Анатолий Вассерман: Либералам непонятно, отчего не перейти от бедной матери к богатой мачехе
По мере продвижения реформ образования в целом и Болонской системы в частности неэффективных ВУЗов становится все больше, поскольку Болонская система сама по себе достаточный инструмент для превращения любого ВУЗа в неэффективный. Но в то же время я знаю, что ни один из критериев, используемых министерством ликвидации образования и науки для определения списка "неэффективных" ВУЗов ни в частности, ни по всей их совокупности, заведомо не дает возможность определить, хорошо ли учат студентов этих ВУЗов, или понять, хорошо ли будут работать эти студенты после получения диплома, будут ли востребованы.
Поэтому какие бы то ни было организационные меры, ссылающиеся на этот мониторинг, заведомо не имеют отношения к реальной эффективности ВУЗов, а имеют отношение только к ликвидации образования и науки. Соответственно, действия студентов я считаю абсолютно оправданными, поскольку они защищают не только себя, более того, они защищают не только ту концепцию экономического образования, которой придерживаются в РГТЭУ, противостоящую популярной среди либералов концепции economics (дробление экономики на отдельные кусочки, за которыми нельзя рассмотреть всю картину в целом), на мой взгляд, важнее даже то, что действия этих студентов направлены против системы оценки эффективности ВУЗов по критериям, по которым можно оценивать разве только эффективность уличных ларьков с пивом и куревом.
Очень интересен для изучения и другой аспект этой истории. Внезапно выясняется, что Росбизнесконсалтинг, принадлежащий олигарху Михаилу Прохорову, исповедует те же подходы в образовании, что и само министерство ликвидации образования. Хочу заметить, что это вовсе не потому, что, как может показаться, Прохоров, который, несомненно, имеет своих людей в правительстве, влияет на министерство, а потому, что и Прохоров, и министерство кормятся примерно одним и тем же способом: распилом советской системы и распродажей распиленных кусочков. Заметьте, там в министерстве есть люди, связанные не только с Прохоровым, но и те, кто успешно занимался схожей с Прохоровым деятельностью и без него. Кто с Березовским, кто сам себе в сторонке пилил свой уголок, - это неважно. Важно, что у них общий источник дохода, а значит, и общий интерес защиты этого источника.
Наши либералы, тем временем, неожиданно потеряли интерес к строительству баррикад и высказывают искреннее удивление, отчего же студенты третьеразрядного, по их мнению, ВУЗа, не хотят переходить под управление РЭУ - учебного заведения, которое в их среде принято считать элитным. По такой же логике либералы поддерживают и штучки вроде ювенальной юстиции и зарубежного усыновления. Отчего же не перейти от бедной матери к богатой мачехе? Но дело не в бедности и богатстве.
РГТЭУ – одно из немногих мест, где экономическое образование все еще ориентируется на политическую экономику, на рассмотрение всего хозяйства как единого целого и изучение тех закономерностей, которые проявляются у этого единого целого как у системы, а не у свалки независимых друг от друга деталек. Другими словами, разница между РГТЭУ и ВШЭ или другими представителями того же сорта сорняков, например, Российским экономическим университетом, - это разница между исследователями часов и людьми, изучающими пригоршню шестеренок и пружинок, которым строжайше запрещено складывать из этой пригоршни часы. Понятно, что образование в РГТЭУ обходится дешевле, чем в некоторых других ВУЗах, поскольку изучение системы как целого проще, понятнее и быстрее, чем изучение каждой детальки отдельно от других, что и принято называть economics. Но это системное образование еще и эффективнее. Системный подход настолько эффективнее подхода, основанного на частностях, что человек, незнакомый с системным походом, даже не может представить величину этого разрыва. Поэтому студенты РГТЭУ действительно тратят меньше, но получают за эти деньги существенно больше. И поэтому, даже с точки зрения самых оголтелых либералов, этим студентам невыгодно переходить в другой ВУЗ.
Исходя из сказанного, я хочу отметить, что очень рад, что наши студенты проявляют такую активность. А если, как утверждают в министерстве ликвидации образования и науки, за активностью студентов стоит не их инициатива, а интерес преподавателей, то я рад еще и тому, что преподаватели сумели добиться такого доверия студентов и такого уровня сотрудничества со студентами.
Анатолий Вассерман для Накануне.RU