Ирина Медведева: Американцы считают, что мучают русских детей в "терапевтических целях"
Следственный комитет РФ и уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов решили провести собственное расследование в связи с новым случаем издевательства над сиротами в Техасе. Об этой истории стало известно благодаря соцработнице и хозяйке частного детского приюта Roosevelt House из Силсби Диане Блэк, которая занималась тремя усыновленными в России детьми. По ее словам, детей били электрокабелем, запирали в чулане с нечистотами, ставили коленями на рис, а самому старшему из детей приемная мать выбила зубы. Между тем власти штата согласились начать разбирательство только в отношении одного ребенка, 16-летней Анастасии Климовой, которая сама написала заявление в полицию, обвинив своих усыновителей в сексуальных домогательствах. История с запретом усыновления российских детей в США началась по меньшей мере еще в 2010 году. Тогда, вскоре после инцидента с Артемом Савельевым, которого приемная мать сама отправила из США в Россию, в прессе появилось открытое письмо психолога российскому уполномоченному по правам детей Павлу Астахову. Она предложила приостановить усыновление российских сирот гражданами США до тех пор, пока научное сообщество и американские СМИ не дадут свою экспертную оценку некой "терапии нарушения привязанности" (Attachment Therapy), а агентства по усыновлению не начнут отсеивать адептов этой психологической школы. Российские специалисты по детской психологии уверены, что именно популярность в штатах "терапии нарушения привязанности" (к слову, методы психологов популярны настолько, что стали основой для сюжета одной из серий знаменитого юмористического сериала South Park) привела к тому, что участились случаи издевательств над русскими детьми. Директор Института демографической безопасности, писатель, публицист Ирина Медведева - о том, что такое "терапия нарушения привязанности" и почему ей подвергают детей из России.
Attachment Therapy - терапия нарушения привязанности, появилась как способ лечения некого "синдрома" "реактивных нарушений привязанности" и достаточно быстро приобрела популярность. Это удивительно, но большая часть инструментария, который используют эти "психологи", взята из тренировочных курсов для собак, и более того, авторы даже не скрывают этого. Суть его заключается в следующем: к детям применяют разные формы насилия, вплоть до того, что их могут закатать в ковер. Если они сопротивляются, то на них взрослый человек наваливается всей тушей и лежит на них, пока они не успокоятся. Приверженцы этих методов уверены, что таким способом приучают усыновленного ребенка к себе. Основана эта уверенность на достаточно странной трактовке принципа виктивности, заинтересовавшего профессиональное сообщество в последнее десятилетие. Говорить сейчас в психологических кругах о виктивной жертве вообще достаточно модно. Этот принцип хорошо раскрыт в старом классическом фильме "Ночной портье". Я напомню, по сюжету в гостинице бывшая узница концлагеря случайно встречает своего палача и через много лет после войны у нее возникает к нему симпатия. Это и называется комплекс виктивности.
Прикрываясь этой идеей, родители мучают детей. Считается, что через какое-то время, когда мучение заканчивается, у ребенка возникает привязанность к родителям, с одной стороны. С другой, с ним (с ребенком) теперь можно вести себя как угодно, поскольку он уже сломан. Смысл в том, что он будет благодарен за то, что его перестали мучить. Еще бы, когда ребенка уже "запрессовали" до животного состояния, вдруг появляется мучитель, но уже в роли доброго родителя, который жалеет и гладит по головке. Это называется комплекс жертвы.
USA. Терапия восстановления привязанности
Обратите внимание, что при этом подобные методы воспитания в Штатах никак не преследуется по закону. В то же время в этой стране "ювеналы" нормальные воспитательные меры, когда родители шлепают ребенка или делают замечания в целях воспитания, называют насилием. Настоящее же насилие называется всего лишь формой приучения ребенка к приемным родителям.
Все серьезные психологи не признают эту новую школу, полагая ее очередной "ньюэйджевской сектой", однако в США эта школа весьма и весьма популярна. Особенно часто таким методам подвергаются дети из советских стран, советских семей. Что неудивительно, ведь во многом они совсем другие, их по-другому воспитывали, зачастую у них уже заложены чуждые местной культуре поведенческие стереотипы, поэтому их надо сломать, чтобы они потом не причиняли неудобств. Правозащитные организации в США, которые выступают против практик "терапии нарушения привязанности", считают, что как минимум в случаях со зверски замученным Ваней Скоробогатовым, Витей Тулимовым, Димой Урицким, были применены методы именно такой "терапии", а их усыновители были рьяными сторонниками этой "психологической школы".
Конечно, не все американское общество на это согласно. Я думаю, что большей части американского общества до этого вообще нет никакого дела. Но конечно, есть психологи и просто порядочные люди, которые знают про эту "моду" и стараются возвысить свой голос против. Фактически, это настоящий фашизм. И я сейчас выражаюсь не метафорически, а просто даю реальную оценку явлению. Мы достаточно часто бросаемся этим термином и несколько приуменьшаем таким образом ужас фашизма как такого. Эти же методы есть фашизм в своем чистом виде.
Директор Института демографической безопасности Ирина Медведева для Накануне.RU