26 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Заморозка тарифов: лед тронулся, теперь власти должны обеспечить прозрачность монополий

Решение Правительства заморозить тарифы естественных монополий в 2014г. и ограничить их повышение в 2015-2016гг. темпами потребительской инфляции, безусловно, правильное и верное. Однако совершенно очевидно, что это решение является не столько экономическим, сколько политическим - без отмашки первого лица и санкции сверху ни один даже самый высокопоставленный чиновник в российском Правительстве не осмелился бы наступить на карман инфраструктурным монополиям и ограничить их аппетиты.

Даже председатель Правительства Дмитрий Медведев не обладает достаточным административным ресурсом и аппаратным весом, чтобы ограничить произвол "Газпрома", "РЖД", "Россетей" и прочих монополистов, обладающих колоссальными лоббистскими ресурсами и поддержкой в самых высоких эшелонах власти. Не говоря уже о рядовых министрах, которые нередко ставятся на свои посты благодаря лоббизму монополистов. Без волевого решения Путина было бы невозможно заморозить тарифы регулируемых отраслей.

Да, был такой министр экономического развития Андрей Белоусов, единственный профессиональный экономист во главе министерства в Правительстве Медведева, который бросил открытый вызов инфраструктурным монополиям, превратившимся в вещь в себе, никому толком неподконтрольные госструктуры и черные дыры, в которых бесследно растворяются сотни миллиардов рублей из госбюджета и кармана населения. Однако, судя по всему, ему этого не простили - предложение заморозить тарифы естественных монополистов, а также крайне жесткая и предельно обоснованная критика Центрального банка и Минфина за целенаправленное изъятие денег из экономики из-за параноидальной боязни раскручивания инфляции и необходимости накопления "подушки безопасности", поддержание завышенной стоимости кредитных ресурсов и обменного курса рубля, искусственное поддержание дефицита денег в экономике и недофинансирование инфраструктуры и человеческого потенциала стоила ему кресла министра экономики.

"Бедствующий" "Газпром"

Неудивительно, что вполне здравое и объяснимое намерение Правительства заморозить тарифы в регулируемых отраслях вызвало яростное сопротивление со стороны самих монополистов. Слабость государства и влияние госкорпораций достигли таких масштабов, что "Газпром", "РЖД" и прочие монополисты, насколько можно судить, не стесняются заниматься шантажом и провокацией властей. "Газпром" уже успел заявить, что заморозка тарифов в 2014г. и их индексация на уровне инфляции в 2015-2016гг. спровоцирует сокращение выручки компании более чем на 500 млрд руб., урезание инвестиционных программ на 400-415 млрд руб., недополучение бюджетами всех уровней свыше 100-120 млрд руб. и увольнение практически 65 тыс. работников. Несколько ранее в "Газпроме" заявляли, что в ответ на заморозку тарифов, если Правительство не компенсирует ему недополученный доход из бюджета, газовая монополия будет вынуждена заморозить проекты газификации регионов (не газифицировано свыше 27% населенных пунктов), а также отложить до лучших времен освоение крупнейших запасов нефти и газа на арктическом шельфе.

Совершенно непонятно, откуда в "Газпроме" взяли эти цифры?! Складывается такое ощущение, что они буквально взяты с потолка! Тем более, принимая во внимание тот факт, что на долю продаж на внутреннем рынке приходится лишь малая доля продаж госмонополии - порядка 800 млрд руб. из 2,8 трлн руб. выручки. Львиная доля продаж и прибылей обеспечивается за счет поставок топлива на экспорт. И "Газпром" отнюдь не бедствует, реализуя газ на внешних рынках по цене, в три раза превышающей внутреннюю ($430-450 против $135 за тыс. кубометров "голубого топлива").

Это абсолютно умозрительные тезисы и заявления – "Газпром" и сегодня захлебывается от сверхдоходов и не знает на что еще потратить средства россиян. В 2011г. газовая монополия заняла первое место в мире по величине чистой прибыли, получив свыше $44 млрд чистой прибыли, а в 2012г. расположилась на третьем месте, уступив только Exxon Mobil ИТ-гиганту Apple. "Газпром" превратился в государство в государстве, внутренний карман для высокопоставленных чиновников и уже давно умудряется заниматься побочными видами деятельности. "Газпром", объясняющий Правительству, что у него дефицит финансовых ресурсов и нет денег на газификацию регионов, умудряется заниматься какими угодно глупостями и финансировать непрофильные виды деятельности.

"Газпром" тратит десятки миллиардов рублей на спонсирование российских (Зенит) и зарубежных (Шальке 04) футбольных клубов, владеет медиахолдингом "Газпроммедиа", а также выступает официальным спонсором и генеральным партнером футбольной "Лиги чемпионов" и FIFA. У "национального достояния" находятся десятки миллиардов рублей на откровенные глупости и имиджевые проекты, которые не имеют вообще никакого отношения к развитию газовой промышленности и модернизации производства. Однако никогда не хватает средств для модернизации производства и газификации регионов.

