"Если бы я был президентом" – коллективное послание Путину
Каким будет новогоднее обращение к стране президента Владимира Путина, которое на фоне страшных терактов в Волгограде язык не поворачивается назвать поздравлением, узнаем совсем скоро. С разных сторон сегодня звучат предложения по усилению мер безопасности и вновь заговорили об отмене моратория на смертную казнь. Очевидно, что вопрос об этом будет вынесен на рассмотрение Госдумы после новогодних каникул, где ждут руководителей силовых структур. Накануне 2014 года мы попросили экспертов Накануне.RU составить свои мини-послания президенту, касающиеся разных сфер жизнедеятельности. Итак, коллективное послание экспертов на заданную тему – "Если бы я был президентом".
Отменить мораторий на смертную казнь для террористов и их пособников
Депутат Госдумы, глава юридической службы партии КПРФ Вадим Соловьев:
- Безусловно, что только комплексный подход решения этих вопросов может дать результат, но самое главное, что нужно сделать, - перестать уничтожать профессионалов. Перестать поручать деятельность правоохранительных органов людям, которые вообще не имеют понятия, как должны работать эти органы. Только высокий профессионализм, ответственность может предотвратить дальнейшие теракты. А организаторы должны знать, что когда бы они ни совершили теракт, рано или поздно их ждет высшая мера наказания. Поэтому вернуться к обсуждению вопроса об отмене моратория на смертную казнь - просто требование времени.Сразу, как только мы выйдем после каникул на работу, фракция начнет обсуждать этот вопрос, и я думаю, что в начале февраля мы уже вынесем вопрос об отмене моратория на смертную казнь на заседание Госдумы. Добавлю, что, судя по той ситуации, которая сложилась, к тому же приближается Олимпиада, к сожалению, я вынужден допускать то, что теракты могут еще повториться и не только в Волгограде. По всей видимости, у организаторов есть какой-то преступный план, и чем ближе к Олимпиаде, тем больше они будут пытаться создать напряженную обстановку в стране.
Руководитель партии "Родина" Алексей Журавлев:
- Отмечу, что это уже второй террористический акт в Волгограде за последнее время. И все это происходит на фоне реализации в России Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, рассчитанной до конца 2013 года. Было потрачено 46 миллиардов рублей, но это не спасло десятки жертв террористов. Также не работают многочисленные программы и проекты в духе "за все хорошее против всего плохого". Призывы быть толерантными друг к другу остаются уделом правозащитников-грантоедов и циничных либеральных журналистов. Для остальных же граждан России очевидно, что всем нам объявлена война. Волевым политическим решением нужно ввести смертную казнь для террористов, их пособников, а также иных лиц, знавших о готовящемся теракте и не сообщивших об этом правоохранительным органам.
Избавиться от финансово-спекулятивной экономики
экономист, публицист Юрий Болдырев:
- Для улучшения состояния банковской сферы нужно создать налоговые, таможенные, лизинговые и прочие условия для собственного промышленного развития. Кроме этого, обязательно над Центральным банком должен быть руководящий орган совета, состоящий из представителей реального сектора экономики: машиностроения, сельского хозяйства, транспорта и т.д. Не финансисты должны определять политику Центробанка, а руководители производственных предприятий, которым и должна служить кровеносная банковская система, в противном случае банковская система может быть только такой, какой она есть у нас, - чистым паразитом, отсасывающим ресурсы из страны.
Отзыв лицензии – маленькая проблемка. Если деньги, которые мы кладем на депозиты, вкладывать в промышленное развитие, то можно создать устойчивый механизм развития, в рамках которого банки, работающие на это, не будут массово банкротиться. Но если банковская система нужна исключительно ради спекулятивных махинаций, то, конечно, эти пузыри будут периодически лопаться. Проблемы пенсионной системы можно решить тем же способом. В финансово-спекулятивной, мошеннической экономике невозможно никаким путем создать устойчивую, надежную, долгосрочную пенсионную систему. Все сказки о том, что каждый может накопить, неверны, потому что статистически каждый этого сделать не может, потому что накопить не в чем. Нет такого эквивалента, в котором могли бы накопить. Накопить невозможно ни масло, ни сахар, ни муку, ни соль. Мы копим фантики. Все равно следующее поколение будет решать, что нам на эти накопленные фантики дать, сколько масла, сколько сахара и сколько мяса. Поэтому стабильная и надежная пенсионная система в суверенном государстве может быть только одна – все ресурсы и все силы вкладываются в промышленное, технологическое развитие, а оно должно быть такое, чтобы завтра наши дети выделили соответствующую долю на кормление своих стариков, а уж как эту долю распределить между вами и мной, это уже вопрос второй или пятый по важности.
