За Центробанк началась ожесточенная борьба: либералы не хотят расставаться с внешним управлением
Владислав Жуковский о "выдвижении" Глазьева и выступлении ИгнатьеваБорьба за пост главы Банка России нарастает. И недавнее "скандальное" интервью Сергея Игнатьева и призывы Дмитрия Медведева "хватит программ, хватить заявлений — надо вкалывать!" лишь косвенное тому подтверждение. Либеральный клан судорожно пытается сохранить свой контроль над финансово-экономическим блоком правительства и не допустить оздоровления системы государственной власти и вывода России из-под внешнего управления. При этом на стороне "кудринистов" откровенно выступают представители разного рода международных финансовых организаций, которые уже давно превратились в инструмент продвижения интересов крупного транснационального капитала и международных банков. Однако накануне СМИ сообщили со ссылкой на кремлевские источники, что одним из кандидатов на пост главы ЦБ является Сергей Глазьев, считающийся сторонником госвмешательства в экономику. Глазьев недавно раскритиковал нынешнюю политику правительства и Центробанка. В его прогнозе, подготовленном в ответ на поручение президента, предсказывается в ближайшие два года новая волна спада, вызванная снижением спроса на сырьевые товары и резким падением цен на нефть. Кроме того, Глазьев предупреждает, что в условиях наращивания эмиссии мировых валют возникает угроза поглощения российских активов иностранным капиталом.
Игнатьев перекладывает ответственность за вывоз капитала на силовиков
О том, что битва за пост главы ЦБ идет серьезная, служит сразу несколько весьма знаковых событий. Сначала американская некоммерческая организация GFI опубликовала отчёт, в котором оценила масштабы незаконного ввоза и вывоза капитала в 782,5 млрд долларов, а к теневому сектору экономики отнесла не менее 35% ВВП страны.
А затем ни с того ни с сего в самом обыкновенном интервью газете Ведомости глава Банка России Сергей Игнатьев помимо указания радужных оценок ЦБ по годовой инфляции (5-6% в текущем году и не более 4% к 2015г.) как бы вскользь указал на то, что только в 2012г. незаконным образом с нарушением законодательства из России было вывезено практически 49 млрд долларов.
На самом деле, ничего удивительного не произошло – глава ЦБ РФ, превратившегося в филиал ФРС США и сведшего все свои функции к эмиссии рублей под приток иностранной валюты, просто-напросто констатировал давно известный в академических кругах и экспертном сообществе факт.
Для специалистов уже давно не секрет, что благодаря бездумной либерализации внешнеэкономической деятельности, фактическому демонтажу к 2007г. валютного регулирования и контроля Россия превратилась в проходной двор для криминальных капиталов и "дойную корову" как для российских олигархов, коррупционеров и криминальных структур, так и для транснационального капитала.
Удивление вызывает сразу несколько вещей. Во-первых, в глаза бросается откровенность Сергея Игнатьева, который на протяжении всех последних 4,5 лет наотрез отказывался видеть в бегстве капитала хоть какую-то проблему и угрозу национальной экономике и финансово-экономическому суверенитету России. Лишь летом 2012г. в интервью британскому изданию Financial Times он был вынужден признать, что исход частного капитала в оффшорные гавани и фешенебельные страны начинает приобретать угрожающие масштабы, а незаконный вывоз капитала достиг тех масштабов, когда не замечать его не удаётся.
Тем не менее, это нисколько не мешало руководству денежного регулятора на протяжении 2008-2012г. ежегодно заявлять, что вывоз капитала носит конъюнктурный характер и в ближайшее время сменится его притоком. Притом что только по официальным оценкам Банка России совокупный чистый вывоз капитала частным сектором за последние 5 лет превысил отметку в 361 млрд долларов, что эквивалентно годовому федеральному бюджету России.
