Зачем Азербайджан хочет единую армию с турецкой
Азербайджан может активно сотрудничать с Турцией не только в политической и экономической сферах, но и военной. Более того, по мнению Баку, стоит исповедовать в этом отношении принцип "одна нация, единая армия". По крайней мере, именно об этом заявил недавно депутат азербайджанского парламента Захид Орудж. Он считает, что проведенные учения продемонстрировали единый взгляд на проблему безопасности в регионе, и у сторон "достаточно ресурсов и есть политическая воля" для движения в этом направлении. При реализации подобных инициатив на практике может возникнуть серьезная напряженность, в том числе и для Москвы, однако эксперты сомневаются, что подобные националистические идеи найдут практическое воплощение, во всяком случае, до выборов президента в Азербайджане, которые состоятся в октябре 2013 года.
Лозунги о военном сотрудничестве с Турцией распространяют, в первую очередь, разного рода националисты, которые проявляют активность по мере подготовки к осенним выборам. При сохранении власти в руках Алиева никаких изменений в этой области происходить не будет. Об этом Накануне.RU рассказал эксперт по Ближнему Востоку Анатолий эль Мюрид.
Вопрос: Как Вы оцениваете заявление азербайджанского депутата Захида Оруджа об объединении вооруженных сил Азербайджана и Турции?
Анатолий эль Мюрид: Я не думаю, что из этого будут какие-то практические выводы. В Азербайджане есть люди, которые представляют силы, достаточно жестко заявляющие о том, что Азербайджан – это разделенное государство, что есть Южный Азербайджан, который находится под Ираном, есть Западный Азербайджан – Армения. И такие националистические силы достаточно сильны, но не настолько, чтобы переформатировать политику. Такого рода заявления есть и всегда будут, но практических шагов, скорее всего, не последует. Турция пытается наладить с Азербайджаном достаточно тесные отношения, но сильно сомневаюсь, что она пошла бы на это (объединение вооруженных сил, – прим. Накануне.RU) без каких-то консультаций с Москвой и Тегераном. В противном случае, подобные действия перевели бы ситуацию в достаточно жесткий конфликт, практически военный, потому что там и наша база есть, и Иран достаточно негативно относится ко всем этим идеям националистов. В общем, не думаю, что там последуют какие-то практические шаги. У них там еще выборы президента скоро должны быть.
Вопрос: А можно ли расценивать подобные заявления, как заявку Азербайджана на некое усиление политических позиций в регионе, в том числе, и при помощи НАТО?
Анатолий эль Мюрид: Это будет зависеть от того, кто сменит Алиева. Насколько известно, его супруга собирается пойти на президентские выборы, и если придут "проалиевские" силы, они будут достаточно умеренными (Ильхам Алиев имеет возможность переизбраться на третий срок, и уже выдвинут на президентские выборы. Он стал президентом в 2003 году, сменив на этом посту своего отца Гейдара Алиева, – прим. Накануне.RU). Во всяком случае, такого откровенного сотрудничества с Турцией в военном плане не будет однозначно, потому что это создаст напряженность вплоть до войны. Армения, например, готова хоть сейчас повоевать, за ними "не заржавеет". А если националисты придут к власти, там может и что-то более серьезное будет.
Вопрос: Но в этом сотрудничестве армий (а его никто отрицать не будет) речь все же идет об армиях Азербайджана и Турции, как члена НАТО...
Анатолий эль Мюрид: Думаю, речь все же о двусторонних отношениях с Турцией. Азербайджан находится в определенной изоляции, поскольку отношения с Ираном нельзя назвать сильно дружескими, с Арменией вообще нет разговоров. Получается, Азербайджан заперт и вынужден к кому-то прислоняться в регионе, и кроме Турции, ему сотрудничать не с кем.
