"Роснефть" вновь штурмует НМТП. В случае удачи дагестанский олигарх-сокурсник Дворковича рискует попасть в опалу
Из-за шумихи вокруг заморозки тарифов "Транснефти" и конфликта компании с "Роснефтью" по поводу расширения трубопровода ВСТО осталась незамеченной другая, не менее важная "война", в которой две структуры выступают уже на едином фронте. "Транснефть" через структуры "Уралсиба" приобрела 10% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), на этот актив имеет виды и компания Игоря Сечина, который обратился к президенту с просьбой позволить приобрести "Роснефти" 20% НМТП. Однако, интерес "серого кардинала" ТЭКа Сечина и бывшего "чекиста", президента "Транснефти" Николая Токарева продиктован не только выгодными для ведения бизнеса позициями порта, но и, судя по всему, желанием отстранить от управления стратегическим активом близкого к вице-премьеру Аркадию Дворковичу дагестанского бизнесмена Зиявудина Магомедова, основателя и совладельца группы "Сумма". Сейчас на паритетных началах с "Транснефтью" ей принадлежит 51,1% акций НМТП.
НМТП - третий портовый оператор Европы и лидер на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. В состав акционерного общества входят два крупнейших порта России – Новороссийск на Черном море и Приморск на Балтийском море, также структуре НМТП принадлежит порт Балтийск в Калининградской области. Транспортные узлы являются ключевыми каналами транзита российских экспортных и импортных грузов, так как они встроены в международные коридоры, которые связывают РФ со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки. По данным компании, грузооборот НМТП в 2012 г. достиг 159 млн т, рыночная доля группы составила 28% от грузооборота всех морских портов России, а также 56% перевалки нефти и 33% перевалки пшеницы в морских портах РФ.
До 2011 г. контрольный пакет акций НМТП находился в руках предпринимателей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько. "Сумма" Магомедова вместе с "Транснефтью" вошла в число владельцев, выкупив акции через структуру Novoport Holding Ltd. По данным СМИ, сумма сделки составила порядка $2,5 млрд, она почти в два раза превысила рыночную оценку порта. Представители обеих компаний вошли в совет директоров, для управления структуры разделили бизнес. "Сумма" курировала перевалку контейнерных и навалочных (зерно, удобрения, руда, цемент) и генеральных (черные и цветные металлы, лес) грузов, а вотчиной "Транснефти" стали наливные грузы (сырая нефть, нефтепродукты, масла). На данный момент 20% акций порта принадлежат Росимуществу, 5% - РЖД, остальные акции находятся в свободном обороте.
"Фундаментально "Транснефть" является основным игроком в российском секторе транспортировки нефти, и желание иметь долю в инфраструктурных активах, которые создают значительную прибавочную стоимость в логистической цепочке по экспорту нефти, вполне закономерно. Тем более, что перевалка российских грузов через порты прибалтийских стран становится все менее экономически и политически обоснованной", - объяснял интерес компании к НМТП президент "Транснефти" Николай Токарев. По его словам, монополия заинтересована в увеличении грузопотоков нефти, однако, менять стратегию работы в ущерб бизнесу "Транснефть" не намерена.
Интерес Магомедова к портовому бизнесу объясняется стремлением "Суммы" стать лидером мирового рынка по перевалке грузов. В интервью "Вестям" Магомедов обозначил, что НМТП поможет компании освоить и зарубежные рынки: "С точки зрения нашей стратегии, группа нацелена на дальнейшее развитие себя как большого игрока в транспортном сегменте. Это развитие группы вширь, и развитие сервисов, и работа на сопредельных географиях Европы и Юго-Восточной Азии. В первую очередь это касается развития проекта Роттердам ("Сумма" ведет строительство нефтяного терминала, также с портом подписано соглашение о глобальном стратегическом партнерстве - прим. Накануне.RU). Мы также смотрим на развитие экспорта зерна, продуктов питания металла, руды, с Дальнего Востока России на производственные рынки Юго-Восточной Азии".
