Юрий Крупнов: Закон о "резиновых квартирах" затронет не более 1% мигрантов
Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, которым усиливается административная и вводится уголовная ответственность за нарушение правил регистрационного и миграционного учета граждан. Об этом сообщается в материалах, размещенных в среду в базе данных нижней палаты парламента. Законопроект направлен на борьбу с так называемыми "резиновыми домами", в которых фиктивно регистрируются тысячи людей. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в результате становится невозможным установить реальное место жительства человека и органы регистрационного учета не могут предоставлять достоверную информацию другим госорганам: военкоматам, судам, налоговой службе и так далее.
Эффективность реализации такого законопроекта вызывает большие сомнения, хотя порядок в этой сфере, безусловно, наводить надо. Это давно надо было сделать, еще лет десять назад. Другое дело, что чисто через наказание, тем более уголовное, здесь помимо дополнительного коррупционноемкого сектора, мы ничего не создадим. Да, будет осложнена жизнь мигрирующим, причем не только иностранцам, но и гражданам Российской Федерации, которые приезжают в города из регионов, но это не даст какого-либо значимого эффекта в целом. Может быть, об 1% мигрантов можно говорить, не более.
Мы должны понимать, что вся социально-экономическая система страны сидит не только на экспортной углеводородной, нефтегазовой трубе, но и на мигрантской игле. То есть наша социально-экономическая система является дважды наркозависимой, от полностью деформированной структуры в пользу ресурсной базы и от слома рынка труда коренного населения в пользу мигрантов. Эта система построена на необходимости в дешевом и сильно зависимом от работодателя и безответственном, с социальной точки зрения, труде. Эта система построена на том, что коренное население становится не только "неконкурентоспособным", но и "лишним", "избыточным". Эта система построена на непрерывной деградации технологического уклада в пользу первого и второго уклада, где требуется, в основном, неквалифицированная рабочая сила. Поэтому, в этой социально-политической системе, которая не может существовать без притока мигрантов, производить какие-либо административные упорядочивания можно, но это не тот метод, который к чему-то может привести.
Реальная проблема заключается в том, что в регионах, прежде всего, в малых городах и районах нет достойной занятости. По разным оценкам, до 20% , а иногда и до 40% молодежи не имеют возможности минимальной нормальной занятости в регионах. Если из самолета с высоты 10 тыс. метров выбросить камень, он с неизбежностью будет падать вниз. С точно такой же, буквально астрономически-физикалистской неизбежностью эта дикая неравномерность между столицей и остальной страной приводит к тому, что безработная молодежь будет искать работу в крупных городах. Путин неоднократно формально озвучивал реальную проблему, которую надо решать – преодоление вопиющего равенства регионов и столицы за счет, в том числе создания миллионов новых высококвалифицированных рабочих мест для коренного населения. Однако вместо этого, поскольку это просто не получается у нынешнего правительства, они создают систему административно-уголовных мер, а те, кто приезжает в большие города искать работу, вынуждены тратить массу времени и сил на свою регистрацию.
Что касается учетно-регистрационной системы российского населения, о которой говорит глава ФМС Константин Ромодановский – это полицейский механизм, нужно это четко понимать. Однако, при правильной постановке задачи его можно и нужно использовать для учета населения, для фиксации движения человеческих потоков, это, безусловно, очень важно. Чтобы вернуться к сути вопроса, я напомню, что у нас 800 тыс. руб. – это штраф, который работодатель должен выплачивать за одного не оформленного на производстве мигранта. Вот если бы у нас выполнялись нормы закона, если бы на это хоть как-то можно было рассчитывать, то у нас, вероятно, вторым после нефти и газа источником доходов в бюджет стали бы штрафы с работодателей. Однако, они составляют ничтожную величину – в прошлом году это была сумма в несколько сот миллионов. И в этом случае весь вопрос заключается в том, что законы не исполняются. А не исполняются во многом потому, что вместо объективных проблем, которые надо решать, более соблазнительно выглядит иллюзия применения административно-уголовных мер.
Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов для Накануне.RU