"Сколково" – на замок, и вспомнить про планирование!
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов:
- Для того чтобы как-то поднять нашу промышленность, надо выйти из ВТО, инициализировать переговоры по превращению Таможенного союза в протекционистский по своей направленности, а также нужно повышение таможенных тарифов. Кроме того, нужно выработать экономическую политику, снизить процентную ставку кредита в российской экономике и установить максимальный ссудный процент. Нужно разработать программы крупных государственных инвестиций в высокотехнологической сфере, а также программы по расширению социальной сферы. Например, надо увеличить занятость населения в сфере образования, здравоохранения, кроме того, превратить здравоохранение в качественную, высокотехнологичную и доступную систему. Важно и расширение программы строительства детских садов, школ, это поможет сократить очереди и группы обучения. Еще один пункт, это выработка политики стимулирования внутреннего спроса, например, создание группы потребителей в социальной сфере. Также обязательное восстановление Академии наук, проведение реформы в системе науки и образования и организация работы таким образом, чтобы запустить все научные институты с прицелом на новые научные разработки, кроме этого, надо закрыть Сколково. И последний пункт – создание органов рыночного планирования, которые бы могли обеспечить экономический рост на ближайшие пять лет.
Управленцев в экономической политике нанять из числа тех, кто работает на предприятиях
Президент ЗАО "Новое Содружество" и Ассоциации "Росагромаш", сопредседатель Московского экономического форума Константин Бабкин:
- Я выгнал бы тех, кто отвечает за экономическую политику и нанял бы новых людей из реального сектора экономики, тех, кто знает, как работает аграрное предприятие и как его нужно поддерживать. Если этого не сделать, то развития сельского хозяйства не будет. Надо создавать равные условия конкуренции между российскими и зарубежными производителями. Для этого надо снизить налоги, изменить финансовую политику, чтобы кредит стоил дешево. Наладить систему прозрачного распределения субсидий, защищать рынок от неравной конкуренции. Поддерживать экспорт. Эти меры бы позвонили оживить наш аграрный сектор. Если это все реализовать, то результат был бы уже через два года. Полгода потребуется на то, чтобы это все воплотить в жизнь, полгода на то, чтобы начать применять эти механизмы, а через год мы увидели бы приток инвестиций в развитие села, и были бы первые результаты.
Тарифы на услуги ЖКХ заморозить, косвенные налоги на товары отменить!
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов:
- Для того, чтобы не повышались цены на недвижимость, нужно ввести прогрессивный налог. Нужен налог на простаивающую недвижимость и довольно весомые налоги на сдаваемое в аренду жилье, а также никаких налогов для тех, кто проживает на собственной площади. Нужна и прогрессивная шкала на прибыль, помимо этого, следует отменить налоги на заработную плату и отменить косвенные налоги на потребительские товары, с компенсацией в виде переноса на таможенные пошлины. Какие еще нужны налоги? Налоги за загрязнение окружающей среды, это будет как форма давления государства, для того, чтобы добиться перевода транспортных средств и производств на более чистый формат работы. Кроме того, нужны повышенные пошлины для иностранных товаров тех стран, где нет трудового права, идентичного российскому, то есть в странах, где работают без оплаты сверхурочных, в выходные и без пенсионной системы. Если вернуться к экологии, то также нужны большие таможенные пошлины для тех стран, которые особенно сильно загрязняют окружающую среду, которая на планете, кстати, общая . Что касается тарифов на ЖКХ, они просто должны быть заморожены. В нынешней ситуации это вполне возможно, просто нужно провести расследование всех дел, связанных с тарифами. Все наши тарифы искусственно вздуты и намного превышают реальные затраты на получение электроэнергии и газа. Сильно завешена цена услуги управляющих компаний, здесь необходимо хорошо разобраться в ситуации. По электроэнергетике тарифы в несколько раз превышают стоимость генерации электроэнергии. Поэтому в этой сфере надо вести разработку новых технологических решений. На внутреннем рынке надо устранить различные коррупционные помехи, которые, например, в Москве, препятствуют возникновению небольших семейных предприятий. Надо ввести ограничение по цене при продаже товаров, поскольку в России наряду с тем, что все бюрократически монополизировано, так еще и существует полная свобода цен. В одном магазине бутылка молока может стоить 53 рубля, а в другом – 83 рубля. Этот разброс цен должен быть ограничен законодательно, допустим, разница не должна быть больше 5%.
