Олигархи с Уолл-Стрит на службе у Минфина России
Владислав Жуковский о механизмах скрытой "приватизации 2.0"На днях стало известно, что Министерство финансов подписало соглашение с американским банком JP Morgan Chase об оказании финансовой организацией консультационных услуг российскому ведомству. Согласно появившейся в СМИ информации, замминистра финансов Сергей Сторчак уже успел прояснить позицию Минфина и обязанности банка: крупнейший не только в США, но и в мире коммерческий банк будет отвечать за взаимодействие Минфина с рейтинговыми агентствами и способствовать повышению суверенного кредитного рейтинга России.
Сторчак в одном из своих интервью подчеркнул, что JPMorgan адаптирует для рейтинговых агентств документы Минфина, будет разъяснять непонятные места, налаживать постоянную связь: "Детали еще не известны, это первый опыт — пока остается только гадать". "Мы договорились с JP Morgan, что он будет нашим официальным партнером в том, что касается взаимодействия с рейтинговыми агентствами", — пояснил Сторчак.
Вполне очевидно, что американский банк JP Morgan Chase не будет заниматься решением задач и преодолением структурных дисбалансов. Во-первых, он это и не должен делать – для этого есть правительство и многомиллионная армия чиновников, которым граждане России и предприниматели платят заработные платы и обеспечивают безбедное существование через уплату налогов и сборов. А во-вторых, у него нет для этого полномочий и инструментов – его привлекли для ведения неформальных и во многом, надо полагать, закулисных переговоров с руководством крупнейших международных агентств, чтобы последние повысили свои оценки кредитоспособности и платёжеспособности России как суверенного заёмщика.
Совершенно непонятно, зачем России вообще нужно бороться за улучшение своих кредитных рейтингов. И уж тем более привлекать с этой целью в качестве консультанта и лоббиста российских интересов представителя финансовой олигархии с Уолл-Стрит, который помимо прочего является одним из крупнейших акционеров Федеральной Резервной Системы США – частной финансовой корпорации, исполняющей функции Центрального банка в США.
В настоящий момент суверенный кредитный рейтинг России находится на весьма неплохом уровне - отметка ВВВ по шкале S&P и Fitch и Ваа по шкале агентства Moody’s. Да, это не рейтинг США, Франции, Германии, Великобритании, Японии, Бельгии, Канады или других экономически развитых стран. Однако это нисколько не мешает Минфину и Правительству России втягивать российскую экономику в долговую петлю внешних займов. Согласно официальным оценкам Банка России, совокупный внешний долг России за период 2001-2013гг. вырос более чем в 22 раза - с 31 до 684 млрд долларов. Это на 20-22% превышает не только размер международных резервов России (535 млрд долларов), но и совокупную внешнюю долговую нагрузку российской экономики осенью 2008г. накануне острой фазы кризиса.
Несколько ранее в СМИ появилась информация о том, что в Минфине планируют к 2016г. поднять долгосрочный кредитный рейтинг России до уровня "А" по шкале Fitch и S&P и уровня "А3" — по шкале Moody’s. Судя по всему, чиновники Минфина поняли спущенные им "сверху" указы буквально, взяли "под козырёк" и теперь изо всех сил работают над "улучшением инвестиционного имиджа" России. Как и положено либералам, работают "на бумаге" - проводят конференции и совещания, участвуют в форумах и симпозиумах, а теперь ещё и привлекают американские банки для того, чтобы те, по всей видимости, помогли им "договориться" с международными рейтинговыми агентствами о пересмотре суверенного кредитного рейтинга России.
Весьма показательно, что замглавы Минфина Сергей Сторчак в конце мая сообщил СМИ, что одно из международных рейтинговых агентств начнет работу по подтверждению или пересмотру рейтинга России. Притом что профильный вице-премьер Игорь Шувалов заявлял, что не видит оснований для пересмотра рейтинга. В таком случае аргументы и тезисы Минфина становятся в принципе непонятны – если руководство России не видит причин для повышений рейтинга, то какие причины должен найти банк JP Morgan?
Да и глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009гг. наглядно продемонстрировал всю степень необъективности, предвзятости, коммерческой мотивированности и непрофессионализма трёх крупнейших американских рейтинговых агентств, искусственная недооценка которыми рисков по производным финансовым инструментам (т.е. деривативам: MBS, ABS, CDS и т.д.) стала стимулом для надувания пузырей на финансовых рынках в 2002-2007гг. (прежде всего, на рынке жилья и обеспеченных ипотечными закладными ценных бумаг) и спусковым крючком для обвала финансовых рынков в 2007г.