Не отстаёт от "национального достояния" и "РЖД" - даже без учёта возможной заморозки тарифов в монополии прогнозируют получить убытки в ближайшие три года. В 2014г. компания потеряет 76 млрд руб., в 2015г. — 90,1 млрд, а в 2016г. — 66,7 млрд. Совершенно очевидно, что "РЖД" не сможет остаться прибыльной в 2013г. после сокращения бюджета. В апреле компания прогнозировала чистую прибыль в размере 500 млн руб. (снижение почти в 30 раз по сравнению с 2012г.) при том условии, что погрузка и грузооборот как минимум останутся на уровне прошлого года. Тем не менее, за восемь месяцев с начала этого года погрузка упала на 3,2%.

К тому же Правительство намерено заморозить тарифы в 2014г. и ограничить темпы их индексации уровнем инфляции в 2015-2016гг. Практически сразу же в "РЖД" заявили, что это приведёт к тому, что компания потеряет 75,1 млрд руб. непосредственно от заморозки тарифов, 4,9 млрд руб. - от снижения темпов роста грузооборота и 13,2 млрд руб. в связи с ухудшением структуры перевозок. В целом в монополии оценивают свои потери в 93,2 млрд руб. А также она будет вынуждена сократить 62 тыс. своих сотрудников или перевести половину штата — 370 тыс. сотрудников — на неполную рабочую неделю.

Да, безусловно, монополисты столкнутся с упущенной выгодой. Однако они обладают колоссальным внутренним ресурсом по повышению эффективности, снижению непроизводительных расходов и контролю за операционными и инвестиционными затратами. Заморозка тарифов позволит только по официальным оценкам Минэкономики снизить темпы роста потребительских цен на 0,4-0,5 процентных пунктов, даст стимул к ускорению роста экономики на 0,3-0,4 процентных пункта и, как следствие, дополнительным поступлениям в бюджет в размере 420 млрд руб. (эквивалентно затратам федерального бюджета на образование или здравоохранение). На самом же деле позитивный эффект может оказаться гораздо существенней - в России инфляция носит не монетарный характер и на 60-70% является инфляцией издержек.

Правительство "прижало" - атака на монополии затеяна не от хорошей жизни

Тот факт, что премьер-министр Дмитрий Медведев формулирует задачу заморозки тарифов, а новый и гораздо более лояльный в системном плане, чем его предшественник, министр экономики Алексей Улюкаев открыто поддерживает его инициативу, свидетельствует о том, что президент дал добро.

Действительно, лед тронулся, и это внушает оптимизм. Другое дело, что это решение половинчатое, крайне запоздалое и несистемное. Необходимо ставить вопрос не просто о заморозке тарифов или ограничении темпов их роста общими темпами инфляции. Необходимо добиться радикального повышения степени финансово-экономической прозрачности и транспарентности монополий, их абсолютной подотчетности Правительству, контролирующим и регулирующим органам, а также институтам общественного контроля. Правительству следует поставить вопрос о раскрытии информации монополиями относительно структуры себестоимости производимых товаров и оказываемых услуг. Необходимо потребовать от "Газпрома", "РЖД", "Россетей" и прочих псевдонациональных достояний раскрытия информации о структуре пресловутого "инвестиционного тарифа".

Именно острой необходимостью финансирования крайне капиталоемких, непрозрачных с финансовой точки зрения и коррупциогенных инвестиционных проектов в большинстве случаев и объясняется скачкообразный рост тарифов на газ, воду, электроэнергию, отопление, ЖКХ, грузопассажирские перевозки и прочие услуги. Пользуясь безальтернативностью и неспособностью населения и промышленных предприятий отказаться от их услуг (в научной среде этот феномен именуется низкой эластичностью спроса по цене), монополисты при молчаливом попустительстве чиновников ежегодно повышают тарифы на 10-15%, а в ряде случаев и на 17-20%.

К слову сказать, в 1999г. Правительство "народного доверия" Примакова-Маслюкова поступило именно таким образом - потребовав финансово-экономической прозрачности и раскрытия структуры себестоимости оказываемых услуг, оно смогло поставить на место монополистов, которые, как огня, боятся транспарентности и открытости. Именно в 1999г. "Газпром", МПС (предшественник "РЖД") и РАО ЕЭС, не желавшие проводить комплексный аудит своей хозяйственно-экономической деятельности, отказались повышать тарифы и чудесным образом смогли найти внутренние источники повышения эффективности.