"Покуситься" на Конституцию
Депутат Госдумы от фракции "Единая Россия" Евгений Федоров:
- У нас 90% законов, которые принимаются, разрабатываются за рубежом и, соответственно, в интересах других государств, что совсем не обязательно совпадает с интересами граждан России. Мы наблюдаем действие этих законов. Например, когда Центральный банк вводит "Базель-3", и в результате 25 банков оказываются банкротами. Сотни тысяч людей теперь имеют проблемы. Это прямой пример исполнения внешних указаний против интересов граждан России. Или бюджетное правило, когда 20% бюджета сняли со здравоохранения, образования и перебросили на статьи по здравоохранению США, в их бюджет. Эти вопросы можно решить только с изменением Конституции, только тогда мы решим проблемы суверенитета страны. Нужно изменить те статьи, которые требуют исполнять внешние указания на территории РФ, то есть в части колониального статуса российской системы управления. У нас есть депутатское объединение "Российский суверенитет", которое каждую неделю готовит целый ряд законов. В частности, сейчас будем готовить поправки в закон о Конституционном суде в части изъятия указания о необязательности исполнения Конституционном судом иностранных, так называемых, "общепризнанных" норм.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков:
- Если бы я был президентом Российской Федерации, я бы начал с изменения социального строя и Конституции. Потому что все проблемы в ВПК и армии России коренятся в том социальном строе, который сложился в Российской Федерации. Поэтому постановка вопроса об изменении Конституции – это корректный и своевременный вопрос, который поставил наш президент. Он предложил сегодня рассмотреть эту возможность, и эта проблематика активно обсуждается в СМИ и научном сообществе. В первую очередь это устранение статьи, в которой России запрещается иметь собственную идеологию. Государство, не имеющее собственной идеологии – это государство, не имеющее перспективы развития, потому что идеология, идея нации – это, грубо говоря, ядро проекта, ее развитие. Каждое государство, имеющее такую перспективу развития, имеет свою идеологию. Она может формироваться явно или не явно, например, в США она объявлена не явно, но она всегда существует. Безусловно, во главу угла российской Конституции должно быть поставлено национальное единство государства и интересы народа, развития государства над частными интересами отдельной личности. Не свобода личности, как главная ценность, а свобода народа должна быть первоочередной для развития общества и государства. В этом коренятся фундаментальные причины тех проблем, которые есть в нашем обществе.
Инспектировать не лыжные горки, а аэропорты!
Летчик 1-ого класса, капитан А-320, "Отличник Аэрофлота" Андрей Литвинов:
- Я бы начал инспектировать не лыжные горки, а аэропорты. Чтобы телевидение показывало, как президент приезжает в аэропорт, допустим, Нижнего Новгорода и там увольняет пару чиновников, которые виноваты в плохом состоянии аэропорта. Дальше президент летит в Челябинск, там ходит по аэропорту, по этой раздолбанной полосе и сравнивает это с аэропортом, допустим, Франкфурта или Берлина. Вот когда президент начнет ездить по нашим российским аэропортам и устраивать разнос, снимая чиновников, и давать указания, тогда у нас будут не только лыжные горки, но и хорошие аэропорты.