Однако в недавнем интервью газете Ведомости традиционно скромный и сдержанный в оценках глава Банка России оказался как никогда щедрым на громкие заявления. Имеет смыл привести слова руководителя ЦБ полностью: "Может быть, это схемы по уклонению от уплаты налогов. В Банке России накоплен значительный опыт их выявления: в 2012 г. таких операций выявлено на 49 млрд долларов. Соответствующая информация направляется в Росфинмониторинг, ФНС, правоохранительные органы. При этом $14 млрд мы отнесли к текущему счету (например, оплата серого импорта), эта цифра непосредственно в платежном балансе отсутствует.
Остальные $35 млрд мы включили в финансовый счет и в отток капитала. Это прирост иностранных финансовых и других активов российских резидентов, накопленных в результате теневой, незаконной деятельности. Ущерб для бюджетной системы в результате таких операций я оцениваю примерно в 30% от объема потока сомнительных операций — порядка 450 млрд руб. в год. Если добавить сюда внутренние операции по обналичиванию, которые организуются теми же людьми, я думаю, общий ущерб для бюджетной системы превысит 600 млрд руб. в год".
Весьма показательным стало заявление Сергея Игнатьева относительно того, что практически в половине случаев операции по легализации преступных доходов и незаконного вывоза капитала осуществляются одной и той же группой лиц. По словам главы Банка России, "как показывает наш анализ, больше половины всего объема сомнительных операций проводится фирмами, непосредственно или косвенно связанными друг с другом платежными отношениями. Создается впечатление, что все они контролируются одной хорошо организованной группой лиц. При серьезной концентрации усилий со стороны правоохранительных органов, я думаю, этих лиц, а также выгодоприобретателей этих операций можно найти".
Попытка Сергея Игнатьева свалить всю ответственность на правоохранительные органы и борцов с коррупцией выглядит просто удивительной. Тем более что последние вполне резонно попытались переложить ответственность с себя на плечи самого руководства Банка России. По мнению сотрудников МВД, на которые ссылается газета Ведомости, "существование такой организованной группы невозможно без участия в ней на первых ролях банкиров".
Насколько можно судить, это попытка главы Банка России, который в последнее время попал под мощную критику не только научного сообщества и экспертных кругов, но и промышленных предприятий и даже самих банков, которые вынуждены существовать в безвоздушном пространстве при остром дефиците длинных денег, свалить ответственность с одной больной головы на другую не менее больную. Такое ощущение, что тем самым Игнатьев пытается обелить нынешнее руководство ЦБ РФ и максимально ослабить позиции своих недругов в Кремле и правительстве, которые активизировались накануне истечения срока полномочий Сергея Игнатьева на посту председателя Банка России.
И это неудивительно, ведь от ответа на вопрос, кто придёт на смену нынешнему руководителю ключевого финансово-экономического ведомства России, и в чьих интересах будет реализовываться денежно-кредитная и валютно-финансовая политика в ближайшие годы, будет зависеть то, удастся ли России выйти из-под внешнего управления финансовой олигархии Уолл-Стрит и вернуть утраченный суверенитет.
Либо Банк России под руководством очередного либерала (от Алексея Улюкаева до Алексея Кудрина) будет и впредь исполнять функции валютного обменника, реализуя колониальную эмиссионную политику "валютного правления" и увязывая прирост денежной эмиссии с притоком иностранной валюты. Либо же спустя долгие годы ЦБ РФ наконец-то превратится в полноценный институт рефинансирования экономического роста и банковской системы, запустит механизм формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов и помимо "таргетирования инфляции" (что вообще не предусмотрено законом "О ЦБ РФ") начнёт по примеру ФРС США, ЕЦБ, а также Банка Англии и Банка Японии выступать в качестве движущей силы структурно-технологической модернизации экономики.
Тот факт, что традиционно крайне сдержанный в своих оценках и политкорректный Сергей Игнатьев озвучил те цифры, на которые долгие годы руководство Банка России и финансово-экономического блока правительства отказывалось обращать внимание, и обвинил в незаконном вывозе капитала силовиков, свидетельствует о том, что Игнатьев готовится громко хлопнуть дверью перед уходом.
