Технический глава Банка России: почему выбор пал на Набиуллину
Эпопея с назначением главы Банка России подошла к концу. Президент сделал выбор в пользу политкорректности и лояльности. Эльвира Набиуллина выглядит вполне подходящей кандидатурой не с точки зрения профессионализма и понимания стоящих перед страной задач модернизации экономики, а с точки зрения того, что она является компромиссной фигурой, которая может устроить разные круги влияния в администрации президента и в правительстве. Речь, скорее всего, идет о попытке Путина найти некий баланс. Это вообще его характерная черта, он старается не обострять отношения ни с одной из группировок, ни со сторонниками "рыночного фундаментализма" и вашингтонского консенсуса, ни с представителями патриотических сил и научных кругов, которые буквально на пальцах показывают несостоятельность той экономической политики, которую долгие годы навязывали либералы.
В целом отношение к Набиуллиной в экспертной среде весьма негативное. Она сторонник либеральной политики, которую проводили в 90-е годы. В аспирантуре МГУ её научным руководителем был Евгений Ясин, так называемый "прораб перестройки" и ярый сторонник рыночных преобразований, которые обернулись катастрофой для страны. Когда перед дефолтом 1998 года он возглавлял Министерство экономики, Набиуллина была там заместителем министра, причем самым молодым сотрудником и непонятно за какие заслуги.
Когда в 1999 году к власти пришел Евгений Примаков и произошло оздоровление системы госуправления, ей пришлось, как и многим либералам, покинуть правительство. Тогда из правительства выкинули и нынешнего главу Центробанка Сергея Игнатьева, и "лучшего министра финансов" Алексея Кудрина. Набиуллина, как и большинство "чубайсят", была уволена правительством Примакова за профнепригодность и за те решения, которые они принимали вместе с Ясиным в 1997-98 годах, когда закрывали глаза на обвал экономики, кризис неплатежей и масштабное разворовывание средств налогоплательщиков на пирамиде государственного долга.
Весьма показательны итоги деятельности российских "реформаторов" - помимо августовского дефолта, разрушения финансовой системы и обнищания населения, ВВП России за годы "рыночных преобразований" обвалился на 45%, промышленное производство сократилось на 60%, обрабатывающие производства рухнули на 80%, выпуск высокотехнологичной продукции упал в 10-20 раз, а из страны было вывезено от 1 до 1,5 трлн долларов.
После ухода из правительства в 1998-1999гг. Набиуллина работала замом председателя правления в акционерном банке "Промторгбанк". Столь резкая смена профессии произошла в разгар дефолта, когда стало понятно, что страна повергнута в нищету и разруху. Совладельцем банка был небезызвестный Каха Бендукидзе – совладелец "ОМЗ" и будущий министр экономики Грузии при президенте Саакашвили. В составе акционеров банка также числились некоторые другие предприниматели - лица с весьма сомнительной репутацией и ещё более сомнительным происхождением первоначального капитала.
В 1999-2000гг. она была вице-президентом Центра стратегических разработок, который возглавлял Герман Греф. Затем, когда Греф пришел в Министерство экономики, он привел за собой и Набиуллину, которая стала его заместителем. Потом снова ушла и вернулась в правительство в 2007-2011 годах на пост министра экономического развития.
При этом обвинить её в избыточном профессионализме и каких-то свершениях весьма сложно – практически все её затеи и проекты провалились. Именно при её участии была принята и реализована провальная административная реформа, которая затевалась Путиным под благими лозунгами и хорошими пожеланиями. Обещали снизить уровень коррупции в стране и административные барьеры. Обернулось это почти полуторакратным ростом числа чиновников, расширением административного аппарата, что признал провальным лично президент. Через неё же проходила пресловутая пенсионная реформа, они долго разрабатывали её ещё с Грефом. Провал этой реформы признал теперь уже глава правительства Медведев. Правда, он всю вину свалил на неугодного ему Кудрина. Но эту программу, кроме Кудрина, готовили Греф, Набиуллина, Ясин, Кузьминов и прочие видные либералы.
Имеет смысл напомнить, что в разгар финансово-экономического кризиса 2008-2009гг. российская экономика благодаря действиям финансово-экономического блока, плотно севшая не только на углеводородную "иглу", но и на "иглу" внешних займов и импортных поставок, обвалилась сильнее всех не только в группе G-8. Более глубокого спада производственной, инвестиционной и инновационной активности не было зафиксировано ни в одной стране из группы G-20, БРИКС и стран-нефтеэкспортёров.
Немаловажно и то, что Набиуллина замужем за Ярославом Кузьминовым, ректором Высшей школы экономики – цитадели наших либералов. Пока Набиуллина возглавляла Министерство экономического развития в 2007-11 годах, по какой-то удивительной причине ВШЭ, которой руководит её муж, как открыто писали многие СМИ, выиграла треть всех госзаказов научно-исследовательских работ и научных изысканий. К этому тоже есть вопросы, мы видим, что, скорее всего, имеется переплетение семейных и деловых отношений, это несколько настораживает. Качество этих НИРов даже не имеет смысла обсуждать – это что-то из области научной фантастики. Это была в чистом виде либеральная схоластика: призывы привлекать иностранный капитал, улучшать инвестиционный климат, строить международный финансовый центр, приватизировать стратегические высоты в экономике и надежда на то, что заграница нам поможет. Весьма показательно, что президент Путин, увидев тезисы подготовленной для него либералами "Стратегии 2020", просто-напросто постыдился озвучивать их вслух и был вынужден готовить свои предвыборные речи и программы самостоятельно.