Выражение депутатами идей пантюркизма – не более, чем выражение "хрустальной мечты" некоторых политиков. При этом, даже многолетнее сотрудничество армии Азербайджана с НАТО едва ли принесло свои позитивные плоды. И заявления депутатов, сделанные до того, как их повторят президенты стран, вряд ли должны вызывать тревогу или опасения со стороны России, тем более, что у России есть опыт ведения военных действий с армиями, сотрудничавшими с НАТО. Об этом Накануне.RU рассказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Вопрос: Как Вы прокомментируете заявление азербайджанского депутата об объединении вооруженных сил Азербайджана и Турции?
Евгений Сатановский: На мой взгляд, это произойдет тогда же, когда объединятся армии, скажем, России, Польши и Украины в рамках "славянского единства" или Израиля и соседних арабских стран – в рамках "семитского единства". Мечтать не вредно. Мало ли какие лозунги выдвигают политики, проникнутые идеями пантюркизма. Вот данный депутат "хотел бы". У нас в свое время царь-батюшка хотел, чтобы "братушки-славяне" были все в единой империи, а он ими управлял. Империю потерял в Первой мировой войне.
Вопрос: Депутат говорил, опираясь на "успешный опыт совместных учений" и общий взгляд на проблемы безопасности…
Евгений Сатановский: Россия проводит совместные учения с Китаем. Что дальше? Нет ни малейшей разницы. Любые националисты или паннационалисты, проникнутые идеями панславянизма, пантюркизма, западной демократии и блока стран демократии и разными прочими бреднями, любят заявлять об этом, особенно в парламенте… Парламент – это место, где говоруны собираются. У них работа такая – за деньги говорить. Его слова вообще необязательно должны соответствовать хоть какой-то действительности, он же не президент страны, не министр обороны. Вот когда скажет такое Алиев или Эрдоган, тогда и будет, что обсуждать. А если какой-то неизвестно, с какого дуба рухнувший азербайджанский парламентарий высказал эту свою хрустальную мечту, могу посоветовать ему прогулки на свежем воздухе, морские купания – помогает.
Вопрос: Азербайджан около 20 лет сотрудничает с НАТО в области реформирования армии. Можно ли сказать, что вооруженные силы этой страны сильно отличаются от вооруженных сил других стран постсоветского пространства?
Евгений Сатановский: Судя по результатам конфликта из-за Нагорного Карабаха, вооруженные силы республики Азербайджан невыгодно отличаются даже от своей ближайшей соседки – Армении, со всеми вытекающими последствиями. Что касается, например, граничащего с Азербайджаном Ирана, где живет три четверти этнических азербайджанцев, то столкновение армий этих двух стран, невзирая на партнерство с НАТО – это будет встреча вполне симпатичного и милого лабрадора с кавказской овчаркой, хотя Иран с НАТО не сотрудничает. Нужно понимать, что сотрудничество с блоком НАТО – это не панацея ни от чего.
Вопрос: Тем не менее, это партнерство крайне активно преподносится и продвигается. Неужели оно не оказывает никакого влияния на армию?
Евгений Сатановский: Жил-был в 2008 году грузино-российский конфликт. Грузия не просто сотрудничала с блоком НАТО, там Саакашвили криком кричал о том, как он перестроил армию, которая всех разгромит. Я помню нескольких весьма и весьма высокопоставленных российских военных обозревателей, которые задумчиво говорили, что в случае столкновения маленькой, но эффективной грузинской армии, которая полностью перестроена и перевооружена, с советскими, по сути, вооруженными силами, Россию разгромят, как израильтяне разгромили арабов. А потом был август 2008 года. Тбилиси не взяли, потому что не стояла такая задача, и Саакашвили не повесили, хотя по мне, а я человек очень неполиткорректный, надо было это сделать. Тем не менее, результат был понятен. Это к вопросу о сотрудничестве – мало ли с кем они сотрудничают, нужно же, чтобы и внутри что-то было. Если бы Рамзан Кадыров со своими чеченскими батальонами сотрудничал с блоком НАТО, я бы еще понял, о чем говорить.