Запоздалая реакция на кризис: Медведев грозит россиянам увольнениями и переселением
В ответ россияне предлагают Медведеву начать с себя - поменять профессию и место жительстваРазрастание кризисных тенденций в экономике крайне негативно сказывается на рынке труда. И если вчера власти старательно замалчивали факт деградации рынка труда и деквалификацию трудовых ресурсов, то сегодня даже в самых высоких коридорах власти чиновники вынуждены признать, что кризисные тенденции на рынке труда разрастаются.
Выступая на экономическом форуме в Сочи, министр экономического развития Алексей Улюкаев призвал россиян готовиться к возможному ухудшению ситуации с безработицей в России уже в 2014 г. из-за текущей стагнации в экономике. По мнению Улюкаева, являющегося верным другом и ближайшим соратником Егора Гайдара ещё со времен совместной работы в журнале "Коммунист" в конце 1980-х гг., "объективно занятость — это запаздывающий индикатор вслед за ухудшением ситуации с экономическим ростом. Не сразу, но занятость начинает тоже сокращаться". Глава МЭР отметил, что рост безработицы в таких условиях является естественным, и было бы правильно готовиться к нему.
Премьер-министр Дмитрий Медведев пошел еще дальше.
Выступая на пленарном заседании в рамках инвестиционного форума в Сочи, он рассказал, что России пора уйти от политики сохранения занятости любой ценой и не бояться сокращения неэффективных рабочих мест.
"Нас ждут непростые времена, и я считаю, что именно сейчас, в этот период, нам пора воспользоваться нашим серьезным преимуществом - низким по сравнению с европейскими странами уровнем безработицы, и уйти от политики сохранения занятости любой ценой... Кому-то — это может быть довольно значительная часть населения — придется менять не только место работы, но и профессию и место жительства", - заявил глава правительства.
В сети тут же появились язвительные комментарии, что, мол, Медведеву не мешало бы начать с себя – сменить профессию и место жительства.
Да, безусловно, по мере разрастания кризисных явлений в отечественной экономике и скатывания реального сектора экономики в состояние рецессии ситуация на рынке труда будет неизбежно ухудшаться, негативно сказываясь на и без того крайне невысоком уровне жизни подавляющей части граждан России. Однако чиновники на то и обладают привилегиями и получают свою немаленькую по средним меркам России заработную плату (про скрытые и неофициальные доходы высокопоставленных чиновников в данном случае не будем говорить вовсе), чтобы не просто предупреждать граждан, а предпринимать меры и изыскивать возможности, чтобы не допустить развития негативных событий. И не будем забывать - в предвыборных статьях Владимира Путина говорилось не о "увольнениях и переселении", а о создании 25 млн высококвалифицированных рабочих мест. Либералы, таким образом, в очередной раз демонстрируют неспособность или нежелание выполнить предвыборные обещания президента?
В настоящий момент мы видим запоздалую реакцию чиновников на разрастание кризисных явлений в отечественной экономике низких переделов. Тот же Улюкаев ещё за два-три месяца до своего назначения на пост министра экономического развития наотрез отказывался всерьёз говорить о рисках рецессии и списывал обвальное снижение производственной и инвестиционной активности на некие независящие от Правительства внешние факторы (цены на нефть, кризис в Еврозоне, риски бюджетного кризиса в США, замедление экономического роста в Китае и т.д.). Дальше оглашения и без того хорошо известных не только в экспертном сообществе и экспертных кругах, но даже среди рядовых граждан истин дело так и не пошло. Это лишний раз демонстрирует общий непозволительно низкий уровень профессионализма чиновников, отвечающих за социально-экономическую политику (и не только за неё), их некомпетентность, халатность и чувство безнаказанности.
Как показал опыт кризисного 2008г., никто из высокопоставленных чиновников, которые наотрез отказывались заниматься модернизацией отечественной экономики в период "тучных нулевых" и вместо проведения научно обоснованной и комплексной антикризисной политики рассуждали о "тихой гавани", не лишился своих постов. Либо они сами (Улюкаев, Игнатьев, Набиуллина и т.д.), либо их ученики и идейные последователи (Силуанов) по-прежнему стоят у штурвала отечественной экономики. Более того, в большинстве своём именно эти же люди и их учителя (Гайдар, Ясин, Мау, Кузьминов, Дубинин, Задорнов и т.д.) привезли России дефолт государства по обязательствам, разрушение финансовой пирамиды ГКО-ОФЗ и кризис в 1998г.
С этой точки зрения в России всё стабильно и непоколебимо – сторонники доктрины "Вашингтонского консенсуса" и "рыночного фундаментализма" продолжают заниматься демонтажем научно-технического, производственного, инновационного и инфраструктурного потенциала России и ведут отечественный "нефтегазовый Титаник" на айсберг кризиса. Судя по всему, им в очередной раз это удастся сделать. По крайней мере, тот факт, что в России наблюдается рецессия (темпы роста экономики падают на протяжении аж последних 6 (!) кварталов) и сильнейший за последние четыре года спад производства, инвестиций и грузооборота при рекордно высоких ценах на энергоносители, свидетельствует о том, что ученики Гайдара и Чубайса завели отечественную экономику в тупик и поставили страну на грань социально-экономической катастрофы. Именно об этом лучшие отечественные учёные и эксперты предупреждали власть на протяжении последних полутора и даже двух десятилетий разгула "рыночных преобразований".
