Европейский "список Магнитского": новое обострение отношений России с Западом
Владислав Жуковский: Глобальная "пищевая цепочка" замыкаетсяКак стало известно, руководство Евросоюза может вслед за США принять свой "список Магнитского", автоматически делающий персонами нон-грата, как минимум, десятки российских чиновников. На деле же речь может идти о сотнях и даже тысячах человек. 14 июня в СМИ появилась информация о том, что члены Европарламента рекомендуют запретить подозреваемым в нарушении прав человека в России въезд на территорию стран Европейского Союза и, что хуже всего для правящих властей, "заморозить" их финансовые активы на территории всей Европы.
Представители Европарламента искренне считают, что ужесточение санкций в отношении российских чиновников и аффилированных с ними бизнесменов может заставить Россию отказаться от преследования лидеров оппозиционного движения, заметная часть которого имеет непрозрачные связи с иностранными правительствами и разведслужбами. В частности, европарламентарии намерены поспособствовать "сворачиванию" уголовного дела против Алексея Навального. Однако это официальная аргументация действий Европарламента. Притом что настоящая, но не озвучиваемая широкой публике причина может быть совсем иной и носить финансово-экономический характер.
Как известно, финансово-политические элиты ЕС уже не в первый раз пытаются решить свои проблемы за счёт кармана других государств и, прежде всего, России – достаточно вспомнить введение под нажимом ЕЦБ, МВФ и Еврогруппы конфискационного сбора в размере 80% (40% вкладов подлежит списанию, а ещё 40% конвертируются в ничего не стоящие акции кипрских банков) с банковских вкладов величиной свыше 100 тыс. евро на Кипре. Это была вполне целенаправленная и осознанная политика "стрижки баранов" - под удар попали главным образом крупные российские вкладчики (юридические и физические лица), хранившие порядка 24 млрд евро из 78 млрд, которые размещены в кипрских банках.
Другими словами, руководство Евросоюза в интересах зарегистрированных в ЕС международных банков и финансовых спекулянтов продолжает заниматься финансовым большевизмом. Кипр был всего лишь "пробным шаром" и "первой ласточкой". Теперь же звучат предложения "заморозить" финансовые активы некоторых российских чиновников и аффилированных с ними юридических лиц.
Было бы крайне наивно полагать, что финансово-политическими элитами, как и их коллегами из США, которые инициировали замену устаревшей поправки "Джексона-Веника" на гораздо более опасный, масштабный и конкретный "Акт Магнитского", движет желание защитить "демократию" и "конституционные свободы" в России. Это красивый и хорошо продаваемый пиар, под которым скрываются истинные намерения европейской финансовой олигархии обеспечить конфискацию активов российских граждан и организаций, которые, впрочем, в подавляющем большинстве имеют незаконный характер происхождения и криминальные корни. Глобальную конкуренцию никто не отменял – в условиях нарастающей финансовой глобализации она принимает всё более изощрённые и формально политкорректные формы. Теперь под лозунгами "борьбы с финансированием международного терроризма", "ограничением теневого сектора экономики", "свержения антидемократических режимов" и "пресечения легализации доходов, полученных преступным путём" можно вполне безболезненно и юридически законно заниматься отъёмом имущества у физических и юридических лиц тех стран, которых по тем или иным причинам выгодно внести в "чёрный список" и приступить к процедуре экспроприации.
Необходимо отдавать себе отчёт в том, что чиновники Европарламента лишь формально привязывают свои требования к нарушению прав и свобод в России – это хорошо продаваемый на Западе лозунг, которым можно обосновать всё, что угодно: от ввода войск в Афганистан и Ирак и заканчивая хаотизацией Ближнего Востока и провоцированием гражданской войны. На самом деле, эта инициатива носит как политический, так и экономический характер. Как известно, всякая политика на самом деле на 90% экономика, а экономика – это на 90% политика.
Очевидно, что в Европе Алексея Навального рассматривают, как одного из наиболее резонансных и перспективных лидеров либерального оппозиционного движения. Поэтому ему будут всячески пытаться оказать информационную, политическую, административную, финансовую и пропагандистскую поддержку.
Но всё это играет второстепенную роль. Гораздо важнее и опаснее то, что финансовая удавка на шее российской экономики в целом постепенно затягивается. Не говоря уже об очень зыбком положении финансовых активов российских чиновников, в том числе силовиков, олигархов, крупных предпринимателей.
Сама по себе инициатива Европарламента создать свой "список Магнитского" ещё ни о чём ни говорит – далеко не факт, что она будет принята Еврокомиссией на рассмотрение. Традиционно Европарламент является рупором наиболее резких и одиозных политических, идеологических и финансовых идей Старого Света. Он, в частности, выступает в роли своеобразного провокатора, озвучивающего наиболее неприятные для чиновничьего российского класса инициативы и планы. Так было, например, когда Европарламент озвучивал критику в адрес России в связи с невыполнением норм ВТО, будучи недовольным введением пресловутого "утилизационного сбора" и ограничением допуска иностранных компаний и банков к системе государственного заказа.
