Цивилизационный выбор: ключ к кооперации с Украиной остается в Москве
Россия и Украина отметили в минувшие выходные совместный праздник – 1025 лет крещения Руси. Несмотря на относительно круглую дату события, которое повернуло ход истории на этой части суши в том направлении, которое помогло стать России одной из крупнейших империй и сверхдержавой, не все восприняли эти празднования со светлыми чувствами. Напротив, вместо того, чтобы найти точки сближения, многие украинские политики и представители СМИ воспользовались поводом для того, чтобы сильнее "раскачать" националистическую повестку, а некоторые наблюдатели уже пытаются спрогнозировать исход президентских выборов 2015 года. Подробности – в материале Накануне.RU.
Официальное празднование 1025-летия крещения Руси состоялись 27 и 28 июля в Киеве и многих других украинских городах. В мероприятиях приняли участие патриарх РПЦ Кирилл, президент Владимир Путин, а также ряд высокопоставленных чиновников. Несмотря на то, что повод изначально был историческо-религиозный, представители некоторых кругов заранее объявили, что это лишь ничтожный повод для того, чтобы российский лидер мог приехать на Украину "с кнутом и пряником", чтобы "затащить" Украину в интеграционные процессы. Еще за несколько дней до праздничного уикенда "свободовец" Анатолий Витив выступил с весьма странными, если не сказать грубее, тезисами о том, что "Московское государство не имеет ничего общего с Русью и славянами".
"Тогда, когда киевский князь Владимир крестил Русь, на территории нынешней Москвы бродили медведи. Москва имеет такое же отношение к крещению Руси, как и к строительству Великой Китайской стены. Поэтому ни о каком совместном духовном наследии украинского и российского народов не может быть и речи", – заявил тогда депутат.
Украинская пресса из всех мероприятий едва ли не больше всего внимания уделяет участию Путина в конференции движения "Украинский выбор", посвященной православно-славянским ценностям как основе цивилизационного выбора Украины. Стоит согласиться, это действительно достаточно показательный момент.
"Здесь был сделан выбор для всех нас. Наши с вами предки, которые жили на этих территориях, сделали этот выбор для всего нашего народа. "Для всего нашего народа", – я говорю так, имея в виду, что, безусловно, мы понимаем сегодняшние реалии, есть и украинский народ, и белорусский, и другие есть народы, и мы с уважением ко всему этому наследию относимся, но в основе лежат, безусловно, наши общие духовные ценности, которые делают нас единым народом", – отметил Владимир Путин.
Он напомнил, что у Украины была непростая судьба, особенно в период средних веков, когда " Украина была составной частью то одного, то другого европейского центра, переходила то в одно государство, то в другое". Жизнь стала налаживаться лишь тогда, когда начался интеграционный процесс на восточном направлении. "С воссоединением востока и запада жизнь населения и так называемой элиты Украины коренным образом изменилась и изменилась, безусловно, к лучшему, это знают все", - констатирует Путин.
"В советское время Украина становится самой развитой в научно-промышленном отношении республикой Советского Союза. В первую пятилетку на нее приходилось свыше 20 % общих капиталовложений. Из 1500 новых промышленных предприятий 400 строились на Украине, включая крупнейшие в мире "Запорожсталь", "Коммунар", "Криворожсталь", "Азовсталь", "ДнепроГЭС", алюминиевые предприятия, Харьковский тракторный и Луганский паровозостроительный заводы. В результате индустриализации Украина опередила по уровню развития отраслей тяжелой промышленности ряд западноевропейских стран. Она заняла второе место в Европе после Германии по выплавке чугуна, одна только Украина, четвертое место в мире по добыче угля, по производству металла и машин Украина была впереди Франции и Италии, догнала Великобританию. Одна только Украина!" – перечислил президент.
А в 1970-е годы Украина стала одним из мировых лидеров в сложнейших отраслях промышленности, в аэрокосмической, атомной, судостроении, электротехнической промышленности и т.д.
"У нас с вами, слава богу, сегодня единая транспортная система, единая энергетическая система, электроэнергетика, у нас глубочайшая кооперация между целым рядом важнейших отраслей экономики, без которой эффективно развиваться соответствующие предприятия, целые отрасли экономики не в состоянии. Сегодня идет очень напряженная конкурентная борьба на мировых рынках, за эти рынки. И уверен, что подавляющее большинство присутствующих здесь понимает, что только объединяя усилия мы можем быть конкурентоспособными и выиграть в этой достаточно жесткой конкурентной борьбе. При этом у нас есть все основания полагать, что мы можем и должны это сделать", – подошел к главному тезису Владимир Путин.