Помимо этого, в структуре "Суммы" работают компании, осуществляющие сервисное портовое обслуживание в портах Новороссийска и Балтийска, а в 2012г. Магомедов стал стратегическим инвестором "Объединенной зерновой корпорации", большинство активов которой находятся в портах. "Сумма" получила пакет 50% минус одна акция за 5,9 млрд руб., после проведения допэмиссии Магомедов будет владеть контрольным пакетом акций.
Несмотря на раздел направлений бизнеса между совладельцами, в феврале 2013 г. "Транснефть" обвинила партнера в ущемлении своих интересов. Президент компании Николай Токарев направил в адрес Зиявудина Магомедова, гендиректора Радо Антоловича и председателя совета директоров НМТП Марата Шайдаева письмо с требованием переизбрать председателя правления и гендиректора порта из-за "неоднократного игнорирования позиции "Транснефти" и ее представителей".
"Мы считаем, что менеджмент не справился с поставленными задачами. Решения совета директоров не выполнялись", - рассказал в ходе пресс-конференции первый вице-президент "Транснефти" Максим Гришанин.
По его словам, основные претензии к руководству порта - невыполнение инвестпрограммы, увеличение долговой нагрузки, а также снижение объемов перевалки в портах из-за ограничения экспедиторами доступа к порту для владельцев грузов: "То есть грузы продаются на подходе к порту. В результате реальные компании-грузовладельцы уходят из Новороссийска в другие порты". В компании отметили, что по итогам года грузооборот увеличился только на 1,2% вместо планируемых пяти, инвестиционная программа исполнена лишь на половину, а программа модернизации мощностей – на 10%.
Хотя после публичных претензий последовало перемирие (уже в марте совет директоров НМТП возглавил Михаил Гришанин, одновременно на директора Радо Антоловича было заведено уголовное дело по обвинению в служебном подкупе), заявление "Транснефти" стало началом "портового противостояния" между "кланом Медведева" в лице бизнесменов "Суммы" и нефтяной структурой, тяготеющей к Путину.
Президента нефтепроводной компании Николая Токарева с Владимиром Путиным связывает совместная работа в дрезденской резиденции КГБ, где, по воспоминаниям сослуживцев, уже опытный Токарев опекал Путина, который приехал туда служить в середине 1980-х. В 1996 г. роли поменялись: заместитель управления делами президента Владимир Путин руководил работой Николая Токарева, который занимался вопросами собственности во внешнеэкономической деятельности. Свою первую руководящую должность в нефтяной отрасли - гендиректора "Зарубежнефти" Токарев получил сразу после того, как Владимир Путин в 2000 г. стал президентом России. В 2007 г. Путин назначил Токарева президентом "Транснефти".
Совладелец группы "Сумма" (до раздела Магомедовым и братьями Билаловыми совместного бизнеса "Сумма" была частью компании "Интерфинанс") Зиявудин Магомедов тоже имеет близких друзей в правящих верхах, расцвет его бизнеса пришелся на "медведевскую" пору. Одним из близких друзей Магомедова считается вице-премьер Аркадий Дворкович, с которым бизнесмен учился на экономическом факультете МГУ. По некоторой информации, именно ему дагестанский олигарх обязан знакомством с Дмитрием Медведевым.
"Мы с ним [Дворковичем] знакомы со студенческих времен и дружим до сих пор", – рассказывал Магомедов "Ведомостям". Помогает ли Дворкович в бизнесе? "Нет. В бизнесе я сам себе помогаю", – говорил Магомедов. Свои приятельские отношения с бизнесменом не отрицал и Дворкович, да и как тут отвертишься. Магомедов является спонсором шахматной федерации, которую курирует вице-премьер, в знак благодарности Дворкович даже предлагал назначить бизнесмена на должность руководителя организации. Во время членства Аркадия Дворковича в совете директоров "Транснефти" компания "Стройинновация", входящая в структуру "Суммы", получила несколько контрактов, в том числе на строительство ВСТО. В 2009 г. "Сумме" удалось перехватить контроль над генподрядчиком реконструкции Большого театра "СУИпроект №1", а одна из компаний группы стала проектировщиком казанского стадиона, который возводился к Универсиаде 2013 г. Наконец, в 2011 г. Магомедов входит в число владельцев НМТП. В период 2011-2012 гг. состояние бизнесмена увеличилось с $0,75 млрд до $0,9 млрд (оценка журнала "Forbes").
