Силовики замыкают приватизацию на Путина
Владислав Жуковский об инициативе ГПУВо властной верхушке, насколько можно судить, происходит резкое обострение борьбы властных группировок за сохранение контроля над финансовыми потоками и удержание портфелей. В этом плане знаковым стало обращение Государственно-правового управления президента России (ГПУ) в адрес правительства с инициативой вернуть президенту Путину практически ничем не ограниченные полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом.
В настоящий момент для передачи полномочий "главного приватизатора" Путину нужно всего лишь внести поправки в закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "разбудить" указ президента Ельцина от 1995 года "О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями". Именно этот указ, который до сих пор остаётся в силе, являлся основным документом, на основании которого в течение 1995 года регулировалась приватизация госимущества. В частности, в нем содержалась норма о том, что все решения об управлении и распоряжении госимуществом, включая его продажу, принимаются только по указу президента.
Судя по всему, имеет место попытка президентской администрации окольными путями вернуть Россию в ситуацию середины 1990-х годов, когда приведённый компрадорской олигархией к власти президент Борис Ельцин в нарушение действовавшей Конституции обладал практически никем и ничем не ограниченными возможностями директивного управления практически всеми объектами государственного имущества. Подписанный им в 1995 году указ №986 позволял Ельцину в обход правительства и контролируемого оппозиционными коммунистами парламента лишь на основании своих собственных решений распоряжаться крупнейшими объектами государственной собственности, в том числе и в стратегически значимых секторах экономики.
Больше всего удивления вызывает тот факт, что по нынешнему законодательству президент и так имеет возможность контролировать процесс управления и распоряжения государственными предприятиями, входящими в список так называемых стратегических компаний. Ничто не мешает президенту уже сегодня при наличии политической воли и реального желания остановить распродажу стратегически значимых секторов экономики, наложить вето на решения правительства за счёт включения в список стратегически значимых предприятий тех из них, которые представляют интерес для финансово-экономического суверенитета России и поддержания обороноспособности страны.
При этом цена вопроса, из-за которого с новой силой разгорелся спор между правительством премьер-министра Дмитрия Медведева и администрацией президента, достаточно высока. За счёт распродажи государственного имущества к 2015 году правительство планирует выручить порядка 1,5 трлн рублей. Уже в ближайшем 2013 году запланировано проведение 8 крупных приватизационных сделок, которые должны принести в бюджет свыше 270 млрд рублей. В планах правительства в спешном порядке провести продажу миноритарного пакета акций "Роснефти", ВТБ, "АЛРОСы", также планируется продать половину "Совкомфлота", более четверти авиаперевозчика "Сибирь" и "Мосэнергостроя".
Стоит отметить, что ключевой поправкой ГПУ является "возможность установления, при необходимости, решениями президента РФ дополнительных требований к порядку включения федерального имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества". Уже к 14 декабря руководитель аппарата правительства Владислав Сурков, как ожидается, предоставит официальную позицию правительства по данному вопросу. Речь идёт, прежде всего, о позиции Минфина и Министерства экономического развития, которые уже негласно выразили категорическое несогласие с позицией администрации президента.
Судя по всему, Сурков будет вынужден отклонить подготовленные ГПУ. По крайней мере, логика аппаратной борьбы и формальное подчинение премьеру Медведеву, ставшему центром притяжения либералов всех мастей, особого пространства для манёвра не оставляют.
Самое удивительное состоит в том, что никаких принципиальных противоречий между президентом Путиным (и окружающими его силовиками) и правительством, в котором наблюдается повышенная концентрация "либеральных сектантов" и идейных последователей Гайдара-Чубайса, в вопросах приватизации не наблюдается. По крайней мере, об этом говорит тот факт, что буквально недавно, 12 декабря, во время традиционного послания в адрес Федерального Собрания, президент Путин открыто поддержал разработанную и продвигаемую "младореформаторами" концепцию распродажи наиболее рентабельных и стратегически значимых предприятий.
Для понимания реального положения дел и истинного отношения президента к вопросу затеянной либералами приватизации имеет смысл привести слова самого Путина, сказанные им во время послания.