Солидарен с российским лидером был его советник, экономист Сергей Глазьев, который много лет курирует интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Экономист отметил, что если бы 1025 лет назад был сделан иной выбор, то могло не быть ни России, ни Украины, которые тысячелетие поддерживали друг друга. Однако всегда есть "Иваны, не помнящие родства", готовящиеся подписать договор об ассоциации с ЕС.
"Украина действительно имела тесные отношения с тем, что сейчас называется Евросоюзом. Она несколько веков жила под Польшей, украинский народ хорошо помнит, что это была за жизнь, как относились к украинскому народу – он был практически лишен в правах и превращен во второсортное население. Украина была короткое время под германским гнетом в период оккупации и тоже хорошо помнит, каково это было – вместе с Европой находиться в одном союзе. И надо сказать, что то соглашение, которое готовится к подписанию , мало чем отличается от тех, только формы стали другими, в том смысле, что Украина сразу признает себя неравноправным партнером, как стороной, которая добровольно лишает себя права принимать решения", – отметил Глазьев.
При этом, по мнению и российских экономистов, и их европейских коллег, участие Украины в Таможенном союзе способно стабилизировать украинскую экономику и дать ей точки для интенсивного роста за счет кооперации.
"Когда мы были одной страной, на Украине зарплата была выше, чем в СССР, а сейчас ниже в два раза – это плата за разрыв кооперационных связей. Мы эти связи видим, понимаем, что нужно сделать, чтобы они развивались в наукоемком секторе, в авиастроении, в атомной энергетике. Прямые расчеты показывают, что даже те проекты, которые сегодня есть в повестке дня, дают возможность занятости примерно 600 тыс. человек", – аргументирует советник президента РФ.
Эти выступления, как легко можно было ожидать, в украинской "независимой прессе" были поданы в качестве имперских притязаний России и попыток свернуть "самостийную Украину" с пути евроинтеграции, к коей, якобы, ориентированы все устремления украинцев. Попутно СМИ акцентируют внимание на том, что Путин "демонстративно сбежал от Януковича через 15 минут".
"Из резиденции Виктора Януковича Владимир Путин отправился на круглый стол, организованный движением "Украинский выбор" и посвященный православно-славянским ценностям как основе цивилизационного выбора Украины. Ничего удивительного: лидером "УВ" является кум Путина Виктор Медведчук, а тематика круглого стола прямо противоположна заявленному украинской властью и не воспринимаемому в Кремле курсу на евроинтеграцию. Да и сам побег со встречи президентов на круглый стол общественной организации больше напоминает дипломатический демарш", – подчеркивает тесные связи Путина и Медведчука "Главред".
Отметим, что Виктор Медведчук – достаточно известный на Украине политик, который в последнее десятилетие занимал ряд высоких государственных должностей – был вице-спикером верховной Рады и руководителем администрации президента, когда главой Украины был Кучма. Круглый стол, о котором идет речь, был проведен на площадке движения, инициированного Медведчуком, "Украинский выбор" – за короткий срок оно набрало определенный политический вес. Кроме того, на Украине ходят настоящие легенды о тесной дружбе Путина и Медведчука. Известно, что в одном из номеров журнала "Главред" было помещено хвалебное эссе, написанное Путиным о Медведчуке.
В то же время, складывается ощущение, что в самом Евросоюзе не сильно озабочены повесткой визита президента России в "потенциально ассоциированное" государство. Однако, угол зрения, под которым информация об этом все же попадает в европейские СМИ, тоже весьма прогнозируем. Так, в "Евроньюс", например, в короткой новости о праздновании 1025-летия крещения Руси дается цитата представителей, по-видимому, единственной "прогрессивной демократической партии", в европейском понимании, – ультранационалистской "Свободы".
"Мы не согласны с позицией Путина, который уже как-то раз сказал, что Украина – это вообще не государство. Мы не хотим, чтобы он затащил Украину в другой империалистический проект – Таможенный союз, а ведь именно за этим он и приехал в Киев", – цитирует "Евроньюс" "свободовцев", проводящих акции протеста.
Интересно, что буквально на следующий день после выступления Путина и Глазьева директор департамента аграрного бизнеса Европейского банка реконструкции и развития (ЕББР) Жиль Меттеталь заявил о готовности инвестировать в аграрный сектор Украины.