В конфликте с "Транснефтью" ранее удачливый Магомедов потерпел поражение и "Сумма" ослабила свои позиции в совете директоров, но от доли в портовом бизнесе не отказалась, хотя такое предложение от "Транснефти" поступило. Неделю назад стало известно, что нефтяная компания приобрела еще 10% акций НМТП через структуры "Уралсиба". Акции скупались постепенно: 11 сентября на LSE было продано одним лотом 5,03% акций НМТП за $117 млн, а в начале октября президент "Транснефти" Николай Токарев сказал, что "в интересах клиента" структура "Уралсиба" скупила уже 9% НМТП. Имя клиента Токарев не назвал.
Первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов на днях заявил, что факт сделки до сих пор никто не подтвердил и кабинет министров не знает, действительно ли "Транснефть" докупила акции. Покупка акций "не является ни крупной, ни сделкой с заинтересованностью, и вследствие этого не требовалось ни директивы, ни одобрения коллегиальными органами", пояснил "Forbes" советник президента госкомпании Игорь Демин.
Неосведомленность правительства вызывает сомнения, тем более, что государство уже давно планирует продать свой пакет акций. Алексей Белоусов, будучи главой МЭР, заявлял, что НМТП будет приватизирован до конца 2013 г. В качестве агента по продаже Росимущество уже наняло банк UBS, а о своем интересе уже заявили "Нефтегазиндустрия" Владимира Когана, группа "Дело" Сергея Шишкарева, арабский фонд Invest AD, трейдер Noble Group, Macquarie Renaissance Infrastructure Fund, филиппинская компания International Container Terminal Services, украинская ТИС, United Capital Partners, а также Российский фонд прямых инвестиций.
Между тем, правительство не желает, чтобы акции попали в компании с госучастием, об этом говорил Игорь Шувалов. Как вариант приватизации 20% акций, рассматривается их продажа стратегическому инвестору. При этом, Шувалов подчеркнул, что при приватизации нельзя допустить монопольного сговора зерновых или нефтяных трейдеров. "Нужно, чтобы инфраструктура развивалась по всем направлениям, а то один поставщик нефти скажет, что через трубу "Транснефти" пойдет только моя нефть", – добавил Шувалов, объяснив – из-за возможности образования монополии сделка уже откладывалась в 2012 г.
Не дожидаясь объявления конкурса, в игру вступила "Роснефть". Как стало известно сегодня, президент "Роснефти" Игорь Сечин уже направил письмо на имя президента с просьбой поручить правительству принять решение о приватизации акций порта "путем целевой продажи" "Роснефти". Трубопроводная компания тоже имеет свой интерес в НМТП. "Роснефть" ведет несколько шельфовых проектов в акватории Черного моря, разведочное бурение на шельфе компания начнет в 2014 г. совместно с ExxonMobil. Для этих целей нужна береговая база, поиск которой "осложняется большим числом санитарно-курортных зон и плотной застройкой береговой полосы, ограничивающих возможности развития существующих портов", пишет президент корпорации. Обращение перенаправлено Игорю Шувалову. Так как "Роснефть" – корпорация с госучастием, она не может выйти на конкурс, поэтому компания пытается "продавить" его отмену.
В случае, если "Транснефть" и "Роснефть" станут совладельцами НМТП, им придется делить рынки. Обе компании занимаются бункеровочным бизнесом, а также имеют свои буксиры. Но велика вероятность, что нефтяники все же смогут урегулировать эти вопросы, несмотря на все разногласия они относятся к одному и тому же лагерю, более того, компании наладили "обмен кадрами". Сегодня вице-президентом "Транснефти" по безопасности стал Александр Рушайло, в последнее время якобы тяготеющий к Сечину.
Тяжелее всего при таком сценарии придется "Сумме" – наполеоновские планы дагестанского бизнесмена могут рухнуть, обе компании заинтересованы в использовании НМТП, как части логистической цепочки для экспорта нефти. По мнению аналитика "Инвесткафе" Андрея Шенка, это является одной из причин, которые помешают "Роснефти" приобрети госпакет акций.
"В компании остаются инвесторы, в том числе и иностранные, поэтому полностью концентрироваться на нефти не получится. Перевалка нефти – это очень большие риски, прибыль зависит от многих факторов, в том числе от объемов экспорта нефти. Для того, чтобы снизить риски нужно диверсифицировать состав грузов, строить контейнерные терминалы, ни "Роснефть", ни "Транснефть" в этом не заинтересованы", - рассказал Накануне.RU аналитик.
Эксперт отмечает, что, возможен вариант, когда акции в интересах "Роснефти" будут покупать сторонние структуры, однако, для получения контроля над операционной деятельностью госпакета недостаточно, Сечину придется перекупить еще 5% акций.
"Эти 5% есть у РЖД, но в таком случае непонятно, что будет с долей группы "Сумма", которая является финансовым инвестором. У нее и так возник конфликт с "Транснефтью", если к нему присоединится "Роснефть" – судьба актива неясна. Для "Суммы" это стратегически важный актив, компания хочет создать мультимодального логистического оператора, а это длинная цепочка со ставкой на контейнеры, на другие грузы. По экономическим причинам "Сумме" невыгодно уступать НМТП", – считает аналитик.
Отметим, что "Роснефть" уже пыталась "заблокировать" порт, в 2012 г. Игорь Сечин обращался к правительству с предложением консолидации в своих руках 20% акций Росимущества и 5% акций РЖД. Обосновывал он свое желание изменениями в структуре капитала общества. "С учетом стратегического значения НМТП для государственных интересов и происходящих изменений в структуре капитала данного общества представляется целесообразным обеспечить консолидацию данных пакетов акций, составляющих блокпакет, и последующее приобретение консолидированного пакета национальной нефтяной компанией "Роснефть" по цене, определенной независимым оценщиком", - писал Сечин.
Изменений, о которых писал Сечин, так и не произошло, как и передачи "Роснефти" блокпакета. По мнению экспертов, ситуация повторится. Аналитик Виктор Стреков отмечает, что российскому правительству невыгодно делать из порта только лишь "сырьевой перевалочный пункт": "Несмотря на то, что наливные грузы составляют львиную долю грузопотока, основную прибыль НМТП получает от контейнерных и генеральных грузов. Я уверен, что "Роснефть" получит доступ к береговой базе, возможно, путем выкупа части акций другими структурами. Но склонить правительство отдать 20% акций она не сможет. Кроме того, перспектива вхождения в состав акционеров Сечина может обострить ситуацию с "Трансенефтью", которые уже конфликтовали в порту Балтийска".
Уже в текущем году преобладание нефти в грузопотоке НМТП негативно скажется на финансовых результатах компании. Как рассказал Накануне.RU аналитик Максим Ионин, по итогам девяти месяцев грузооборот сократился на 12%, в основном, за счет падения перевалки зерна, а также снижения объемов перевалки нефтепродуктов.
"Более 80% в структуре грузопотока – наливные грузы, нефть. Владельцы должны диверсифицировать структуру грузов, чтобы не зависеть от настроения нефтяных компаний. Сейчас для этого есть потенциал, на площадку НМТП заходят новые зарубежные партнеры, а "Сумма" ведет несколько экспортных проектов, ориентированных на поставку зерна и продуктов питания. Увеличение количества перевалки нефти, которое может повлечь за собой новый акционер "Роснефть", при падении экспорта лишит компанию выручки".
Эксперты отмечают, что "Сумма" при нынешней стратегии не будет отказываться от своей доли в НМТП, однако если "Роснефть" получит акции, вопрос будет лежать уже не в экономической, а в политической плоскости.