Также именно Евпропарламент, по сути дела, первым поддержал закон Магнитского, когда он был принят в США. Кстати, под этим актом подписались уже не только США, но и ряд европейских государств, таких, как Финляндия, прибалтийские страны. И даже Швейцария поднимает вопрос о том, чтобы усилить контроль за находящимся в их банковской системе капиталом и, в случае необходимости, наложить арест на счета тех юридических и физических лиц из России, которые могут быть причастны к ограничению свобод в России и незаконной предпринимательской деятельности.
Следует напомнить и об "утечке" информации о том, что европейский ЦБ запретил странам Прибалтики принимать капитал, который утекал с Кипра в их банковскую систему, спасаясь от возможной конфискации и экспроприации. Нельзя не упомянуть также и принятие закона FATCA в США, который, с одной стороны, ужесточает контроль за транзакциями американских граждан и нацелен на борьбу с уклонением от уплаты налогов (в том числе в оффшорных гаванях), а с другой – по сути дела, превращает все финансовые институты в мире в налоговых агентов американской налоговой службы (IRS) и предоставляет право американским правоохранительным органам запрашивать информацию о всех банковских вкладах, финансовых трансакциях и их владельцах (в том числе нерезидентах США), которые по весьма формальным критериям могут попасть в "чёрный список" госорганов США и заинтересовать спецслужбы и контролирующие органы. Принимая во внимание политику "двойных стандартов" и крайне выборочное исполнение норм международного права, под прицел правоохранительных органов США может попасть кто угодно и где угодно.
Очень хорошо прослеживается тенденция ужесточения контроля над финансовыми трансакциями и потоками, которая подаётся под видом борьбы с уклонением от уплаты налогов и вывозом капитала в оффшорные юрисдикции и "налоговые гавани". В этом плане крайне примечательна недавняя инициатива руководства Евросоюза ужесточить надзор и контроль за оффшорными юрисдикциями, которая вылилась в скандально известный "слив" информации о сотнях тысячах клиентов и их многомиллиардных состояниях, хранящихся в Британских оффшорных центрах.
Стоит сказать, что в оффшорах, по самым скромным оценкам, находится от 25 до 32 триллионов долларов. И речь идёт только о средствах на банковских вкладах, не считая остальных финансовых и нефинансовых активов – недвижимости, вложений в ценные бумаги, а также зарегистрированных там компаниях и банках.
На Россию по самым скромным оценкам приходится 1,7-2,2 триллиона из этой суммы. Это практически годовой ВВП России – нам есть что терять. По мере разрастания глобального финансово-экономического кризиса, обострения борьбы за доступ к финансовым ресурсам, к реальным активам, будет ужесточаться политика и США, и Европы, и Японии по отношению к капиталам, находящимся в оффшорах. Более того, даже динамично развивающиеся страны, претендующие хотя бы на некое отдалённое подобие самостоятельности и финансово-экономический суверенитет, всё активней ужесточают контроль за незаконным вывозом капитала и уклонением от уплаты налогов.
Следует понимать, что российские юридические и физические лица вполне могут оказаться в положении мальчиков для битья. Доказать законный характер происхождения своего капитала для подавляющего большинства из них будет просто невозможно – только по официальным данным платёжного баланса Центрального Банка России, за период 1994-2012гг. из России с нарушением валютного, таможенного, налогового и прочего законодательства было вывезено свыше 483,5 млрд долларов. Иностранные аналитические и экспертные центры оценивают масштабы незаконного вывоза капитала из России в диапазоне 750-900 млрд долларов.
При этом важно отдавать себе отчёт в том, что России противопоставить Европе и США, которые стараются удушить стратегического конкурента в объятиях, особенно нечего. По той простой причине, что это не европейские чиновники приобретают виллы, особняки, яхты и футбольные клубы в России, переводят свои деньги в российские банки и держат свои семьи в РФ. Ситуация строго противоположная – российская экономика находится в критической зависимости от иностранных кредиторов (размер внешнего долга вырос с 532 до 684 млрд долларов только с января 2012г. по апрель 2013г.); крупнейшие предприятия из стратегически значимых секторов экономики зарегистрированы в оффшорных юрисдикциях и во многом контролируются не транзитными "российскими олигархами", а транснациональным капиталом и международными банками; на корреспондентских счетах американских и европейских банков хранятся российские международные резервы (520 млрд долларов), за накопление которых в ущерб развитию отечественной экономики и социальной сферы Алексея Кудрина британские банкиры и спонсоры аж трижды признавали "лучшим министром финансов мира, Европы и развивающихся стран"; и всё в тех же США и Европе российские чиновники и олигархи предпочитают держать свои активы, учить детей и злоупотреблять демонстративным потреблением.
