"Госдуму могут превратить в аналог Верховного совета"
В администрации президента полным ходом идет работа над законопроектом о возвращении смешанной избирательной системы. Сегодня уже обсуждаются первые подробности готовящегося законопроекта, а именно – раздел, посвященный восстановлению института избирательных блоков во время парламентских выборов. Таким образом, президент закрывает очередную инициативу экс-президента Медведева, который почти год назад предложил разбить страну на 225 двухмандатных округов. Эксперты, в свою очередь, строят догадки о том, что стоит за возвращением блоков. Среди прочих предположений – резкое усиление ОНФ и досрочные парламентские выборы в следующем году.
О том, почему возвращение избирательных блоков выглядит нелогичным, о досрочных парламентских выборах и о том, будут ли избирательные блоки в регионах, рассказал Накануне.RU политолог Павел Салин.
Вопрос: В администрации президента сообщают о том, что подготовлен законопроект о возвращении блоков во время выборов в Госдуму. На Ваш взгляд, нужно ли возвращение блоковой системы, как оно повлияет на расстановку сил в избирательном процессе?
Павел Салин: Думаю, что здесь, как и в случае с возвращением прямых выборов губернаторов, дьявол будет крыться в деталях. Год назад на всех углах кричали, что у нас возвращается региональная вольница конца 90-х – начала 2000-х годов, а в итоге выяснилось, что выборы эти весьма и весьма условны, скорее, они представляют собой модернизированный вариант назначения губернаторов, чем выборы сами по себе. То же самое может произойти и с блоками. Ведь если брать возвращение блоков в чистом виде, то это, на самом деле, противоречит замыслам Кремля. Год назад, когда была инициирована партийная реформа, Кремль ставил задачу и до сих пор ставит – разбить голоса протестного электората за счет спойлеров, за счет неразберихи в партиях и т.д. Тем самым власть делает ставку на разбитие, на дробление голосов протестно настроенного электората. Возвращение же блоковой системы будет играть против этого намерения – таким образом, реальная оппозиция, которая будет зарегистрирована перед выборами, сможет объединиться и консолидировать голоса протестного электората. Соответственно, власти это не нужно, поэтому я думаю, что возвращение блоков будет обставлено очень большим количеством условий и, по большому счету, будет играть опять же на разбиение протестного электората.
Вопрос: А может ли статься, что возврат блоков связан с желанием Путина ввести в думу растущий Народный фронт как общественную организацию? На Ваш взгляд, какими будут шансы на попадание в Госдуму в таком случае у общественных организаций вроде ОНФ, движения "В защиту человека труда" и прочих?
Павел Салин: Ситуация заключается в том, что мы обсуждаем все же планы на 2016 год, а у нас только-только наступил год 2013. В условиях политической турбулентности горизонт прогноза для нашей власти существенно снизился. Если в условиях политической стабильности 2010 года можно было всерьез обсуждать на три года вперед, то сейчас это вряд ли возможно. Более того, мы видим, что нет ясности относительно окончательной конфигурации Общероссийского народного фронта и формата отношений этой организации с "Единой России". Именно по этой причине учредительный съезд ОНФ постоянно переносится. Те, кто занимается этим проектом, сейчас говорят о мае-июне, но это далеко не окончательная дата. Власть до конца не определилась с тем, каким будет ОНФ, каким образом он будет взаимодействовать с "Единой Россией" – либо это будут две отдельные организации, либо это будет зонтичная организация, основным элементом которой будет "Единая Россия". И в условиях такой неопределенности, когда неясно еще, что с организационной точки зрения будет представлять Народный фронт, рассуждать о том, каким образом пойдет ОНФ на выборы 2016 года и пойдет ли вообще, я бы не стал. Другое дело, что во власти не исключают кризисного развития ситуации, а вероятность такого развития весьма велика, досрочных выборов в Госдуму, скажем, в 2014 году – вот под это вполне могут верстаться такие планы, и в этом случае блоковая система должна будет работать на прохождение Народного фронта в Госдуму.