Однако вернёмся к оценкам чиновников. По мнению Улюкаева, в 2014г. уровень безработицы в России составит около 6%. Официально МЭР прогнозирует безработицу на уровне 5,7%. Отметим, что по официальным и хорошо "причёсанным" и крайне политкорректным оценкам Росстата ситуация с безработицей в России весьма благоприятная – в июле 2013г. норма безработицы не превышала 5,3% от численности экономически активного населения. Это лишь немногим больше 5,2%, имевших место годом ранее. Так что с формальной точки зрения поводов для опасений практически нет – занятость в российской экономике находится на достаточно высоком уровне. Однако на самом деле ситуация на рынке труда далека от оптимальной – с учётом скрытой безработицы, простоев на производстве, неоплачиваемых отпусков, задержек с выплатой заработных плат, сокращённых рабочих дней и смен реальный уровень безработицы достигает 17-18% экономически активного населения России.
Более того, стоит сказать, что только по официальным данным Росстата и только во втором квартале 2013г. российская экономика потеряла свыше 124,7 тыс. рабочих мест. Так, на работу организациями официально было принято порядка 2,44 млн сотрудников, тогда как выбытие составило 2,56 млн. Другими словами, если было создано рабочих мест и принято на работу 7% среднесписочного состава работников, то выбыло по различным причинам приблизительно 7,3% работников списочного состава.
При этом наибольшее сокращение рабочих мест фиксируется в реальном секторе экономики – в обрабатывающей промышленности чистое сокращение рабочих мест превысило 65 тыс., в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 54,3 тыс., в транспорте и связи – 3 тыс., в системе государственного управления и обеспечении военной безопасности – 4,1 тыс., в системе образования – 55,5 тыс., в системе здравоохранения и оказания социальных услуг – 5,9 тыс., а в предоставлении коммунальных и персональных услуг чистые потери рабочих мест достигли 14,1 тыс.
Весьма показателен и опасен с точки зрения конкурентоспособности отечественной экономики усиливающийся спад занятости в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности. В особенности в остатках наукоёмких производств высоких переделов, которые в результате дезинтеграции, деиндустриализации, денационализации и оффшоризации экономики оказались выброшены из состава единых вертикально интегрированных производственно-технологических цепочек создания добавленной стоимости и загнивают буквально на глазах. Только во втором квартале 2013г. в производстве пищевых продуктов чистые потери рабочих мест составили 8,7 тыс., в текстильной промышленности – 1,8 тыс., в производстве кожи и обуви – 0,4 тыс., в обработке древесины - 3,9 тыс., в целлюлозно-бумажной промышленности – 2,5 тыс., в химическом производстве – 5 тыс., в металлургическом производстве – 14,2 тыс., в производстве машин и оборудовании – 10,7 тыс., в производстве электрооборудования и электронного оборудования – 6,2 тыс., тогда как в производстве транспортных средств и оборудования фиксируется чистое выбытие как минимум 10,5 тыс. рабочих мест.
Другими словами, в производственном секторе экономики и наукоёмких производствах, которые должны стать базовыми отраслями новой индустриализации и форсированного развития научно-технического потенциала, наблюдается не только сильнейший с кризисного 2009г. спад производственной и инвестиционной активности, но и хроническое сокращение рабочих мест.
И лишь в отраслях низких переделов и в торгово-посреднических операциях фиксируется рост создания рабочих мест – в финансовом секторе создание рабочих мест превысило выбытие работников на 12,9 тыс., в ресторанно-гостиничном комплексе – 8,8 тыс., в сфере операций на рынке недвижимости – 9,3 тыс., в строительном комплексе – 17,5 тыс., а в добывающей промышленности чистый прирост рабочих мест составил 4,6 тыс. Тем не менее, рост экономической активности и, как следствие, увеличение занятости в секторе эксплуатации природно-сырьевой ренты, торгово-посреднических операциях и в сфере финансовых спекуляций оказалось не в силах компенсировать усиливающийся спад в производственном секторе экономики и наукоёмких отраслях промышленности. Как результат – по итогам второго квартала 2013г. в России зафиксировано чистое снижение рабочих мест на 124,7 тыс., что эквивалентно 0,3% среднесписочной численности работников отечественных предприятий.
Примитивизация рынка труда и деградация структуры занятости отражают общую деградацию отечественной экономики, архаизацию производства и усиление сырьевой зависимости. В рамках мировой экономики и системы международного разделения труда Россия выступает в качестве сырьевой колонии, финансового резервуара и рынка сбыта для продукции транснациональных корпораций и по-прежнему находится в неоколониальной зависимости от нефтедолларов. По большому счёту, экономика России является производной второго или третьего порядка от деятельности печатного станка США в лице Федеральной резервной системы, а рубль является перекрашенным долларом, который превратился в основной товар, производимый американской экономикой.