Противостояние нарастает
Судя по всему, он готовит почву своему будущему идейному преемнику и обеляет репутацию нынешнего руководства ЦБ РФ. Которое не только провалило антикризисный план действий в 2008-2009г. (бесконтрольно выделило свыше 200 млрд долларов из Резервного фонда, которые утекли на валютный рынок и спровоцировали 50% обесценение рубля при 7,8% обвале экономики), но и дискредитировало себя целой чередой громких коррупционных скандалов и весьма сомнительных банкротств крупных банков.
Безусловно, Игнатьев пытается ослабить позиции оппонентов своих идеологических соратников, которые несогласны с тем, что Банк России превратился в 13-ый филиал ФРС США и целенаправленно отказывается исполнять функции кредитора последней инстанции и основного инструмента рефинансирования экономического роста. Прежде всего, речь идёт о Сергее Глазьеве – академике РАН и нынешнем советнике президента Путина.
Которому глава государства, понимающий масштабы пропасти, в которую завели Россию "гайдаровцы", поручил разработать альтернативную стратегию устойчивого социально-экономического развития России в условиях глобального кризиса. Именно Глазьева хотело бы видеть на посту председателя Банка России подавляющее большинство тех экспертов, банкиров и промышленников, которые не согласны с проводимой колониальной денежно-кредитной политикой, разрывающей спрос и предложение денежных ресурсов и поддерживающей хронический дефицит долгосрочных доступных инвестиционных ресурсов в экономике. И именно из его рук Игнатьев пытается забрать аргумент о масштабном незаконном вывозе капитала из экономики, который многократно усилился после окончательного демонтажа валютного регулирования и контроля.
Кто одержит в этом противостоянии аппаратную победу, сказать сложно. Несмотря на появившийся вчера "слив" от кремлевских источников о рассмотрении кандидатуры Глазьева на пост ЦБ (а такой вариант развития событий прогнозировало Накануне.RU и наши эксперты после его доклада Путину), приходится констатировать, что во главе финансово-экономического блока правительства стоят люди, которые по-прежнему считают, что Солнце встаёт в Вашингтоне, и продолжают реализовывать принципы "Вашингтонского консенсуса", от которых уже давно отказались не только сами США, но и все крупные экономически развитые и динамично развивающиеся страны.
Более того, на стороне Игнатьева, насколько можно судить, выступает лично Дмитрий Медведев. Выступая на Красноярском экономическом форуме, глава правительства помимо прочих перлов про "иностранные инвестиции" и "модернизацию", недвусмысленно дал понять, что его вполне устраивают те "филькины грамоты", которые ему подсовывают российские либералы. И что он отнюдь не намерен менять проводимую в стране финансово-экономическую политику проедания нефтедолларов. Он заявил, что "нам пора всем браться за работу, хватит программ, хватить заявлений — надо вкалывать! У нас на это есть сейчас все возможности".
Очень похоже на то, что глава правительства обеспокоен тем, что президент Путин демонстрирует всё большее разочарование в либеральном правительстве и начинает оценивать всю глубину несостоятельности и неадекватности кабинета министров тем задачам и вызовам, которые стоят перед Россией. Своим заявлением Медведев косвенно дал понять властным группировкам, что он и сформировавшийся вокруг него либеральный клан не поддерживают идею разработки альтернативной стратегии социально-экономического развития России, которая была поручена Путиным лучшим отечественным учёным из РАН. При этом от администрации президента эту работу курирует лично советник Путина Сергей Глазьев.
Замена нынешнего руководства Банка России на команду Глазьева и переориентация от пораженческой и зависимой денежно-кредитной политики (если таковая вообще может быть у валютного обменника) в пользу научно обоснованной прагматичной стимулирующей политики потребует пересмотра всех подходов к социально-экономической и научно-технической политике на федеральном уровне в целом. Российские либералы не готовы пойти на такие жертвы и не хотят сдавать занимаемые высоты. И, обладая поддержкой из-за рубежа (МВФ, Всемирный Банк и БМР активно хвалят Банк России и Минфин за проводимую политику стерилизации "избыточной" денежной массы и поддержания бюджетной дисциплины), они будут готовы пойти на всё, чтобы не дать вменяемым экспертам и лично Глазьеву возглавить Банк России.
Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU