"Госзаказ" на "Ростелеком": почему Ротенберг притормозил сделку с Малофеевым
Стало известно о том, что компания Аркадия Ротенберга Bellared Holdings Limited не будет покупать у фонда Константина Малофеева Universal Telecom Investments Strategies 10,7% акций "Ростелекома". По совместному сообщению, компании решили выйти из сделки в связи с истечением согласованного срока для исполнения соглашения по покупке акций.
Напомним, что о покупке пакета компания Ротенеберга (в начале 90-х годов он был тренером и спарринг-партнером по дзюдо нынешнего президента Владимира Путина) договорилась в конце зимы. По некоторым данным, за 10,7% акций "Ростелекома" Ротенберг мог заплатить более 1,5 млрд долларов.
Могла ли отрицательно сказаться на сделке история с обысками в фонде Константина Малофеева или прошлогодние претензии владельца "ВК" Павла Дурова к Малофееву в организации информационной атаки в СМИ на "ВК"? Напомним, что, по словам Дурова, Малофеев параллельно с "атакой" вел переговоры с совладельцами социальной сети о покупке 48% акций "ВК". Сам же Малофеев тогда заявил, что никакой информационной атаки он не заказывал, а подведомственное ему некоммерческое партнерство "Лига безопасного Интернета" и вовсе сотрудничает с компанией Павла Дурова. Тем самым Малофеев опроверг информацию о переговорах с совладельцами "ВК".
Таким образом, переговоры Малофеева с Ротенбергом начались как раз в период активной информационной кампании против Marshall Capital вообще и против Малофеева в частности. И вряд ли непосредственно причиной выхода из сделки явилась ситуация с предпринимателем, считают эксперты. Гораздо более важно то, что Marshall Capital оставил свои позиции в корпоративном управлении и то, что глава "Ростелекома" Александр Проворотов покинул директорское кресло, а на его место пришел человек министра Николая Никифорова Сергей Калугин.
"Дело в том, что покупался актив во многом для того, чтобы обеспечить не менее 1 голоса в совете директоров для участия в управлении. После того, как Никифоров сменил руководителя компании, получить контроль в компании оказалось достаточно сложно. Поэтому Ротенберг, чтобы не ослаблять позиции и не покупать актив, который не сможет участвовать в судьбе и деятельности, решил притормозить сделку. Плюс ко всему, важным фактором стало то, что активизировалась кампания против самого Проворотова, поэтому Ротенберг выжидает определенное время", - подчеркнул эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов в беседе с корреспондентом Накануне.RU.
Он предполагает, что финансовое приобретение все-таки может состояться ближе к лету, поскольку Ротенберг ранее заявлял о том, что не потерял интерес к "Ростелекому" в частности, и к телекому российскому вообще.
"Пока что они эти переговоры прекратили, но вполне возможно, в долгосрочной перспективе Ротенберг сможет поучаствовать в "Ростелекоме", особенно после того, как будет решена судьба "Tele2 Россия". Тем более, что сейчас идет активная борьба за нее, и, в случае если актив достанется "Ростелекому" (для этого есть очень много оснований), Ротенберг сможет опять возобновить переговоры", - считает эксперт Центра политической конъюнктуры.
Экономист Владислав Жуковский считает, что существуют, как минимум, две серьезные причины, из-за которых сделка не была реализована. Первая – ослабление позиций Константина Малофеева, вторая – покупка ВТБ компании "Tele2 Россия". "Во-первых, сам Константин Малофеев утрачивает свои позиции и утрачивает свое влияние в сфере телекоммуникационного бизнеса. Во-вторых, буквально в начале апреля была совершенна сделка по выкупу ВТБ у иностранных акционеров компании "Tele2 Россия" за 3,5 млрд долларов, из которых 1,5 млрд пришлись на долг компании. Очевидно, что госбанк выкупает этот актив не для себя – для него это непрофильный бизнес и заниматься телекоммуникационным бизнесом он не будет. Скорее всего, банк выступает в качестве торговой прокладки, которая по указу сверху осуществила выкуп необходимого телекоммуникационного и потенциально перспективного бизнеса. Велика вероятность, что этот актив "Tele2 Россия" перейдет под контроль "Ростелекома", - пояснил Накануне.RU свою позицию Жуковский.
По словам экономиста, это позволит "Ростелекому" существенно диверсифицировать свой бизнес, то есть получить контроль над мощным оператором сотовой связи и потеснить "большую тройку" сотовых операторов России на рынке мобильных услуг.
"Принимая во внимание развитие этого бизнеса и быстроразвивающуюся клиентскую базу, рост оборотов бюджета – это очень сильно поможет "Ростелекому" повысить свою капитализацию. Но скорее всего, и сам Малофеев заинтересован в продаже этого пакета не сейчас. Не будем забывать, что репутация у Малофеева была сильно подмочена последние год-полтора. Мы помним и обыски в его компании Marshall Capital и, конечно, эта нервозность вокруг бизнеса сохраняется. Можно предположить, что его выдавит из "Ростелекома" другая управленческая команда и что мы увидим сделку по продаже доли Малофеева в течение полугода", - высказал предположение эксперт.
Еще один экономист Андрей Паршев более прозаичен в своих оценках. По его мнению, покупка акций не состоялась из-за переплетения исключительно денежных моментов. "Возможно, у Ротенберга есть надежда совершить эту покупку дешевле", - сказал Паршев.
"Другой вариант связан со сменой менеджмента компании. Поскольку компания стратегическая, я так понимаю, что в этом деле есть определенные государственные интересы. Там речь шла о том, чтобы до окончания контракта сменить некоторых менеджеров. Вроде бы, эта цель достигнута. Структуры Ротенберга считаются лояльными (власти, - прим. Накануне.RU), исполняют по большому счету государственный заказ, поэтому, на мой взгляд, причины нужно искать где-то в этой области", - пояснил Накануне.RU Андрей Паршев.
Предположение экономиста о расхождении в цене на акции подтверждает и заявление представителя Ротенберга Якова Миневича. Он, в частности, уточнил, что технически сделка проводилась между двумя кипрскими компаниями и в силу независящих от них причин не могла быть закрыта в оговоренные сроки. "После нас попросили скорректировать условия сделки, в частности цену акций. Мы не согласились",— отметил он. Сколько в итоге просил Marshall Сapital, как и изначальную цену акций, он не уточнил.