Работа над ошибками: Министерство обороны восстанавливает училище штурманов
Плановые ежегодные летно-методические сборы, в ходе которых предстояло проанализировать состояние штурманской службы и ее готовность к выполнению задач авиации, прошли под Челябинском на авиабазе Шагол. Оценить степень готовности фондов расформированного Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов для организации набора курсантов в 2013 году прибыл главный штурман ВВС РФ генерал-майор Михаил Звягин, передает корреспондент Накануне. RU.
"Принято решение по воссозданию Челябинского училища штурманов. Не побоюсь сравнения, что это беспрецедентный случай за новейшую историю наших вооруженных сил. Мы действительно возвращаемся к принятой системе образования, и уже в стенах училища будем готовить штурманские кадры для авиации не только воздушных сил, но и других силовых ведомств. Это очень важный шаг ", - считает Звягин.
По словам Звягина, многие думают, что штурманы решают только навигационные задачи. Высшее военное руководство часто приводит в пример состояние гражданской авиации, где штурман практически исключен из состава экипажа.
История штурманской службы ведет свое начало со времен Первой мировой войны. Как только начались активные боевые действия, появилась необходимость в летчиках-наблюдателях, так тогда называли штурманов. Они выполняли задачи по воздушной разведке, потом перешли к применению оружия, бомбометанию.
"В настоящее время военный штурман – это человек, ответственный за выполнение задач данного рода авиации по предназначению. На нем лежит основная нагрузка по применению оружия, средств разведки, десантированию, применению радиоэлектронных средств борьбы. То есть задача навигации – это косвенная задача, поэтому роль штурмана непременно будет повышаться", - считает главный штурман ВВС РФ.
По его словам, сейчас штурманская служба представлена во всех родах авиации: дальней, военно-транспортной, истребительной, разведовательной, бомбардировочной, специальной. Альтернативы этому члену экипажа нет.
"Те, кто расформировывали училища, или укрупняли образовательный статус подготовки летных кадров, убирая из этого процесса штурманский вуз, наверное, в этом плане ошибались, считая, что эпоха штурмана заканчивается. К счастью, это не так. Я как руководитель штурманской службы глубоко уверен, что специальность эта будет очень востребована", - сообщил Звягин.
По его словам, структура училища уже утверждена. В ближайшее время будет получено штатное расписание, планируется набрать около 500 курсантов.
"Мы с большим нетерпением ждем абитуриентов. Учитывая то, что училище не существовало некоторое время, военкоматы не занимались отбором по этому направлению. Более того, оно не значится ни в каких реестрах и отбор очень сложно производить на данном этапе", - сообщил он.
Главный штурман опасается, что военкоматы сейчас не готовы отбирать молодежь. Поэтому набирать планируется всех желающих, кто подходит по возрасту. Училище готово автономно проводить врачебно-летные комиссии, проверять профпригодность, организовать прием ЕГЭ в ЮУрГУ.
Тем, кто не пройдет по состоянию здоровья на специальность штурмана, предлагают стать специалистом по управлению воздушным движением, который занимается боевым управлением воздушных судов на земле. Уже сейчас наблюдается дефицит таких специалистов, а набор 2013 года выпустится только в 2018 году. К этому моменту нехватка кадров будет серьезной.
"До сих пор нет ни штатов, нет бумаги об училище, нет бумаг в военкоматах. Непонятно, будет ли набор такой, какой хотелось бы. Набираются документы всего лишь на 180 человек. Половина отсеивается по дороге. Скорее всего, училище ждет недобор", - считает один из инструкторов Евгений Саранцев.
Между тем, по словам Саранцева, выпускники прошлых лет сейчас остаются вне летной деятельности.
"В последние годы плачевно все, части расформировали, аэродромы убрали, летать толком не на чем. Много выпускников, особенно прошлого года, остаются за бортом. Они ждут за штатом", - сообщил он.
Подготовка штурманов ведется по теории и на практике. На предполетной подготовке курсанты отрабатывают маршрут полета. Он наносится на карты, по которым будущие штурманы ориентируются во время занятий на тренажерах. В целях навигации отрабатываются отклонения по маршруту и точность выхода на цель в заданное время. Параметры очень жесткие.
В тренировочном классе в компьютерах заложены реальные маршруты, по которым курсантам позже предстоит летать. Рабочее место состоит из курсовой системы, двух высотомеров (относительно уровня моря и земли), спутниковой системы, прибора авиагоризонта, авиачасов, автоматического радиокомпаса, все в точности, как в настоящем самолете. Каждый курсант взлетает в свое время, управление происходит индивидуально. Результаты полета оценивает компьютер.
Тех, кто успешно прошел подготовку на тренажерах, отправляют в небо. Тренировочные полеты осуществляются на Ту-134Ш и Ту-134УБЛ. Снаружи они выглядят как гражданские самолеты, однако внутри установлены парты для курсантов и приборы.
Возраст приборов, по оценке штурмана-испытателя Павла Понкратова, приближается к 20-ти годам. Из-за этого курсантам приходится выполнять большое количество механических действий и расчетов. Однако других приборов нет.
Время тренировочного полета в среднем составляет 1 час 43 минуты. За этот промежуток курсанты должны выполнить полет по маршруту, сбросить бомбы на полигон и вернуться на базу. Бомбы при полетах используют тоже тренировочные – их заряд мал, но воронка от упавшей бомбы составляет около двух метров.
Главный штурман ВВС РФ генерал-майор Михаил Звягин считает, что в связи с воссозданием училища потребуется корректировка государственной программы перевооружения, которая спланирована до 2020 года. Предусматривается обновление тренажерного комплекса училища, однако экстренного вмешательства не требуется.
"Если говорить более широко, нам и самолетный обучающий парк надо менять. Это, безусловно, накладывает определенные сомнения в том, что все у нас так прекрасно. Но острой проблемы не стоит", - сообщил он.
По его словам, на руку военным сыграет и то, что военно-учебные заведения остаются под руководством главного командования видов вооруженных сил.
"Очень важное решение, что мы сейчас в Главкомате ВВС получили под свое крыло свои авиационные вузы. Это позволит более оперативно отслеживать ситуацию", - сообщил он.