Кредитные рейтинги, которые присваиваются "большой тройкой" рейтинговых агентств США (S&P, Fitch, Moody’s), это большая фикция и инструмент манипулирования общественным сознанием – никакого отношения к оценке кредитоспособности и платёжеспособности эмитентов ценных бумаг и заёмщиков они практически не имеют. Рейтинговые агентства играют принципиально важную роль в рамках существующей международной валютно-финансовой системы и реализуемого процесса финансовой глобализации. Они выступают в качестве регулировщиков международного движения капитала – прямых инвестиций, "горячего" спекулятивного капитала, иностранных кредитов и займов, депозитов и т.д.
Они определяют направления трансграничного движения финансового капитала – указывают, куда и в какие активы можно инвестировать, кого кредитовать и под какую ставку процента, на каких условиях предоставлять финансирование, в каких ценных бумагах и в какой валюте хранить международные резервы и т.д. По сути дела, рейтинговые агентства определяют, кто и на каких условиях в рамках мировой экономики получит финансирование, а кто нет.
Судя по всему, у банка JP Morgan есть гораздо более серьёзные мотивы и цели, которые он преследует, нежели выслужиться перед российскими чиновниками.
Весьма показательно, что Минфин пошёл по этой дороге далеко не первым – пару месяцев назад стало известно, что Правительство Дмитрия Медведева подписало соглашение с ещё одними тяжеловесом с Уолл-Стрит (инвестиционным банком Goldman Sachs), согласно которому один из самых влиятельных финансовых институтов США и по совместительству один из крупнейших акционеров Федеральной Резервной Системы США будет бороться за улучшение инвестиционного имиджа России среди иностранных инвесторов.
Не менее примечателен тот факт, что глава Goldman Sachs (кузницы кадров для центральных банков и министров финансов по всему миру) Ллойд Бланкфейн возглавляет иностранный совет по созданию в России международного финансового центра. Другими словами, глава крупнейшего и неприкасаемого американского инвестиционного банка выступает в качестве "смотрящего" и координатора действий российского Правительства, который должен создать максимально благоприятные условия для извлечения сверхприбылей международными финансовыми спекулянтами и транснациональным капиталом в России. И дальнейшего беспрепятственного вывоза (т.е. репатриации) капитала за рубеж.
Скорее всего, и JP Morgan Chase, и Goldman Sachs преследуют сразу несколько целей, прикрываясь лозунгами о "благотворительности". Прежде всего, они, насколько можно судить, готовят Россию к масштабному расширению внешних заимствований и выходу на международные рынки ссудного капитала. Этот план чётко прописан как в законе "О федеральном бюджете на 2013г. и плановый период на 2014-2015гг.", так и в "Основных направлениях долговой политики государства до 2020г.". Оба документа предполагают стремительный рост как внутренних, так и внешних заимствований Правительством России в перспективе 5-7 лет. А американские финансовые институты, насколько можно судить, призваны обеспечить втягивание России как суверенного заёмщика в орбиту влияния американской финансовой системы через навязывание заимствований в США.
Расширяя заимствования за рубежом, Россия будет создавать спрос на продукцию печатного станка США – эмитируемые ФРС США доллары, что позволит финансово-политическим элитам США избавиться от избыточной денежной массы, созданной за последние 5 лет безудержной эмиссии и политики "количественного смягчения". А также гарантировать себе стабильный доход от обслуживания Россией займов на долгие десятилетия.
Кроме того, оба транснациональных банка намереваются поучаствовать в запланированной в Правительстве и уже начавшейся масштабной приватизации государственного имущества. Как показывает практика, распродажа крупнейших и наиболее лакомых кусков государственной собственности осуществляется в интересах транснационального капитала и международных банках, обладающих доступом к практически неограниченным и крайне дешёвым по стоимости обслуживания финансовым ресурсам. Ни рядовые граждане России, душевые доходы 75% которых не дотягивают до среднего уровня по России (24 тыс. рублей), ни малый и средний бизнес не имеют доступа к долгосрочным финансовым ресурсам под приемлемую ставку процента. Российские промышленные предприятия не могут позволить себе привлечь кредиты даже для финансирования оборотного капитала и пополнение МТЗ, не говоря уже о финансировании капитальных вложений в основные фонды и участии в приватизации.