Если в 90-е годы у представителей так называемой российской оффшорной аристократии была иллюзия, что украденные населения и государства деньги надёжно защищены и их оберегает святая-святых – банковская тайна, то теперь становится очевидно, что все эти вклады – как на ладони для западных спецслужб. США и Европа, преследуя свои геоэкономические и геополитические цели, целенаправленно и последовательно демонтируют "святую корову" капиталистического мира – банковскую тайну и неприкосновенность частной собственности. Уместно говорить о "финансовом большевизме" американской и европейской финансовой олигархии и политических элит.
Другое дело, что в настоящий момент европейские элиты не хотят идти на острую фазу конфликта с Россией и проводят "разведку боем" - прощупывают почву и анализируют реакцию российского правящего класса. Они будут постоянно и с упоением напоминать "российским коллегам", кто в доме хозяин, кто реально контролирует деньги российских коррупционеров и олигархов, и при этом навязывать России наиболее выгодные для себя решения.
Что касается самого "списка Магнитского №2", то в него, скорей всего, войдут представители второго или даже третьего эшелона власти – никаких громких имён пока ожидать не следует. По крайней мере, в его открытую часть никто из крупных чиновников не попадёт – "закрытая" часть списка неизвестна, но его потенциальные участники, насколько можно судить, уже давно находятся под пристальным вниманием спецслужб и правоохранительных органов США и Евросоюза. Достаточно вспомнить скандальные публикации в двух крупнейших американских деловых газетах в 2012г. о незаконной предпринимательской деятельности первого вице-премьера российского правительства Игоря Шувалова, его связях с российскими олигархами, предприятия которых осенью 2008г. попали в пресловутый список "стратегических организаций" и получили государственную поддержку в обмен на финансовые услуги в адрес Шувалова.
Следует отдавать себе отчёт в том, что активизация Европейского парламента (так же как и "стрижка баранов" на Кипре, "список Магнитского", давление по вопросу ВТО, борьба с оффшорами, демонтаж банковской тайны, принятие закона FATCA в США и т.д.) не является какой-то разовой акцией. Это один из признаков надвигающихся глобальных перемен в мировой финансовой системе. Мировая экономика скатывается в глубокий кризис, из которого уже не удастся выйти за счёт включения печатного денежного станка, бесконтрольной эмиссии ключевых резервных валют и заливания мировой экономики беспрецедентно дешёвой финансовой ликвидностью (с учётом инфляции реальные процентные ставки крупнейших Центробанков мира находятся в отрицательной зоне).
Совершенно очевидно, что США и Европа будут пытаться решить свои финансово-экономические, научно-технические проблемы за счёт других стран, в том числе и России, как они это делали далеко не один раз. Тем более, что в своё время российские бизнесмены и чиновники сами залезли в мышеловку, вложив деньги в европейскую и американскую финансовую систему, а также в оффшорные юрисдикции. Таким образом, проявив недальновидность и создав все необходимые предпосылки для того, чтобы те капиталы и активы, которые были экспроприированы у граждан России и самого государства за последние 25 лет "народного предательства", были экспроприированы реальными хозяевами. Глобальная пищевая цепочка замыкается – финансовые ресурсы, активы, капиталы и власть стягиваются на верхние уровни пищевой цепи, приводя к уничтожению промежуточных и самых низких звеньев.
Также стоит помнить о российских золотовалютных резервах – ещё большие опасения представляет угроза попадания под удар США и ЕС российских золотовалютных резервов. Тех самых 520 миллиардов долларов, которые сегодня финансируют модернизацию и научно-технический прогресс у наших стратегических конкурентов в США, Европе и Японии.
Безусловно, должно быть сочетание нескольких факторов, чтобы США и ЕС приняли решение о конфискации российских ЗВР – стремительное скатывание крупнейших мировых экономик в кризис резкое обострение отношений Запада и России, при желании руководства последней навести порядок в системе государственного управления и отечественной экономике. Мы видим, что деньги Каддафи, Салеха, Бен Али и Мубарака лежали спокойно в западных банках до тех пор, пока США экономически и политически не стало выгодно объявить их конфискацию и замораживание под предлогом "антидемократичного характера правящего режима" и угрозы мировому сообществу. В случае, если американцы будут и дальше решать свои проблемы через региональные войны, то арест наших золотовалютных резервов станет вполне реальной перспективой.
Не меньшую угрозу представляет ситуация, при которой под удар попадут формально российские, но де-юре оффшорные компании, которые в общем составляют 90 процентов крупной собственности России. Вот тогда – это действительно будет угроза финансово-экономическому суверенитету России. В таком случае без национализации стратегических высот (нефтегазового комплекса, нефтехимии, металлургии, транспортной и энергетической инфраструктуры, финансовой системы и т.д.) и без резкого разрыва отношений с "иностранными партнёрами" обойтись не удастся. Однако в очередной раз возникает вопрос политической воли и желания российских чиновников служить интересам страны и граждан России, а не собственному карману и транснациональному капиталу.