"Государство само должно показать пример использования отечественной юрисдикции, выбирая именно российские площадки для размещения государственных ресурсов для приватизационных сделок. Приватизация, которую правительство намерено проводить, не должна иметь ничего общего, кстати говоря, с практикой 90-х годов, с пресловутыми залоговыми аукционами. Это должна быть приватизация, основанная на честной, открытой продаже госсобственности по справедливой, реальной цене. Качество приватизации, уважаемые коллеги, - это не только поступление средств в бюджет. Это, прежде всего, вопрос доверия общества к действиям государства, это появление по-настоящему легитимного, уважаемого собственника. Я прошу об этом помнить всех представителей правительства, которые отвечают за проведение приватизационных процессов".
Получается, что Путин вопреки своей патриотичной риторике и показной борьбе с либералами поддерживает лоббируемую "рыночными фундаменталистами" и "гайдаровцами" идею распродажи государственного имущества.
Очень похоже на то, что попытка ГПУ надавить на правительство и замкнуть на президенте Путине, который будет находиться у власти в течение ещё как минимум 6 лет (если не произойдёт срыв в системный кризис), все рычаги управления и распоряжения стратегически значимыми и наиболее лакомыми объектами государственной собственности.
Насколько можно судить, это делается с целью усиления позиций администрации президента и лично Владимира Путина в вопросе приватизации госсобственности. Открыто подписавшись под якобы существующей "необходимостью" распродажи наиболее рентабельных предприятий, Путин и его окружение пытаются сохранить контроль над теми из них, которые способны генерировать наиболее существенные финансовые доходы и являются материальной базой правящего клана.
Судя по всему, попытка ГПУ вернуть Путину по сути дела директивные права по управлению государственным имуществом инициируется в интересах усиления позиции и защиты активов приближенных к президенту кланов. Прежде всего, речь идет об Игоре Сечине, контролирующем через Роснефть и Роснефтегаз, а также созданный по его инициативе "Нефтяной клуб", ключевой сектор российской экономики - нефтегазовую промышленность. Уже больше года продолжается открытый конфликт между формально курирующим ТЭК вице-премьером Аркадием Дворковичем и "серым кардиналом" Игорем Сечиным по вопросу включения Роснефти в список приватизируемых компаний.
Очень похоже на то, что попытка администрации президента ослабить позиции правительства и, по сути дела, ограничить возложенные на него по Конституции обязанности по управлению и распоряжению государственным имуществом нацелена именно на оказание поддержки Сечину и сохранение Роснефти в руках приближенных к Кремлю групп. Аналогичная ситуация складывается с Сергеем Чемезовым, контролирующим через Ростехнологии практически весь ОПК и тысячи промышленных предприятий (в том числе не относящихся к оборонной промышленности).
Дворкович и прочие приближенные к Медведеву высокопоставленные чиновники правительства уже неоднократно давали понять, что их не устраивает привилегированное положение Ростехнологий и что они сделают всё возможное, чтобы отдать госкорпорацию в руки частного капитала.
Другое дело, что само по себе сохранение статус-кво и закрепление наиболее лакомых государственных активов в руках окружающих Путина "силовиков" без радикального оздоровления всей системы государственного управления, масштабной чистки рядов и объявления реальной борьбы с коррупцией (не показательной выборочной борьбы с впавшими в немилость коррупционерами) не окажет совершенно никакого позитивного эффекта для экономики.
Да, безусловно, приближенные к премьеру Медведеву либералы сильны в идеологическом отношении и сохраняют контроль над ключевыми финансово-экономическими институтами власти (Минфин, Банк России, в меньшей степени МЭР). Однако их реальный контроль над финансовыми ресурсами и экономическая мощь многократно ниже, чем у окружающих президента "питерских силовиков". Более или менее заметны приверженцы премьера в банковском секторе, секторе связи и ИКТ. Безусловно, они прекрасно отдают себе отчёт в том, что до тех пор, пока окружающий Путина клан контролирует критическую часть финансовых потоков (нефтегазовые ресурсы), никаких шансов на реванш и приход к полноценной власти у них нет.
Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU