Выборы мэра Москвы: власть вступает в зону риска
"Дело не в Навальном, а в неумных шагах власти, раздражающих общество"Наконец-то выборы в Москве удовлетворили уровнем организации многочисленных придирчивых наблюдателей. Даже непримиримые борцы с нарушениями из движения "Голос", ставшего правопреемником расформированной за иностранное финансирование ассоциации "Голос", назвали московские выборы "витринными" и "показательно честными", передает корреспондент Накануне.RU.
Тем не менее, не все остались довольными ходом выборов. Алексей Навальный, проводивший собственные опросы на выходе с участков, убежден, что фонд "Общественное мнение" "дорисовал" основному кандидату несколько процентов, чтобы показать, что удалось избежать второго тура.
По последним результатам обработки 31,53% протоколов участковых избирательных комиссий Сергей Собянин набирает 52,6%, следом идет Алексей Навальный с 26,18%. У кандидата от КПРФ Ивана Мельникова - 10,51% голосов избирателей, Сергей Митрохин ("Яблоко") набрал 3,35, Михаил Дегтярев (ЛДПР) - 2,98, Николай Левичев ("Справедливая Россия") - лишь 2,86%. По мнению Навального, в некоторых городах, где идут выборы, "сегодня будет Майдан", однако на легендарную Болотную площадь вышли тысячи людей, готовые поддержать действующего мэра Сергея Собянина.
Как бы то ни было, даже такие результаты совершенно не вписываются в изначальные планы, которые увязывались с допуском Навального на выборы. Как сообщали многие эксперты ранее, "руку дружбы" протянул Навальному сам Собянин, когда помог пройти муниципальный фильтр, и не только. Например, именно влиянию Собянина приписывалось "чудесное освобождение" Навального после вынесения обвинительного приговора по делу "Кировлеса".
Предполагается, что власти в целом, и Собянин, в частности, были уверены, что честные выборы покажут, что реальный рейтинг Навального не превышает 10-15%, и, получив такой результат, оппозиционер будет маргинализирован в политическом поле. Высказывались версии, что это должен был быть такой "подарок Путину" в виде "головы поверженного врага". Однако, реальность показала, что результат Навального вряд ли подходит под это определение и в определенном контексте он вполне может расцениваться как победа оппозиционера.
"По всем прогнозам Навальный не должен был набрать больше 15%, а это в целом означает, что значительная часть людей определилась в последний момент на эмоциональном уровне в пользу Навального, - рассказал Накануне.RU политолог Сергей Черняховский. - Я не к тому, что они "истерики", а к тому, что власть накапливает своими неумными действиями, в частности, в социальной сфере, напряжение в обществе. То, что Навальный будет кричать, что не было у Собянина 50% - оно было понятно, сколько бы он там ни получил голосов, потому что это стандартная технология использования выборов для организации массовых беспорядков. И то, что для Навального важны были не голоса, а использование ситуации. Он бы не признал любые результаты, он ведет себя отчасти по всем правилам, которые ему предлагают политтехнологи, а отчасти - как инфантильный ребенок, который постоянно капризничает и постоянно всем недоволен. Поэтому власти нужно думать как себя вести, она вступает в зону риска, еще раз говорю – дело не в Навальном, а дело в неумных шагах власти, раздражающих общество".
"Сколько тысяч рабочих мест уничтожил этим летом Собянин, сколько из-за него закрылось магазинов, сколько он разрушил лавок и рынков. Зачем нужно было идти Путину на поводу у авантюристов и объявлять сокращение социальных расходов, чем, как не провокацией можно объяснить летний скандал, устроенный Правительством по поводу Академии науки? Надо понимать, что все недовольные действиями властей будут собираться вокруг кого-либо, заявившего о своей силе. А Навальный, получается, заявил сейчас о своей силе, хотя она мнимая", - отметил эксперт.
По его мнению, Собянин выступил неудачно, и "нет такого ощущения, что Собянин может стать преемником Путина", хотя ранее высказывались предположения о старте операции "преемник" после выборов мэра Москвы.
"На последнем этапе опросы показывали постоянное снижение голосов, поэтому, я думаю, почему нужно было ослабление Собянина определенным группам в Правительстве – говорили же как о варианте о том, что Собянин может возглавить кабинет министров, а это (итоги выборов) усложняет его позиции", - отметил политолог.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов и вовсе считает, что определенная часть Правительства "голосовала вместе с Навальным".
"Я не знаю, какая башня в Кремле этим дирижировала, особенно в Правительстве – экономическо-финансовый блок, они вместе с Навальным голосовали. Я сегодня посмотрел список, в каких Навальный состоит акционерных обществах, по-моему, у Дерипаски список короче", - сказал Зюганов.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает реакцию Навального на результаты выборов "продуманной".
"У Навального это не истерика, это, скажем так, продуманная реакция. Для Навального на завершающем этапе этой кампании задача максимум – это выйти с Собяниным во второй тур, и тогда он автоматически становится политиком федерального уровня - он окончательно закрепляет за собой этот статус главного оппозиционера страны, потому что явно КПРФ на этих выборах провалилась, а именно она сохраняла за собой имидж оппозиционной силы", - отметил он в беседе с Накануне.RU.
В случае превращения Навального в "главного оппозиционера", разумеется, все вспомнят о том, благодаря кому "раскрутка" едва не отправившегося "на нары" блогера стала возможна.
Впрочем, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин полагает, что команда Навального находится в плену собственных иллюзий. "Ощущение, что они пытаются создать какой-то политический образ, а потом пытаются всех убедить , что это политическая реальность. Такой способ работы с избирателем эффективен на очень короткое время, мираж рассеивается, и все видят, что король-то голый. Навальный, делая такие заявления, как сегодня, подрывает свой авторитет, как политика, который зарабатывал последние полгода. Второго тура не будет", - рассказал он.
Сергей Табаринцев-Романов, Елена Свитнева