Вопрос: Могут ли вообще общественные движения блокироваться с какой-то партией, с той же "Единой Россией", не получая сами статус политической партии?
Павел Салин: Такая вероятность существует, но вопрос в том, на что власть будет делать ставку в случае досрочных выборов. Если она решит делать ставку на "Единую Россию", тогда растет вероятность, что вся идея с блоками будет похоронена. Если она сделает ставку на обновление через Народный фронт, тогда очень может быть, что организации, которые входят в Народный фронт, а сейчас ОНФ – это конгломерат из каких-то организаций, некая совокупность организаций и юридических лиц, но сама совокупность пока юридически не оформлена – в середине года ее будут оформлять, вот тогда будет весьма вероятно, что представители этих организаций под "зонтиком" ОНФ смогут пройти в Госдуму и мы получим некий аналог Верховного совета, где каждое какое-то сословие, социальные, профессиональные группы будут представлены различными организациями.
Вопрос: Говорится о том, что законопроект предусматривает разный проходной барьер – для партий барьер будет ниже, для блоков выше – справедливо ли это?
Павел Салин: Насколько я понимаю, речь идет скорее не о готовом законопроекте, а о поручении Путина сделать этот законопроект в течение нескольких ближайших месяцев. Думаю, что сейчас мы можем говорить о прощупывании ситуации, а не о конкретном законопроекте, который готов к внесению в Госдуму. То, что появилось в СМИ, – это не константа, а прощупывание общественного мнения и настроя ряда заинтересованных групп, которых коснется эта политическая реформа. Но если рассматривать в идеале, более высокий проходной барьер для избирательных блоков работает как раз на задачу власти по максимальному затруднению консолидации протестного электората, на то, чтобы не дать этим мелким оппозиционным партиям консолидироваться в избирательные блоки и консолидировать, таким образом, этот электорат. Поэтому на пути этих избирательных блоков будут ставиться максимальные препоны. Нельзя говорить, справедливо это или несправедливо. С точки зрения задач, которые стоят перед властью, это эффективно.
Вопрос: А есть ли смысл говорить о распространении такой системы с федерального уровня, например, на региональный?
Павел Салин: В принципе, такое возможно. В случае, если у нас не случится досрочных выборов и парламент мы будем избирать в 2016 году, то власть, скорее всего, обкатает эту систему сначала на региональных выборах, где цена вопроса не так высока, а потом уже скорректированную систему предложит на выборах федеральных. Если ситуация будет развиваться инерционно, то эта система будет развиваться, скорее всего, снизу вверх.
Вопрос: Представители большинства партий говорят о том, что новый законопроект о смешанной избирательной системе, в котором будет прописываться, в том числе, и блоковый принцип, будет выгоден лишь "Единой России", в "Единой России" говорят, что он направлен на то, чтобы вовлечь малые партии в политический процесс. На чьей стороне тут правда и надо ли здесь все мазать черной или белой краской?
Павел Салин: Черной или белой краской мазать, естественно, не стоит. Если брать ту составляющую инициативы, которая касается возвращения одномандатников, без всяких там двухмандатных округов и прочих сложностей, то это работает на ту сторону, которая обладает максимальным административным ресурсом, то есть на "Единую Россию". Однако политика сейчас уходит в регионы... И необходимость представительства в Госдуме депутатов, которые имеют прямую связь с регионами, а не опосредованную, как у нынешних депутатов, необходимость появления в Госдуме таких депутатов становится все более острой, потому что в регионах развиваются кризисные тенденции, растут протестные настроения, а в Москве голоса регионов не слышат. Поэтому, с одной стороны, это все выгодно "Единой России", а с другой стороны – это объективно необходимо для повышения устойчивости политсистемы. Это необходимо для увеличения каналов обратной связи с регионами, иначе все взорвется в самый неподходящий, как всегда, момент.