В этой связи неслучайным видится и недавний уход Сергея Степашина с поста председателя Счетной палаты и назначение на этот пост системной и лояльной Татьяны Голиковой, которая в свою бытность министром здравоохранения и социального развития сама стала жертвой проверок со стороны Счетной палаты (дело "Арбидола" и томографов). Именно Степашин позволял себе крайне жестко критиковать ранее неприкасаемые естественные монополии и открыто заявлял, что за счет сокращения масштабов воровства и нецелевого использования финансовых ресурсов монополисты могут не только безболезненно заморозить тарифы на три года, на даже снизить их на 10-15%, тем самым дав стимул отечественным производителям. 

Судя по всему, именно российские госмонополии, спутавшие свой карман с карманом госбюджета, общества и экономики, были одними из главных лоббистов ухода Степашина из Счетной палаты. Он очень сильно мешал им безболезненно и безнаказанно обогащаться за счет деградации и упадка обрабатывающих производств.

Также государству необходимо ввести жесткий контроль за операционными и капитальными затратами госмонополий. Масштабы воровства, откатов и нецелевого использования ресурсов достигают астрономических значений. По экспертным оценкам, от 20 до 40% сметных затрат оседает в карманах аффилированных подрядчиков, субподрядчиков и фирм-однодневок.

Кроме того, Правительству следует на законодательном уровне закрепить предельно допустимую норму затрат домашних хозяйств на оплату услуг первой необходимости. Верхняя граница (или "потолок отсечения") затрат на оплату газа, электроэнергии, воды, тепла, услуг ЖКХ и пассажирских перевозок должен составлять не более 20% от суммарного бюджета семьи. Сегодня под такой критерий попадает лишь 30% россиян. При этом у 50% наименее обеспеченных россиян со среднедушевыми доходами менее 15 тыс. руб. в месяц на оплату услуг монополистов уходит от 35 до 60% семейного бюджета.

По большому счету, на протяжении многих лет в России легализован финансовый насос по перекачиванию поступающих в страну ресурсов. Индексации пенсий и заработных плат оказываются съедены монополистами - за период 2000-2012гг. средний размер пенсий и заработной платы вырос в 10-12 раз, тогда как услуги ЖКХ, электроэнергия, газ, вода и отопление только по официальным и крайне политкорректным оценкам Росстата подорожали в те же 12-15 раз.

Именно монополисты, безудержно повышающие тарифы на оказываемые ими услуги первой необходимости, раскручивают в России маховик инфляции и обесценения доходов и сбережений россиян. Публикуемые Росстатом "валидольно-корвалольные" оценки инфляции в 6-7% не имеют никакого отношения к действительности - для 70% россиян темпы роста потребительских цен превышают отметку в 12-15% ежегодно. И естественные монополии наряду с торговыми посредниками, перекупщиками и пресловутой "топливной мафией" вносят критический вклад.

Судя по всему, ситуация в отечественной экономике низких переделов стала настолько близка к критической, что даже в Кремле и Правительстве для оживления экономического роста решились придержать аппетиты ранее неприкасаемых монополистов и наступить на их коммерческие интересы. Если уж высокопоставленные чиновники впервые за последние 13 лет решили посягнуть на святая святых - сверхдоходы естественных монополий - то это значит, что реальная ситуация в российской экономике близка к кризисной.

Атака на "Газпром", "РЖД" и "Россети" затеяна не от хорошей жизни - Кремль и Правительство оказались прижаты к стене. Для финансирования "майских указов" и хотя бы частичной реализации предвыборных обещаний требуется рост экономики как минимум на 4-4,5%, а не на 1,2-1,6%, которые имеют место сегодня. Именно этими соображениями (активизацией экономического роста), скорее всего, и обусловлена атака на монополистов. А также фактический отказ от навязанного Минфином "бюджетного правила" через распечатывание средств ФНБ и направление 450-500 млрд руб. на развитие инфраструктуры.

Если Правительство не ограничится заморозкой тарифов в одном только 2014г., но потребует обеспечить полную финансово-экономическую прозрачность госмонополий, добъётся раскрытия структуры себестоимости и её пофакторного анализа, проведёт комплексный аудит "национальных достояний" и ужесточит контроль за их инвестиционными программами, то это может привести к снижению темпов роста инфляции с сегодняшних 7-7,2% до 5,5% в перспективе ближайших двух лет и ускорению темпов роста экономики с сегодняшних 1,4% (по итогам первого полугодия 2013г.) до 2,7-3%. Не говоря уже дополнительных доходах федерального бюджета в размере от 850 млрд до 1,2 трлн руб. Однако для этого требуется политическая воля и готовность разорвать порочный круг сращивания высокопоставленных правительственных чиновников с естественными и псевдоестественными монополиями, которые своим эгоизмом и коммерческими интересами душат экономический рост, блокируют структурно-технологическую модернизацию, усиливают деградацию экономики и не позволяют провести новую индустриализацию.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС