17 Апреля 2025
search

Трамп объявил "День освобождения"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Украина купила билет на "Титаник ЕС"

Владислав Жуковский: Действия властей Украины - бездумная спешка по сдаче суверенитета

Насколько можно судить, правящими властями на Украине принято окончательное решение об уничтожении остатков несырьевой наукоёмкой промышленности и обрабатывающих производств – в сентябре был согласован проект соглашения об ассоциации Украины и Европейского Союза, а также достигнуто согласие по вопросу создания зоны свободной торговли.

Бездумная спешка по сдаче суверенитета

Совершенно очевидно, что политическое руководство Украины изо всех сил форсирует процесс интеграции с ЕС – Киев бежит с распростёртыми объятиями и отрытым забралом прямиком в пропасть. Как показывает опыт других стран Восточной Европы, между моментом согласования текста соглашения об ассоциации и его подписанием проходит, как минимум, 1,5-2 года. Украине же "Брюссельский обком" отвёл на интеграцию с ЕС всего лишь два месяца!

Текст соглашения об ассоциации был согласован лишь в сентябре этого года, а уже 25 ноября на саммите "Восточного партнерства" планируется его подписание. Возникает такое ощущение, что финансово-экономические элиты Старого Света, которые стремятся не допустить реинтеграции на постсоветском пространстве, разорвать отношения между Украиной и Россией и провести колонизацию Украины, словно силком тянут Киев в свои объятия.  

Налицо совершенно необъяснимая с точки зрения здравого смысла спешка. Весьма показательны заявления Николая Азарова, произнесённые им на встрече с руководством ЕС: "Сегодня мы на финишной прямой. Уже в следующем месяце на Вильнюсском саммите "Восточного партнерства" Украина и Евросоюз должны подписать соглашение об ассоциации".

Во-первых, на 2015г. в Украине запланированы выборы президента, и правящая власть во главе с Виктором Януковичем ни при каких условиях не хочет терять контроль над страной. Они заинтересованы в сохранении существующей паразитической модели воспроизводства власти и капитала.

Во-вторых, насколько можно судить, правящие власти Украины и спонсирующие их нахождение во главе государства представители сырьевого капитала не на шутку обеспокоились сохранностью своих сбережений. Конфискация банковских вкладов российских коррумпированных чиновников, криминальных структур и олигархов на Кипре, в ходе которой были списаны 18 млрд евро, угрозы Конгресса США заморозить счета трёх крупнейших российских госбанков (ВТБ, ВЭБ и Газпромбанка), а также замена Вашингтоном архаичной поправки Джексона-Венника на более действенный "Акт Магнитского", который теперь дамокловым мечом весит над всеми российскими чиновниками и бизнесменами-прихватизаторами, заставил украинский правящий класс задуматься.

Видимо, в Киеве принято стратегические решение на движение в сторону европейских элит – именно на Западе находится источник легитимности капитала и власти правящей олигархии Украины. Именно в фешенебельных странах живут жёны украинских чиновников и сырьевых олигархов, именно там учатся их дети, туда ездят на шопинг их любовницы, там на банковских вкладах хранятся их капиталы, там они покупают дворцы, замки, яхты и футбольные клубы. В этом плане, Украина, как две капли воды, похожа на Россию – и в Киеве, и в Москве во главе государства стоит правящая "оффшорная аристократия", которая рассматривают страну в качестве трофейного пространства и источника личного обогащения, куда она приезжает вахтовым методом.

Однако в глаза бросается и радикальная смена риторики украинских властей – ещё четыре года назад Янукович шёл на президентские выборы и победил на них главным образом благодаря пророссийски настроенным заявлениям.

Сегодня мы видим радикальный пересмотр позиции руководства Украины – их точка зрения меняется на диаметрально противоположную. Более того, если верить официальным заявлениям самих украинских чиновников, то окажется, что Украина шла в сторону Европейского Союза много лет, а сам Янукович, на словах выступавший за интеграцию с Россией на постсоветском пространстве, на деле за спиной Кремля вёл двойную игру.  

Вместе с тем, нельзя не отметить, что российские чиновники, точно так же, как и их украинские коллеги, служащие не интересам государства и своего народа, а своим банковским счетам в оффшорных юрисдикциях, умудрились не создать никаких реальных стимулов для Украины для вступления в Таможенный союз. Кремль в очередной раз оказался не готов к действиям "Незалежной" и потерпел очередное внешнеполитическое поражение – не помогли ни газовая "дубинка" "Газпрома", ни обещания снизить цены на углеводороды, ни готовность предоставить кредиты для покрытия хронических бюджетных дефицитов Украины и т.д.

Если говорить серьёзно, то правящий класс Украины целенаправленно идёт сам и ведёт за собой на убой всю страну и остатки промышленности. Это что-то из области психиатрии и антропологии – буквально на пальцах лучшие украинские и российские экономисты не первый год демонстрируют жизненную необходимость для Украины реинтеграции с Россией, Белоруссией, Казахстаном и другими странами на пространстве СНГ.

Украине жизненно необходим союз с Россией

При этом даже наиболее яростно настроенные и политически ангажированные сторонники интеграции Украины с ЕС не отрицают, что страна с финансово-экономической и научно-технической точки зрения находится в критической зависимости от России. Так, по итогам января-июля 2013г. на долю Российской Федерации пришлось порядка 24,8% суммарного экспорта Украины в стоимостном выражении ($8,9 млрд из 35,9 млрд) и 27,3% импорта (11,4 из 41,7 млрд). С учётом Казахстана и Белоруссии, которые также входят в Таможенный Союз и ЕЭП, зависимость Украины от России и других стран СНГ становится подавляющей – на долю Казахстана и Белоруссии соответственно приходится 3,67% (1,32 млрд) и 3,25% (1,17 млрд) стоимостного экспорта товаров из Украины, а также порядка 1% (0,42 млрд) и 5% (2,1 млрд) импортных поставок товаров в Украину.

По показателям экспорта украинских товаров Россия опережает страны Америки (13,9 млрд) и Африки (2,4 млрд) и лишь немного уступает странам Азии (9,1 млрд), Европы (9,8 млрд). С точки зрения ёмкости внутреннего рынка и экспортных поставок украинских товаров на эти рынки даже крупнейшие европейские внешнеторговые партнёры в разы уступают России – Россия в январе-июле 2013г. импортировала украинских товаров на 8,9 млрд, тогда как Италия и Польша лишь на 1,44 и 1,41 млрд соответственно. Аналогичная ситуация складывается с точки зрения импортных поставок иностранных товаров на Украину – Россия уступает лишь суммарно всем странам Европы (15,6 млрд), существенно опережая страны Азии (8,8 млрд), Африки (450 млн) и Америки (2,57 млрд).

Не менее тесные внешнеэкономические связи России и Украины наблюдаются с точки зрения инвестиционных потоков – согласно официальным данным Госстата Украины, Россия входит в четвёрку крупнейших инвесторов в экономику Украины. При совокупных накопленных прямых иностранных инвестициях в экономику Украины в размере 55,3 млрд порядка 3,82 млрд приходится на долю России 6,9%. Да с формальной точки зрения это немного – на долю оффшорной юрисдикции Кипра приходится 17,9 млрд (32,4%), на долю Германии - 6,16 млрд (11,1%), на долю Голландии - 5,37 (9,7%). Однако, если учесть, что российский крупный сырьевой капитал крайне сильно оффшоризован, зарегистрирован в "налоговых гаванях" и предпочитает осуществлять инвестиции после смены регистрации, то станет понятно, что реальный удельный вес российского капитала в прямых инвестициях в экономику Украины с учётом Кипра и прочих оффшорных юрисдикций достигает 28-33%.

Украина – сырьевой придаток и рынок сбыта для ЕС

Совершенно очевидно, что финансово-политические элиты ЕС и промышленный капитал Старого Света рассматривают Украину не как самостоятельное, суверенное и независимое государство, обладающее мощной динамично развивающейся несырьевой промышленностью, способной производить и поставлять на европейский рынок готовую продукцию высоких переделов. Таких желающих в Европе и без Украины более чем достаточно – Брюссель отнюдь не заинтересован в обострении конкуренции на внутреннем рынке и притоке товаров и услуг новых членов. Тем более в ситуации, когда экономика Старого Света находится в кризисном состоянии, уровень безработицы растёт на протяжении последних трех лет, реальный уровень жизни населения неуклонно снижается, платёжеспособный спрос падает, а кредитование домашних хозяйств усыхает.

Другими словами, Европа сама находится в состоянии затяжной рецессии – внутренний рынок сжимается, наблюдается перепроизводство товаров и услуг, уровень рентабельности в промышленности приближается к нулевой отметке. В такой ситуации Брюсселю Украина как поставщик товаров конечного потребления и услуг не нужна вовсе – некуда девать ту продукцию и те услуги, которые производят внутри ЕС. Стоит сказать, что день ото дня становится не легче: ВВП стран Еврозоны падает на 0,5%, промышленное производство сокращается на 2,5-3%, новые заказы в промышленности сжимаются на 3-3,5%, розничный товарооборот усыхает на 3,5-4% инвестиции падают на 3-4%, бюджетные дефициты на протяжении многих лет достигают 4-6% ВВП, размер государственного долга приблизился к 100% ВВП, а уровень безработицы в среднем по валютному союзу превысил рекордную отметку в 12%.

Украина нужна Европейскому Союзу, прежде всего, как поставщик дешёвой и весьма квалифицированной рабочей силы, сырьевой придаток (прежде всего в области чёрных и цветных металлов, а также угля и зерновых культур) и, безусловно, рынок сбыта для продукции европейских промышленных гигантов. Об этом наглядней всего говорит структура внешней торговли Украины с ЕС: подавляющая часть импорта приходится на товары конечного потребления (продовольствие, медикаменты, автомобили, электроника, бытовая техника и т.д.), тогда как в экспорте превалируют сырьё и товары низких переделов.

Весьма показательны кабальные требования ЕС к Украине, которые окончательно добьют остатки несырьевой промышленности, расчистят рынок для экспансии европейских товаров и обеспечат лишь ещё более глубокую и масштабную деиндустриализацию, дезинтеграцию, денационализацию и оффшоризацию украинской экономики. Согласно подписанному соглашению, через два года машиностроение Украины должно будет в полном объёме перейти на стандарты и регламенты ЕС. Даже украинские эксперты и экономисты отдают себе отчёт в том, что чисто теоретически это сделать невозможно – машиностроительный комплекс не успеет подготовиться к столь масштабным изменениям, в результате чего его продукции доступ на европейский рынок окажется закрыт автоматически.

Более того, через 10 лет вся экономика Украины должна будет работать по техническим, экологическим и фитосанитарным нормам и регламентам ЕС. Тот путь, который индустриально развитые страны Европы (Германия, Франция, Австрия, Голландия и т.д.) прошли за 50-60 лет, Украина, отброшенная в результате разрушительных псевдорыночных реформ 90-х годов в 1950-1970-е годы, должна умудриться пройти за 5-10 лет. Это откровенная утопия.

Стоит сказать, что по самым скромным оценкам украинских экспертов, для того, чтобы в полной мере соответствовать техническим регламентам и нормативам ЕС Украине до 2020г. потребуется вложить свыше $100 млрд в модернизацию инфраструктуры и развитие производительных сил. Однако это совершенно неподъёмная для Украины сумма – таких денег у Киева просто нет. В 2012г. суммарный ВВП Украины по текущему обменному курсу составил порядка $170 млрд. Найти 60% от этой суммы на капитальные вложения просто невозможно. С такой задачей, скорее всего, не смогли бы справиться даже такие индустриальные державы мира, как США, Германия и Япония, не говоря уже о слаборазвитой и деиндустриализированной Украине, экономика которой одной ногой стоит в кризисе, а другой – на грани дефолта и коллапса. Российские учёные дают ещё более пессимистичные оценки – Украине требуется привлечь порядка 130 млрд, чтобы исполнить взятые на себя обязательства.

Украина – на грани дефолта

Хуже всего того, что ситуация внутри самой Украины близка к катастрофической – страна стоит на краю социально-экономической пропасти, развала бюджетной системы и дефолта. Если верить официальным данным Государственной службы статистики Украины, то экономика страны находится в откровенно удручающем состоянии – ВВП братской республики снижается на 1,3%, промышленное производство падает на 5,4% (в среднем на 4-6% в последние 3 года), размер золотовалютных резервов обвалился с $34,1 млрд в начале 2012г. до 21,6 млрд сегодня, а уровень безработицы подскочил с 8 до 8,6% только за последние полтора года. Тогда как ещё в 2008г. этот показатель не превышал 6,5%. Грузооборот на коммерческом транспорте по итогам первых девяти месяцев 2013г. обвалился ни много ни мало на 7,1% (годом ранее спад достигал 7%), пассажирооборот сократился на 3,3% (снижение на 0,8% годом ранее), производство строительной продукции упало на 15,1% (снижение на 0,8% годом ранее), а объём капитальных вложений в основные фонды, без которых немыслимо расширенное воспроизводство производительного капитала, техническое перевооружение производств и модернизация экономики, обвалился аж на 14,6%.

Наряду с этим продолжается вымирание населения – депопуляция, пускай и с затухающей динамикой, идёт полным ходом два последних десятилетия - численность населения Украины снизилась с 47,8 млн в 2004г. до 45,6 млн человек в 2013г. Что крайне негативно сказывается как на численности рабочей силы (наиболее активно вымирают мужчины в трудоспособном возрасте), так и на совокупном платёжеспособном спросе.

Наряду с этим совокупный внешний долг государства подскочил с $11,8 млрд в январе 2008г. до 27,1 млрд в июле 2013г., а внешняя задолженность Национального банка Украины как органа денежных властей за аналогичный период времени выросла с $462 млн до 3,2 млрд.

Отметим, что внешняя задолженность промышленных предприятий за рассматриваемые 6,5 лет выросла с 26,6 до 73,8 млрд, а банковского сектора – с 14 до 21,2 млрд. Ситуация с финансовой устойчивостью и платёжеспособностью Украины ухудшается буквально на глазах – Киев, как никогда ранее, близок к финансовой пропасти и вынужденному объявлению дефолта. В настоящий момент размер внешнего долга государства на 25% превышает размер золотовалютных резервов, а совокупный внешний долг Украины практически в 6 раз превышает размер валютных резервов. Неудивительно, что, согласно данным международной инвестиционной позиции, Украина является чистым должником мировой экономики – при совокупных внешних активах в 140,5 млрд суммарные финансовые обязательства перед нерезидентами превышают отметку в 205,3 млрд.

Другими словами, в настоящий момент Украина является нетто-должником иностранных кредиторов и инвесторов в размере 64,8 млрд, что эквивалентно без малого 38% ВВП братской республики в ценах 2012г.

Крайне сложная ситуация в сфере государственных финансов – в связи с экономическим спадом и упадком промышленности, а также крайне низкой собираемостью налогов и бегством капитала бюджетная система Украины находится на грани коллапса. На протяжении 2003-2013гг. федеральный бюджет сводится с хроническими дефицитами – 6% ВВП в 2011г., 1,8% - в 2012г., 4,6% - в первом полугодии 2013г. Неудивительно, что за последние 5 лет размер государственного долга вырос практически в четыре раза – с 12,3% ВВП в 2008г. до 35,9% ВВП в 2013г.

При сохранении нынешних тенденций в области бюджетной политики и при условии создания Зоны свободной торговли с ЕС, которое неминуемо усугубит и без того кризисную ситуацию в промышленности и масштабы экономического кризиса, Украина окажется неплатёжеспособной в перспективе 2,5-3 лет и будет вынуждена объявить дефолт. Либо в открытой форме через механизм реструктуризации и пролонгирования ранее взятых долгов (прежде всего, в иностранной валюте), что снизит бремя обслуживания долгов в краткосрочной перспективе ценой радикального повышения долгового бремени в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Либо в скрытой форме через девальвацию национальной валюты.

Достаточно вспомнить, к каким катастрофическим последствиям для периферийных стран ЕС привела непродуманная интеграция с Европой и избыточная либерализация внешнеэкономической деятельности, которой сегодня добиваются в ЕС от Украины. По большому счёту, Греция – это закономерный результат бездумного следования разрушительной политике "Вашингтонского консенсуса" и "рыночного фундаментализма".

Украина рискует пойти по пути Греции и Португалии – интеграция с ЕС, создание зоны свободной торговли и упрощение процедуры ввоза европейских товаров и услуг на рынок Украины рискуют спровоцировать мощнейшую волну деиндустриализации и дезинтеграции экономики. Другими словами, Украина повторяет судьбу большинства стран Восточной и Южной Европы, которые после распада СССР и развала СЭВ в угаре либеральных догм без оглядки присоединились к ЕС и Еврозоне и оказались колонизированы европейским промышленным, финансовым и торгово-посредническим капиталом. Они утратили свою конкурентоспособность – все более-менее рентабельные и привлекательные с инвестиционной точки зрения предприятия были приобретены европейскими промышленными гигантами (Siemens, ABB, Philips, Mannesmann и т.д.), а все остальные предприятия либо встроились на правах аутсорсинга и субподряда в вертикально интегрированные цепочки создания добавленной стоимости европейского капитала, либо просто-напросто не выдержали конкуренции и были обанкрочены.  

Согласно официальным данным ОЭСР и ЮНКТАД, если ещё в конце 1970-х, в 1980-е годы и даже в начале 1990-х годов у подавляющего большинства стран Восточной Европы имелся устойчивый профицит внешней торговли в размере 3-5% ВВП, а платёжные балансы сводились с положительным сальдо в 2-3% ВВП, то к концу 1990-х годов ситуация изменилась радикально: отечественные национальные производители стали проигрывать конкуренцию крупным европейским международным корпорациям, которые активно использовали свои преимущества: трансфертное ценообразование, экономию от эффекта масштаба производства, демпинг, доступ к долгосрочным дешёвым кредитным ресурсам, многоступенчатые схемы минимизации налогов и сокрытия прибылей, доступ к передовым производственным и управленческим технологиям, масштабную поддержку со стороны национальных правительств, наличие современного производственного оборудования и т.д.

Стремление властей Украины подписать соглашение об ассоциации с ЕС и создать зону свободной торговли крайне политически ангажировано. Это что-то из области фанатичной веры в то, что "Запад нам поможет" или "пустите Дуню в Европу".

Последствия для отношений с Россией 

Крайне сложно не согласиться с утверждением академика Сергея Глазьева, по совместительствую занимающего должность советника президента Владимира Путина, относительного того, что "фактически Украина станет колонией ЕС, и ей из Брюсселя будут диктовать, что надо делать". Действительно, ЕС принуждает Украину отказаться от критически значимой части своего суверенитета. Во-первых, это мощнейший удар по финансово-экономическому суверенитету – Украина обязуется в течение ближайших лет полностью передать на наднациональный уровень вопросы разработки и соблюдения технических регламентов, экологических и фитосанитарных требований к производимой продукции.

Во-вторых, интеграция "братской республики" с ЕС повлечет самоликвидацию торговых отношений Украины с Россией и закроет дорогу в Таможенный союз. На границах Украины и России автоматически произойдет ужесточение контроля за ввозимой продукцией в связи с беспрепятственным пропуском Украиной европейских продовольственных товаров. В противном случае Украина превратится в окно или проходной двор для товаров европейских корпораций, через который будет обеспечен транзит европейской продукцию в Россию.

В-третьих, для самой Украины необдуманное сближение с ЕС будет связано с серьёзными военно-политическими уступками – эта часть государственного суверенитета также подлежит передаче на уровень европейских элит. В соглашении об ассоциации предполагается, что Киев обязуется следовать в кильватере европейской политики. При этом руководство Украины в принципе не имеет никаких прав на эту политику влиять. В частности, в соглашении предусмотрено, что Украина обязуется участвовать под руководством ЕС в урегулировании региональных вооружённых конфликтов, наподобие грузинского. В качестве "морковки" для граждан Украины "брюссельский обком" обещает в неопределённой перспективе выйти на безвизовый режим с Евросоюзом. Справедливости ради стоит сказать, что в тексте самого соглашения об ассоциации с ЕС о безвизовом режиме и конкретных сроках не сказано ни слова. Другими словами, это очередная пустая и ни к чему не обязывающая финансово-политические элиты ЕС "обещалка".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11