"Царство Сумасбродное Польское" опять бунтует против России
"Польша свою обиду за нереализованные мечты о великой державе проецирует на более сильных соседей, которые их этой возможности лишили"В Варшаве во время "Марша за независимость" активисты пытались поджечь посольство России, трое человек арестованы. Страна, которая на протяжении всей своей истории примыкала к более сильным соседям и даже более столетия не имела собственной государственности (в 1795 году в результате трёх разделов, когда территория была разделена между Пруссией, Австрией и Россией, таким образом Польское государство перестало существовать), до сих пор мстит только России как преемнице СССР. Как считает эксперт, автор книг по истории советского периода Игорь Пыхалов, у нашей страны с Польшей давние и не самые приятные отношения, противостояние уходит вглубь веков к Киевской Руси. А все потому, объясняет он, что когда Польша начинает чувствовать себя достаточно сильной, поляки начинают "задирать" всех соседей. "Так было и в 20 веке, когда вновь созданная Польша фактически ограбила всех соседей, и Советскую Россию во время гражданской войны, и Германию. Но часто Польша неадекватно оценивает свои силы, в свое время Екатерина II говорила про Польшу: "Царство Сумасбродное Польское"", - рассказал эксперт в беседе с Накануне.RU.
Вопрос: Игорь Васильевич, произошел очередной акт бездумной агрессии по отношению к России – попытка поджога нашего посольства в рамках марша за независимость. При чем здесь наше посольство и какая такая независимость им нужна теперь?
Игорь Пыхалов: Дело в том, что у нас с Польшей вообще отношения достаточно своеобразные, мы уже практически тысячу лет находимся в состоянии постоянных конфликтов, и при этом, фактически, очень многие поляки привыкли во всех своих бедах винить Россию, что мы несколько раз их оккупировали, лишали независимости. Как известно, Польша долго была в составе Российской Империи, точнее, ее большая часть. А потом, после Великой Отечественной войны, они тоже были в составе Советского блока, хотя и сохраняли статус независимого государства. С их стороны забывается все, что было хорошего сделано с нашей стороны по отношению к Польше, а этого было, в общем-то, немало, и соответственно, забываются все их враждебные деяния.
Вопрос: О какой независимости может говорить государство, которое на протяжении всей своей истории постоянно присоединялось к другим странам, и даже был период, когда целый век Польша как государство не существовало?
Игорь Пыхалов: Да, но тут надо сказать, что в отличие от других таких стран, той же Эстонии или Латвии, которые были практически созданы только в 20 веке, Польша – действительно государство с древней историей. Болеслав Храбрый провозгласил себя королем еще в 1025 г. И был период времени, когда Польша по объективным данным была сильнее, чем Россия, то есть, в принципе, они вполне могли претендовать на гегемонию в этой части мира. Но в результате этого польско-русского противостояния поляки проиграли, то есть наш "русский проект" оказался более успешным, и, соответственно, полякам это очень обидно, поэтому многие из них такую свою обиду за нереализованные мечты о великой державе проецируют на своих соседей, которые их этой возможности лишили.
Вопрос: Вот интересно, что Польша - государство такое маленькое, вроде, безобидное, но очень конфликтное? Почему?
Игорь Пыхалов: Такая особенность есть, кстати говоря, если вспомнить Болислава Храброго, ведь за свое правление он успел повоевать практически со всеми соседями, их ограбить, отнять какие-то земли, в том числе и у Киевской Руси, но зато потом, после его смерти, при его сыне последовал такой ответный удар, что тогда, можно сказать, состоялся не то что первый, а "нулевой" раздел Польши. С востока по ней ударили русские войска во главе с Ярославом Мудрым, а с запада – немцы. Они там и посадили своего короля. Потом это случалось неоднократно. Когда Польша начинает чувствовать себя достаточно сильной, она начинает задирать всех соседей, причем по всему периметру. Так было и позже, и в 20 веке, когда вновь созданная Польша фактически ограбила всех соседей, и советскую Россию во время гражданской войны, и ту же самую Германию. Естественно, что это им любви не прибавляет со стороны соседей. Это, видимо, такая особенность польской элиты, как говорил по их поводу Уинстон Черчилль, премьер Великобритании - трагедия Польши в том, что храбрейшими из храбрых очень часто управляли глупейшие из них.
Вопрос: А как Польша вела себя во время Второй мировой войны?
Игорь Пыхалов: Здесь опять-таки надо рассматривать всех поляков в целом, и на нашей стороне многие поляки воевали, и были в Польше свои партизаны, но с другой стороны, не надо забывать, что многие из поляков прислуживали немцам. Кстати говоря, сам по себе такой расклад, что именно Польша казалась жертвой Гитлера, он, в общем-то, вызван не реальной позицией, а недоразумением. За год до Второй мировой войны, фактически, Польша тоже поучаствовала в захвате Чехословакии, мы, в общем-то, все знаем о том, что был сговор осенью 1938 г., когда у Чехословакии отняли Судетскую область. Но одновременно с этим также Польша урвала кусок Чехословакии – Тешинскую область, они там выступали как прямые союзники Гитлера. Но дальше им договориться не удалось, хотя и в Германии, и в Варшаве были планы совместного нападения на Советский Союз. Но, тем не менее, все-таки многие повели себя недостойно и дальше – в отношении евреев, как сейчас выясняется. Но это не вся Польша.
Вопрос: В Польше есть внутренняя политика, провоцирующая такие выпады против России среди населения сейчас?
Игорь Пыхалов: Если рассматривать постсоветское пространство, то фактически во всех вновь созданных государствах в лице бывших советских республик, и, в общем-то, в странах из бывшего Варшавского договора, в той или иной степени идеологией является антисоветизм, антироссийские настроения там преобладают. Они заточены на то, чтобы образовывать вокруг России такой санитарный кордон. И поэтому, в общем, такие настроения есть. Хотя, понятно, что с одной стороны, они проистекают из своего чувства неполноценности, обиженности, но с другой стороны, они целенаправленно подпитываются со стороны наших "друзей", которые находятся по другую сторону океана. То есть совершенно ясно, что эти враждебные действия как раз нужны, чтобы держать Россию постоянно в изоляции.
Вопрос: А те лидеры, которые пророссийские, каким-то образом лишаются власти, не допускаются вообще?
Игорь Пыхалов: Быть пророссийским политиком в Польше – это сейчас занятие неблагодарное. Потому что сейчас Россия слаба. И в данный момент мы не можем их защитить, здесь им стоит вспомнить предательство Горбачева, который в начале 90-х сдал Восточную Германию и при этом даже не потребовал гарантий неприкосновенности для ее лидеров. Там ФРГ просто людей из ГДР судила. То есть мы себе создали такую очень неприятную репутацию. И в общем-то, еще долго будем с этими последствиями бороться. Но, тем не менее, надеюсь, что ситуация на международном уровне будет выправляться.
Вопрос: Сейчас идет укрепление России за счет всевозможных торговых союзов, но эти договоры служат, чтобы укреплять отношения с восточной частью постсоветского пространства, а не с европейской?
Игорь Пыхалов: Да, у нас началось очень медленное, но выздоровление, сейчас мы пытаемся осуществлять какую-то интеграцию, но до Польши дело дойдет еще не скоро. Хотя надо сперва на территории соцлагеря отношения выстроить. Естественно, Российская Федерация в нынешних границах - государство совершенно неестественное, понятно, что нам надо объединяться и с Украиной, и с Белоруссией, другими республиками. А когда у нас здесь будет реально сильное государство, с сильной и промышленностью, и экономикой, которые идут на подъем, тогда и Польше будет гораздо интереснее с нами сотрудничать, потому что это будет выгоднее, и уже видно, что сильный сосед под боком. А пока такого нет, то возникает желание прислуживать более сильному - то есть западу.
Вопрос: Наверное, у каждого государства есть свой "характер", сценарий, по которому оно развивается – у Польши получается такая судьба? Просто прислуживать более сильному соседу или быть его частью?
Игорь Пыхалов: В свое время Екатерина II назвала Польшу - "Царство Сумасбродное Польское". Они очень часто себя неадекватно оценивают, они умудряются поссориться со всеми соседями, при этом не оценивая перспективы, что это против них может и вылиться. И внутри страны у них нет стабильности. Но не стоит забывать, что государство существует тысячелетие, это все-таки мощная держава, хотя, конечно, объективно оно не играет ключевой роли в мировой политике, но, тем не менее, как государство состоялось. В отличие от большинства постсоветских республик.