирным населением, совершенно неверно, наоборот он боролся с бандитским подпольем. Поэтому, я думаю, что это очередное проявление антисоветизма и русофобии, что является сейчас фактически официальной идеологией этих новоявленных прибалтийских государств.
Несомненно, этот приговор носит политический характер, потому что тут совершенно ясно, что идут расправы над теми нашими ветеранами, которые имели неосторожность остаться в этих прибалтийских республиках. Это уже не первый эпизод, уже несколько человек пострадало до этого. Нельзя сказать, что эти случаи массовые, но и единичными их не назвать, и были они не только в Литве, но и в Эстонии, например. Конечно, этих ветеранов осталось уже мало, они умирают, но, думаю, прибалтийские власти вполне могут успеть еще кого-то "прихватить".
Проблема еще в том, что российские власти относятся к этому достаточно пассивно. Сейчас они это осуждают, и это уже хорошо, а в 90-х чуть ли вообще это не готовы были одобрить. Если бы наши российские власти по-настоящему хотели это пресечь, то у нас достаточно рычагов давления на прибалтийские республики. Можно было бы объявить санкции, эмбарго, есть много разных способов, но ничего этого, насколько я понимаю, не сделано, и делаться, видимо, не будет. Поэтому, естественно, что они и дальше будут проводить такие недружественные акции.