"Западноевропейские аграрии получают от 30% до 35% субсидий, русские - 20%. Украинские компании в данном секторе не получают такого количества субсидий, но находятся на одном уровне с ними по конкурентоспособности. Важно, что украинский аграрный сектор является самодостаточным в своем развитии, а не полностью зависимым от государственной поддержки", – заявил Меттеталь, говоря о желании мировых производителей сельхозмашин попасть на украинский рынок.
Технически восстановить кооперационные связи с Украиной действительно возможно, это даст взаимную выгоду нашим странам. Однако, Россия говорит об этом не первый год, но не готова начать реализовывать свою промышленную политику. Без этого все слова остаются благими пожеланиями. При этом "элиты" наших стран давно разучились создавать крупные промышленные проекты. Таким мнением поделился с Накануне.RU писатель, публицист, член генсовета "Партии дела" Максим Калашников:
- Дело в том, что технически восстановление этих кооперационных связей действительно возможно. Честно говоря, это сейчас было бы самым разумным. Например, если в РФ авиационные конструкторские бюро фактически разгромлены, то на Украине КБ Антонова сохранилось. Это заслуга уже покойного Балабуева (Петр Балабуев, генеральный конструктор КБ Антонова в 1984-2005 годах, – прим. Накануне.RU), который сохранил бюро. В Запорожье есть предприятия с очень высокой культурой производства двигателей. Харьковский "Турбоатом" очень хорошо оборудован для производства продукции для атомных электростанций. Весь вопрос в том, что в РФ нет активной промышленной политики, она не может выступить организатором такого совместного развития, вот в чем беда. Если бы мы занялись этим сейчас, то Москва многие вопросы очень быстро могла бы перетянуть на свою сторону. Уже давно Запорожье и Харьков могли бы быть "завязаны" на Россию. Могли бы "Ан-70" уже не один год производить в России. Могли бы начать производить "Ан-148" и прекратить "суперджетовщину", прекратили бы эту комедию. Такие проекты, как "Суперджет", резко противоречат этой интеграционной логике.
Есть еще один момент – нельзя выстраивать такую кооперационную политику, если ты одновременно входишь в ВТО. Здесь нужна действительно своя активная промышленная политика, протекционизм, свои правила игры. А тут получается, что мы вступили в ВТО и еще пытаемся что-то свое делать – так не получается. Поэтому, я думаю, что все эти слова останутся только благими пожеланиями. Тем более, что подобные вещи уже звучали. Когда подписывались "Харьковские соглашения", Янукович тогда только пришел к власти, тоже говорили о совместных промышленных проектах, но делать это надо связно, последовательно, системно. Пока, к сожалению, этого не получается.
Наша правящая "элита" происходит от тех, кто разваливал страну для освоения советских богатств, а такие вещи лучше делать поодиночке, самостийно. Тот же "Суперджет" задумывался как самостийный проект, где Украины нет никаким боком. В верхах России есть люди, которые не заинтересованы в кооперации с Украиной. То же самое касается украинских "элит". Они уже давно ведут свою игру, которая не имеет ничего общего с интересами Украины. Они одержимы желанием войти в Европу, хотя их там тоже никто не ждет. Украинская "элита" успешно занималась процессом деиндустриализации, и поворачивать процесс вспять, она, в общем, не умеет. Основная часть этой "элиты" уже утратила навыки организации крупных промышленных проектов – они тоже заняты сырьем – углем и продукцией примитивного передела.
Если Украина подпишет договор об ассоциации с ЕС, ее промышленность, скорее всего, тихо умрет. Зачем Европе самолеты, которые производит Украина, когда у них свои есть? А если почитать текст этого соглашения, то это игра в одни ворота, фактически Украина открывает свой рынок для Европы, а в обратном направлении этого не происходит. Все самостийники рисуют фантастические планы, но реальность будет совершенно другой – для Украины это будет дальнейшая деиндустриализация. Она будет заниматься поставкой удобрений, угля, зерна. А если украинские самостийники честно скажут, что "мы развалили СССР, чтобы войти в Евросоюз, где нас никто не ждет" – это будет самоубийство для них, вот они и продолжают играть в эту игру.
Но ключ к кооперации лежит в Москве. Нужно не декларации делать, а сначала дело, а потом уже озвучивать декларации. Создается, однако, впечатление, что Москве и собственная промышленность не очень нужна.