Коммерческий запуск Falcon 9: космос делают "частным"?
Накануне, будто бы впервые в истории, был запущен ракетоноситель, который создал и отправил в космос бизнес - американская кампания SpaceX. Она с помощью ракетоносителя Falcon 9 выполнила миссию по выведению телекомуникационного спутника SES 8. В СМИ заговорили о том, что это альтернатива "Протону", который после решения вывести из эксплуатации космические шатлы и ракетоносители НАСА, стал практически единственным средством вывода спутников на орбиту, и спели оду частной космонавтике, которая якобы избавит государство от затратной обязанности инвестировать в научный прогресс. Действительный член Российской академии космонавтики имени Циолковского, кандидат технических наук, редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Афанасьев рассказал Накануне.RU, что изменилось в отрасли с пуском SpaceX.
Компания SpaceX вывела на орбиту телекоммуникационный спутник компании SES, который будет работать для Индии и Юго-Восточной Азии. Отмечается, что это первый коммерческий спутник, выведенный в космос американской компанией.
При этом, запуск дважды откладывался из-за технических неполадок.
В сфере запусков спутников телесвязи на орбиту существует жесткая конкуренция, главными игроками которой являются французская Arianspace с ракетами Ariane 5 и совместное российско-американское предприятие International Launch Service с российскими ракетами "Протон".
По заверениям SpaceX, стоимость вывода спутников на орбиту существенно снизится. Компания SES считает, что нынешним игрокам стоит задуматься о том, как калифорнийская компания повлияет на существующий расклад.
Нынешний старт стал уже седьмым для космической ракеты класса Falcon 9. Все предыдущие миссии ограничивались полетами на низкие орбиты. В основном выполнялись заказы NASA по доставке грузов на МКС.
Последний запуск отличался тем, что ракета должна была доставить спутник SES на эллиптическую геостационарную орбиту, удаленность от Земли которой варируется от 30 до 80 тыс. км.
Спутник затем должен самостоятельно закрепиться на постоянном от Земли удалении, равном примерно 36 тыс. км от экватора.
Помимо спутникового оператора SES, уже располагающего более 50 спутниками на околоземной орбите, воспользоваться услугами SpaceX хотели бы и другие компании.
Полностью расписаны уже ближайшие 50 стартов, это $4 млрд в заказах, большинство из которых поступило от НАСА, однако огромный интерес, якобы, проявляют и коммерческие компании вроде SES.
Вопрос: Накануне якобы впервые в истории космонавтики частная компания осуществила доставку спутника на геостационарную орбиту, американская компания SpaceX вывела с помощью ракеты-носителя Falcon 9 телекомуникационный спутник SES 8. Что это значит для космонавтики и для рынка и что теперь будет с нашим "Протоном"?
Игорь Афанасьев: Во-первых, запуск SpaceX ракеты Falcon 9 со спутником на орбиту означает, что американские фирмы возвращаются на рынок коммерческих пусков. До этого, например, основная кампания, которая отвечает за пуски, United Launch Alliance (United Launch Alliance (ULA) — это совместное предприятие, принадлежащее компаниям Боинг и Локхид Мартин. ULA сформирована в декабре 2006 года. – прим Накануне.RU) старалась заниматься пусками по госзаказам. Все остальные коммерческие пуски проводились либо российскими носителями, тем же "Протоном", либо через Европу. Теперь на рынке появился новый игрок, как он себя поведет, пока неизвестно. Но пока есть заявление, что цены на пуски будут снижены. Трудно разобраться, лозунги это или стремление, пока это ни о чем не говорит, надо смотреть, как он себя поведет.
Вопрос: Как обещают, Falcon 9 станет самым дешевым средством выведения аппаратов в космос. Получится ли у него забрать весь рынок пусков?
Игорь Афанасьев: Всю нишу он вряд ли сможет отобрать, потому что заказы заключаются на несколько лет вперед. Если считать, что каждый пуск стоит от стоит от 80- до 100 млн долларов и больше, то соответственно сколько заказчиков уйдет к SpaceX, соответственно столько заказчиков мы и потеряем.
Но стремиться зубами и руками хвататься за рынок пусков смысла нет, потому что самые большие деньги на космосе делаются на спутниках и на наземных услугах. Деньги, которые крутятся там, в разы больше, чем на пусках. Если нам удастся пробиться туда, то колебания на рынке, на который вышел SpaceX, нам будут нипочем. Да и тут хотя бы с госзаказом своим справиться, может тогда и проблем не будет.
Вопрос: Но монополия "Протона" разрушена, так?
Игорь Афанасьев: Монополии не было никакой. Мы были одним из игроков. Фирма International Launch Services, которая проводит маркетинг ракеты "Протон" на западном рынке – не российская, она совместная, российско-американская. Кроме них, на рынке присутствует европейская ракета-носитель семейства Ариан, которая тоже отнимает существенную долю рынка. Пытались выходить китайцы и индусы. Это нормальная конкуренция. Монополии не было никогда, был поделенный рынок, на который сейчас вышел новый игрок.
Вопрос: В связи с этим пуском интересно и другое, космос уже настолько близок, что его может осваивать частный бизнес? Возможен ли вообще "частный" космос?
Игорь Афанасьев: Слишком общий вопрос. Смотря что понимать под "частным". Потому что United Launch Alliance, так называемая непубличная компания, которая пока просто не вышла на рынок ценных бумаг и поэтому принято ее считать частной. В США при этом вообще нет государственных компаний как таковых. В данном случае, эта фирма принадлежит одному человеку, а Боинг и Локхид Мартин принадлежат совету директоров, куда могут входить государственные чиновники. Поэтому космос в США – он с виду частный, а на самом деле – это как посмотреть. Поэтому частный космос по такой модели, наверное, и может существовать.