Понимая это, американские банки пытаются создать максимально благоприятные для себя условия и обеспечить привилегированный доступ к подлежащим приватизации наиболее высокорентабельным и привлекательным с инвестиционной точки зрения государственным компаниям и банкам. Тем более, что именно эти же самые американские банки и их коллеги из стран Еврозоны и Великобритании выступают в качестве консультантов и оценщиков российского государственного имущества. Конфликт интересов налицо. Однако в Правительстве подобного рода "мелочам" много внимания не уделяют – в деле привлечения столь вожделенных иностранных инвесторов (а 92% всех иностранных инвестиций в экономику России приходится на предоставленные иностранными банками кредиты и займы) Правительство готово идти на любые жертвы.
Опыт приватизации 7,58% обыкновенных акций Сбербанка и 10% ВТБ (с 21% скидкой к текущей цене) наглядно продемонстрировал, что основными инвесторами в стратегически значимые предприятия выступают именно иностранные финансовые учреждения и международные банки. Судя по всему, именно для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для проникновения в российскую экономику и снизить цены на попавшие в программу приватизации государственного имущества компании и банки американские банки столь активно соглашаются выступать в качестве консультантов Правительства и Минфина.
Игра однозначно стоит свеч – начинается беспрецедентная со времён криминальной "ваучерной приватизации" и фиктивных кредитно-залоговых аукционов 1990-х. "раздача слонов" и перераспределение наиболее лакомых кусков госсобственности. Ради такой цели можно согласиться поработать консультантом и за бесплатно – потенциальные прибыли и сверхдоходы, а также перспективы установить контроль над крупнейшими российскими компаниями и банками по льготным ценам перевешивают все сиюминутные издержки.
Тем более в ситуации, когда деньги не стоят по сути дела ничего, процентные ставки по кредитам в США и Еврозоне находятся на абсолютных исторических минимумах (в отрицательной зоне с учётом даже официальной инфляции), а ключевые Центробанки продолжают бесконтрольно эмитировать резервные валюты и наводнять мировую экономику "горячим" спекулятивным капиталом. В таком случае приватизация, как правильно указывает академик РАН Сергей Глазьев, и вовсе приобретает характер сдачи командных высот в экономике в обмен на ничего не стоящую бумагу и кредитные деньги, что сопряжено с утратой финансово-экономического суверенитета.
И последнее. Если уж и заниматься вопросом повышения суверенного кредитного рейтинга России всерьёз, а не пустой болтовнёй и распилом бюджетных ресурсов, то гораздо правильней было бы начать с другого конца – не нанимать крупнейшие американские банки в качестве переговорщиков и лоббистов интересов России за рубежом, которые, пользуясь своим авторитетом, административным ресурсом и финансовой мощью, могут на неформальном уровне надавить на рейтинговые агентства и тем самым повысить рейтинг России. Следовало бы начать с построения отечественной системы оценки финансовых рисков и определения степени кредитоспособности заёмщиков, создав российское рейтинговое агентство. Именно по такому пути пошли в Китае, руководство которого в отличие от российских коллег прекрасно осознаёт национальные интересы страны и коммерческие интересы отечественного капитала и вместо того, чтобы клясться в любви иностранным инвесторам и ползать на коленях перед иностранными рейтинговыми агентствами, создало своё собственное независимое от интересов финансовой олигархии с Уолл-Стрит и геоэкономических интересов США рейтинговое агентство Dagong. Да, безусловно, выходя на международные рынки ссудного или акционерного капитала, Правительство Китая, а также китайские компании и банки ориентируются на рейтинги американских рейтинговых агентств. Однако в Китае ещё 35-40 лет назад был взят курс на построение мощной и самодостаточной инвестиционно-банковской системы и конкурентоспособной финансовой системы, способной финансировать экономический рост и модернизацию производства и предоставлять долгосрочные инвестиционные ресурсы под сравнительно низкий процент (4-6% годовых в отличие от 16-20% в России). И благодаря наличию национально ориентированной мощной финансовой системы, нацеленной не только и не столько на финансовые спекуляции, сколько на кредитование реального сектора экономики и населения, а также расширение инвестиционной активности и обеспечение расширенного воспроизводства, Китай всё в меньшей степени зависит от иностранных инвестиций и международных рынков капитала.