Неоптимистично: либералы в кабмине поднимают Путину настроение ростом ВВП на уровне погрешности
Владислав Жуковский: Чтобы в очередной раз не скатиться в кризисную пропасть, придется сменить экономический курсНа днях министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что темпы роста российской экономики ускорились с 1,3% в январе-сентябре до 1,5% в январе-октябре текущего года, притом что едва заметный прирост промышленного производства в размере 0,1% сменился нулевой стагнацией за аналогичный период времени. Видимо, помимо оптово-розничной торговли, сферы услуг и финансового сектора, которые призваны обеспечить перераспределение и проедание поступающих в Россию нефтедолларов, иностранных кредитов и спекулятивного капитала, в отечественной экономике больше ничто не подаёт признаков жизни.
К слову сказать, ситуация в реальном секторе экономики стремительно ухудшается – в октябре после двухмесячной паузы возобновился спад промышленного производства. Выпуск сжался на 0,1%. Аналогичный спад был зафиксирован по итогам третьего квартала текущего года. На фоне роста промпроизводства на 2,8% в январе-октябре 2012г. сегодняшняя стагнация выглядит откровенной катастрофой. Тем более в ситуации стабильно высоких цен на нефть ($107,7 за баррель смеси Urals в январе-сентябре 2013г.).
Хуже того, усугубляется и без того кризисная ситуация в несырьевой наукоемкой промышленности - спад в обрабатывающей промышленности расширился до 0,6%. При этом в октябре и вовсе зафиксирован провал производства на 1,9%. Годом ранее, в январе-октябре 2012г., обрабатывающая промышленность хоть и затухала, но демонстрировала рост на 4,4%. Даже статистический эффект низкой базы не в силах оживить отечественную сырьевую двухконтурную экономику, парализованную судорогой коррупции, сердюковщиной, безудержным ростом цен на тарифы естественных монополий и регулируемых отраслей (газ, вода, отопление, коммунальные услуги, электроэнергия, грузовые перевозки и т.д.), дорожающими кредитами, избыточно завышенным реальным эффективным курсом рубля и наплывом импорта после присоединения России к ВТО на кабальных условиях.
Не больше оптимизма вызывает спад производства электроэнергии, газа и воды на 0,3% по итогам первых десяти месяцев 2013г. Да, холодная осень и ранний отопительный сезон способствовали оживлению в системе естественных монополий - в сентябре зафиксирован годовой прирост производства на 2,9%, а в октябре не 1,9%. После спада на 1,8-2% летом текущего года это весьма неплохой результат. Однако реальный спрос затухающей промышленности на электроэнергию продолжает сокращаться на 1-1,5% в годовом выражении на протяжении последних четырех лет, что является наглядным подтверждением разрастания кризисных тенденций в производственном комплексе.
Лишь в добывающей промышленности низких переделов, которая является фундаментом отечественной двухконтурной "экономики трубы", наблюдается рост производственной активности – хищническая эксплуатация природно-сырьевой ренты и бездарная распродажа невосполнимого минерального сырья продолжают удерживать отечественную промышленность на плаву и позволяют сотрудникам Росстата отчитываться не о кризисе, а о стагнации. Так, в октябре текущего года темпы роста добычи минерального сырья ускорились до 1,8% , в результате чего прирост производства по итогам января-октября составил 1,2%. При этом, если добыча газа выросла на 2,6%, а серебряных руд на 4,9%, то добыча угля сжалась на 2,9%, а производство нефти увеличилось на крайне скромные 0,8%.
Весьма показательно, что буквально на глазах растут темпы спада грузооборота на железнодорожном транспорте – по итогам первых десяти месяцев 2013г. падение грузовых перевозок составило 2,2%. Тогда как ещё годом ранее наблюдался рост на 5,5%. При этом в глаза бросается оптимизм ряда высокопоставленных чиновников по поводу "радикального оживления на транспорте". Да, действительно, спад грузооборота на транспорте на 0,9% в первом полугодии сменился пускай и едва отличимым от статистической погрешности, но всё-таки ростом на 0,3%.
Однако никакого отношения к оживлению производственной и инвестиционной активности в несырьевой обрабатывающей промышленности и наукоёмких производствах высоких переделов этот рост на транспорте не имеем. Из 453,5 млрд тонно-километров в январе-октябре 2013г. свыше 225,4 млрд (49,7%) пришлось на трубопроводную систему. И именно трубопроводная система, обеспечивающая паразитическую распродажу невосполнимых природных богатств России и проедание нефтедолларов, продемонстрировала рост грузооборота на 2,7%.
Непонятен оптимизм чиновников относительно "оживления российской экономики" ещё и потому, что продолжает усиливаться инвестиционный кризис – размер инвестиций в основной капитал в январе-октябре текущего года упал на 1,2%. После роста на 9,1% годом ранее эта динамика взывает крайне серьёзные опасения – малый и средний бизнес не видит перспектив и уходит "в тень" (за последние 10 месяцев в Минюсте с учёта снялось порядка 570 тыс. индивидуальных предприятий). 20% обвал рентабельности российской экономики, сопровождаемый 30% спадом прибылей в обрабатывающей промышленности и 51% спадом прибылей в сельском хозяйстве, не способствует оживлению инвестиций. Закономерный результат – усиление и без того критической зависимости от импорта – при росте импорта на 3,4% экспорт российских товаров (на 65% нефти и газа, а на 92% - минерального сырья и продукции низких переделов) сокращается на 1,3% даже при крайне высоких ценах на нефть.
Постепенно разрушается главная подпорка российской экономики – потребительский спрос. Который удавалось поддерживать на высоком уровне через перераспределение поступающих в Россию нефтедолларов (хотя большая их часть оседала в карманах сырьевых олигархов и коррумпированных чиновников, или вывозилась за рубеж через резервные фонды), а также втягивание малообеспеченных россиян в долговую петлю (темпы роста потребительского кредитования не опускаются ниже 40-50% на протяжении последних 12 лет за исключением 2009-2010гг.). Темпы роста розничного товарооборота упали с 6,7% в январе-октябре 2012г. до 3,8% сегодня, а рост объёма оказания платных услуг населению сжался с 3,8 до 2,3% соответственно.
Не намного больше доверия и оптимизма вызывают заявление Алексея Улюкаева по поводу того, что в Правительстве ожидают замедления темпов роста потребительских цен до 6,2%. Да, победа здравого смысла и прогресс налицо – в бюджете на 2013г. и вовсе был заложен прогноз по инфляции в размере 5,5%. Но уже сегодня непонятно, каким образом помимо статистических манипуляций и искажений Росстат умудрится отчитаться о росте цен по итогам 2013г. всего лишь на 6,2%?! Напомним, что по итогам первых десяти месяцев текущего года инфляция в России составила более 6,8%. Каким образом можно снизить годовые темпы роста цен на 60 базисных пунктов в течение ближайших двух месяцев без радикальной смены финансово-экономической политики?! Судя по всему, не знает никто. Эта задача достижима только в том случае, если инфляция в последние два месяца текущего года составит менее 5%. Здравый смысл и статистические данные подсказывают, что в ситуации стремительного роста цен на товары и услуги первой необходимости эта задача недостижима вовсе.
К слову сказать, по итогам первых десяти месяцев 2013г. по оценкам Росстата хлеб подорожал на 14,6%, макаронные изделия – на 11,3%, молоко – на 7%, масло подсолнечное и сливочное – на 7,5%, яйца – на 9,4%, а плодоовощная продукция – на 9,4%, бензин – на 7,9%, а медикаменты – на 7,7%. Табачные изделия и алкоголь после двукратного повышения акцизов выросли в цене на 28,7 и 17,1%. Совершенно непонятно, о какой инфляции в 6% может идти речь по итогам 2013г. в ситуации, когда коммунальные услуги дорожают на 11,6%, горячее водоснабжение – на 13%, отопление – на 12%, газоснабжение – на 14,1%, электроэнергия – на 8,6%, вывоз мусора – на 9,5%, холодное водоснабжение и водоотведение – на 10,8%, пассажирский транспорт – на 9,3%, медицинские услуги - на 8%, организации культуры - на 9%, образовательные услуги – на 9,7%, а бытовые услуги стали дороже на 7,7%.
Видимо, в Минэкономики чиновники слишком буквально восприняли распоряжение президента Владимира Путина обеспечить ускорение российской экономики и стабилизацию цен – вместо реальной модернизации экономики и ограничения произвола монополий принято решение прибегнуть к давно известному и излюбленному методу статистических приписок. Судя по всему, в МЭР горят желанием любой ценой отчитаться перед политическим руководством страны хотя бы об удовлетворительных результатах социально-экономического развития.
При этом важно понимать, что Правительство Медведева в принципе не в силах справиться с поставленными президентом майскими указами и предвыборными обещаниями – идейные гайдаровцы в силу идеологической закалки и слепого следования догмам "Вашингтонского консенсуса" способны исключительно на изъятие якобы "незаработанных" нефтедолларов из экономики, влезание во внешние долги, преклонение перед иностранным капиталом (на 92% это иностранные кредиты и займы), приватизацию госимущества (т.е. передачу наиболее рентабельных и доходных предприятий в стратегических секторах экономики в руки околокремлёвских олигархов и международных банков), а также рассуждения об инновациях и модернизации, которые на деле заканчиваются громкими коррупционными скандалами в Сколково и Роснано.
Чтобы в очередной раз не скатиться в кризисную пропасть, придется сменить экономический курс, жестко следовать исполнению майских указов, разогнав адептов "Вашингтонского консенсуса" из финансово-экономического блока Правительства. Однако на это нужна политическая воля.