Но вернемся к назначению Набиуллиной в ЦБ. Как сказал Путин журналистке незадолго до оглашения кандидатуры на пост главы Банка России, "вам понравится". Кому конкретно понравится? И по какой причине? Сначала было не понятно. Однако, когда Путин назвал имя своего кандидата и в СМИ просочились первые комментарии, стало понятно, кому должна была понравиться кандидатура президента.
Кудрин, Греф, Дубинин, Ясин, Улюкаев – от этих людей стоило ожидать позитивных оценок по поводу назначения. И даже "серый кардинал" Кремля во второй половине 1990-х и первой половине нулевых Александр Волошин оказался достаточно искренен в своих высказываниях. По его мнению, Набиуллина "умная, образованная, симпатичная, трудолюбивая, ответственная и очень честная. Взгляды у нее разумные, скорее либеральные, но без либерального экстремизма – никаких радикальных и вообще резких изменений в политике ЦБ ожидать не стоит". То есть, без всяких сомнений заявляет, что Набиуллина это "свой" кандидат, который вообще никоим образом не повлияет на действия Банка России и даже не будет стараться предпринять попытку оздоровить ключевой финансовый институт России.
При этом, надо понимать, что аспирантка Евгения Ясина никогда не занималась серьёзным изучением опыта и подходов центральных банков экономически развитых стран к вопросам денежно-кредитной и эмиссионной политики, валютного регулирования и контроля.
Судя по её комментариям о деятельности Банка России, она не знакома с тем, каким образом построена система рефинансирования банковской системы в США, Еврозоне, Японии, Великобритании и других странах с развитой финансовой системой. В чём радикальное отличие эмиссии национальной валюты в рамках сложившейся в России колониальной модели "валютного правления" и в рамках системы рефинансирования банковской системы под залог государственных и корпоративных ценных бумаг.
Эльвира Сахипзадовна имеет весьма смутное представление о том, каковы механизмы формирования первичного денежного предложения у стратегических конкурентов России, какие каналы формирования денежной базы используют центральные банки экономически развитых стран, и какую роль они играют в формировании долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике. Всё это для неё, судя по её заявлениям и "результатам" деятельности от участия в НБС, является тайной за семью печатями.
Весьма показательна реакция США и Уолл-Стрит – посол "заклятого друга" и "стратегического партнёра" Майкл Макфол одним из первых поздравил Эльвиру Набиуллину с выдвижением на пост главы Банка России. В своём микроблоге в Twitter смотрящий за Россией от США и один из идеологов "оранжевых революций" на постсоветском пространстве недвусмысленно выразил позицию финансово-политических элит США по вопросу практически гарантированного назначения Эльвиры Сахипзадовны на пост руководителя ЦБ РФ. Тот факт, что именно посол стратегического конкурента России столь тепло и искренне приветствовал выбор президента Путина, заставляет задуматься над тем, в чьих интересах и по чьей настойчивой рекомендации была выбрана кандидатура совершенно ничем неприметной помощницы президента.
В настоящее время Путин объявляет совершенно правильные положения по структурно-технологической модернизации, по возрождению наукоемких производств, говорит о необходимости создания доступных кредитов в экономике. С другой стороны, он говорит о долгосрочных инвестиционных ресурсах, о необходимости деофшоризации экономики, а ЦБ проводит политику, которая толкает экономику во внешнюю долговую петлю, тем самым провоцируя уход наших компаний в офшоры. За прошлый год задолженность российской экономики перед иностранцами выросла на 85 млрд долларов, практически она уже на 15% превышает золотовалютный резерв России.
Однако ясно, что выбор в пользу проведения самостоятельной политики ЦБ, а не по принципу "валютного обменника", как это происходит в настоящее время, стал бы вызовом транснациональному капиталу и нашим "стратегическим партнерам". Судя по всему, к этому Путин оказался не готов.
И, учитывая то, что Набиуллина уже попросила Путина назначить Сергея Игнатьева своим советником, практически наверняка никаких серьёзных изменений в деятельности Банка России не произойдёт.
Хоть какие-то позитивные изменения могли произойти, если бы при назначении компромиссной фигуры Набиуллиной её советниками были бы назначены представители не псевдонаучной либеральной доктрины "рыночного фундаментализма", а авторитетные учёные и финансисты, показывающие изъяны и несостоятельность проводимой денежно-кредитной политики тем целям и задачам, которые ставит президент Путин перед правительством. Если бы советником стал академик Сергей Глазьев, являющийся помимо прочего и советником президента Путина, то можно было бы надеяться на оздоровление ситуации и превращение Банка России в полноценный институт развития экономики по примеру того, какую роль в США и Еврозоне играют ФРС США и ЕЦБ.
Поэтому с Набиуллиной не стоит связывать какие-то надежды на оздоровление ситуации в Банке России и превращение его в действенный инструмент модернизации экономики. Скорее всего, Путин будет проводить режим ручного управления экономикой. Он не доверяет либералам, что очень хорошо видно. Он отказался от подготовленной чубайсятами и гайдаровцами "Стратегии 2020". Понял, что эта стратегия провальная, что она ведет к полному загниванию промышленности, втягивает страну в систему неэквивалентного внешнеэкономического промышленного обмена и т.д. Скорее всего, ставка делается на то, что Набиуллина должна стать подконтрольным ему звеном, таким элементом, который будет сидеть в Банке России и проводить ту политику, которая будет нужна президенту. Это и будет режим ручного управления, ни о какой самостоятельности Набиуллиной речи быть не может.
Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU