Над хозяйкой саммита политического бомонда Европы навис дамоклов меч импичмента
Чем ближе к саммиту глав Евросоюза и стран-участников "Восточного партнерства" (до него остается, напомним, два дня), тем становится очевиднее, что повода открывать французское игристое, специально завезенное из погребов Шампани, похоже, не представится, а триумфа литовской дипломатии, растиражированного местными и европейскими - да что там, и мировыми тож! – масс-медиа, увы, не состоится: Украина, этот главный приз в дорогостоящем проекте, ушла из рук на самой финишной прямой. Уж как рыли рогом землю эмиссары, отставные высокопоставленные еврочиновники Кокс и Квасневский, за эти два года без малого тридцать раз посетили Киев, контролировали едва ли не каждое заседание Верховной Рады, сулили молочные реки и кисельные берега - и вот рыбка, которую уже готовили к разделке на евросоюзовском столе, сорвалась.
Кто виноват? Президент Литвы Даля Грибаускайте прямо, как и подобает обладателю черного пояса по восточным единоборствам, назвала обидчика – это Россия. Эпохальное открытие она сделала в прошедшую пятницу после разговора с украинским коллегой Виктором Януковичем, который пожаловался, по словам железной янтарной леди, на то, что Москва шантажом и угрозами вынудила несчастную страну сделать этот далеко не лучший выбор. "Россия нецивилизованными методами создает свои геополитические союзы", - с горечью подвела итог президент. Призывы к руководству славянской страны опомниться, вернуться в лагерь западной цивилизации, припасть к источнику вечной благодати звучат из Вашингтона и Лондона, Брюсселя и Берлина... И понятно почему. Вся эта сложная комбинация с "Восточным партнерством" придумывалась, скорее всего, за океаном, а формальные инициаторы – Польша и Швеция – подставные пешки, но и они отлично понимают, что Грузия, Молдавия и прочие участники программы пристегнуты сюда, пусть простят меня в этих краях, больше, так сказать, до кучи, чтобы прикрыть истинную цель. Они охотно подыгрывали в стратегической операции по недопущению союза между Россией и Украиной, поскольку, по оценке Збигнева Бжезинского, этого изощренного американского геополитического русофоба, Россия без западного соседа - всего лишь азиатская региональная величина, и только Украина может дать ей европейское измерение (следует добавить: на Западе не хотят признавать свое поражение и на этом проекте ставить точку, твердят, что двери в цивилизованное сообщество остаются открытыми - а это означает, что охмурение, как писали Ильф и Петров, авторы бессмертного "Золотого теленка", продолжается, да и сама виновница интриги обещает через полгода вернуться к теме).
Итак, намечается большой облом, и он, думается, грозит немалыми последствиями. Успешным подписанием капитуляции Украины Литва рассчитывала громко и гордо заявить миру о своем значимом месте в мире, об успехе своей дипломатии на посту председателя Совета Евросоюза. А в обратном случае? Да-да, именно с Литвой, с Вильнюсом будут связывать это большое фиаско, и за океаном и в Старом Свете впредь крепко подумают, прежде чем поручить янтарной республике серьезное дело. Неудачник – этот эпитет может закрепиться надолго, а отсюда вес в Евросоюзе, отношение инвесторов и, что немаловажно в условиях начавшейся президентской гонки, степень доверия собственного электората.
Настойчивость, граничащая с нахрапистостью, с которой евроатлантическое сообщество сватало братскую страну, имеет вполне реальную основу, и выражается она, как чаще всего и бывает, в презренном металле. По расчетам экономистов, только на либерализации пошлин и налогов ассоциированной Украины Литва выигрывала бы около $20 млн ежегодно. На этом бы нагрела руки Orlen Lietuva - польская компания, экспортирующая нефтепродукты, Snaige, завалившая соседей холодильниками... А какие миллиарды составила бы выгода всего 500-миллионного Евросоюза? Законы экономики просты: прибыль в одном месте чаще всего означает убытки у другого партнера, в данном случае - дыра в бюджете от непоступивших налогов, о чем предупреждал украинский премьер Микола Азаров.
В Литве грядущий саммит – тема номер один, на все лады обсуждаются разные пикантные ситуации, могущие возникнуть. Например, такая: принимать ли в Вильнюсе лидеров украинской оппозиции, собирающей сейчас многотысячные митинги, устраивающей кровавые бои с правоохранительными органами, осадившей кабмин и парламент, а если принимать, то на каком уровне? Посетит ли европейский слет Виктор Янукович и что теперь делать с этим, по определению оппозиционеров, изменником? Грустные мысли приходят в мудрые головы политиков, а вслед за ними переживает и общественность. И вот, чтобы сменить тренд, скрасить горечь, подсластить пилюлю, с необычной помпой отмечается 95-я годовщина создания национальной армии. Торжественное построение войск в центре столицы, приветственная речь главы государства и прочие фанфары... Её Превосходительство и на сей раз показала врагам, что потомки славного князя Витаутаса Великого не спят и готовы ответить на агрессию всеми возможными силами. Детали ответа супостату раскрыл на специально созванной конференции полковник – лейтенант Артурас Ясинскас, далеко не последний человек в департаменте стратегических коммуникаций армии. Как считают стратеги, Литва достигнет успеха, если прибегнет к ассиметричной войне - боевым действиям малыми группами. "У нас 8 тыс. профессиональных воинов и 4 тыс. добровольцев (на обслуживании армии задействовано еще несколько тыс. человек, так что общая численность превышает 15 тыс. - и это менее чем на 3 млн населения! – прим. Накануне.RU). Месяц продержимся, а там подойдет помощь североатлантических друзей", - лихо рапортовал полковник. Тут дело даже не в том, месяц или неделю продержатся вооруженные силы, а в той антироссийской фобии, которую усиленно насаждают власти. А в данном случае всплеск милитаризма еще должен задвинуть неудачу с Украиной на второй план, затушевать собственный провал и удачу кровного вечного врага. Нет-нет, Россия в данном контексте прямо не называется, но это, как говаривал незабвенный Козьма Прутков, и любой деревенской козе понятно.
Россия виновата во всем, даже в неожиданном конфузе президента. Речь, прежде всего, о ее конфликте с Сеймом, настолько серьезном, что заговорили о возможном импичменте руководителя страны.. И не кто-нибудь, а второе лицо государства, глава парламента Лорета Граужинене, обвинившая Грибаускайте в авторитаризме, неумении вести диалог с политическими силами, волюнтаризме. Президентура и Сейм скрестили шпаги по поводу судьбы генпрокурора: парламентарии приняли поправки к закону, по которым они могут отправить главного законника в отставку, а президент наложила вето. Она горой за него, поскольку он против уголовного преследования следователей, терроризировавших журналистов, предавших гласности якобы секретные данные о зреющих в недрах путинской президентуры провокациях против Литвы, стран "Восточного партнерства" и лично президента. Ответ госпожи Дали был не в бровь, а в глаз: разве можно всерьез принимать критику руководителя партии, пребывающей на скамье подсудимых? Это еще один пример того, как глава государства в конъюнктурных целях может прибегнуть даже к чистой лжи: спикер возглавляет реформированную Партию труда (лейбористов), с которой после реорганизации сняты все обвинения в ведении черной бухгалтерии. Дамоклов меч импичмента над головой хозяйки саммита политического бомонда Европы - не правда ли, нонсенс, сенсация, она может вконец испортить праздник, который и без того, судя по всему, обойдется без главного приза. Как, увы, и без брызг шампанского.