Что касается авиапромышленности, у нас она есть. У нас есть Superjet, но он больше стоит, чем летает, а деньги, которые выделялись на него, разворовали. Его первоначальная смета уже превышена в семь раз. Президент должен вызвать к себе начальника Следственного комитета и главного прокурора и пригласить этого господина Погосяна, который изначально занимался этим проектом, и при камерах спросить у него: "А куда вы дели деньги?". После того, как смета превысила ту сумму, которая была изначально заложена, уже тогда надо было такой вопрос задать. Вот когда президент займется авиацией, сменит министра транспорта, даст указание, чтобы авиацию привели в порядок, тогда у нас что-то начнет работать. Можно, конечно, сказать, что это все работа правительства, а к президенту это не относится, но ведь он же сам ставил вертикаль власти. По этой вертикали надо идти не снизу вверх, а наоборот. Еще одна острая проблема в авиации – нехватка кадров. Это сложный вопрос, который сразу не решить. Если срочно начать решать эту проблему сейчас, то первые результаты появятся лет через пять, потому что на подготовку командира корабля нужно минимум лет десять, мы это упустили. Сейчас у нас пытаются залатать дыры, путем привлечения иностранной рабочей силы, но это их не спасет. Надо срочно начать финансировать летные училища и вводить в командиры вторых пилотов, которые уже подготовлены и могут летать командирами. А то, что решили быстренько набрать иностранных командиров, это задумали враги российской авиации. У нас достаточное количество пилотов, надо только работать с ними, обратить внимание на проблемы летных училищ и, может быть, отказаться от каких-то рейсов, которые не очень рентабельные, потому что у нас рейсов наберут, а взять на них летчиков неоткуда, одна проблема тянет другую. Командиры работают на износ, это им не нравится и они начинают уходить. Это бег по кругу.
Отменить образование по принципу элитарности
Депутат Госдумы от фракции КПРФ Олег Смолин:
- В образовательной политике нужен новый курс, если угодно, то новая философия образования, построенная на новых ценностях. Образование – это не часть сферы услуг, как нам все вдалбливают, это часть сферы производства, причем самая главная – воспроизводство человека. Труд в образовании – не оказание услуг, как нам пытаются внушить, а миссия и, если угодно, служение! Образование должно обеспечивать не функциональную грамотность, а фундаментальную, многостороннюю подготовку и многосторонние развитие личности. Это не затраты и не бремя государства, а долгосрочные инвестиции, причем самые выгодные. Система образования должна выстраиваться не по принципу элитарности, то есть отдельно для богатых и отдельно для остальных. Система образования должна выстраиваться по принципу эгалитарности, то есть в системе равных возможностей, насколько это возможно в условиях социального неравенства, существующего в обществе.
Мы подготовили новую версию документа, который называется "Образование для всех", где изложили конкретные предложения. У нас также был подготовлен федеральный закон о народном образовании. Сейчас мы подготовили около 10-ти законопроектов, направленных на исправление пороков вступившего в силу с 1 сентября федерального закона "Об образовании" в РФ. Мы предлагаем льготную оплату присмотра за детьми в детских садах, в противном случае плата за детские сады может подняться до пяти раз. Кроме того, вернуть в содержание закона школьные стандарты, сейчас у нас есть стандарты, но содержания в них нет, законодательство не отвечает на главный вопрос – чему нужно учить наших детей. Также сделать Единый госэкзамен добровольным, ввести устный экзамен по гуманитарным предметам, сделать литературу обязательной, причем на выбор: либо в форме сочинения, либо в форме устного экзамена. Помимо этого, мы предлагаем запретить сокращение доли и числа бюджетных студентов и увеличить число льготных мест до того количества, которое было при СССР, то есть 220 студентов на 10 тыс. населения. Также надо вернуть в закон льготную оплату за студенческие общежития, в противном случае никакой студенческой стипендии на это не хватит. Уже начался ползучий рост платы за общежитие и министр образования, как и "Единая Россия", которые проводили этот закон, отменивший льготную оплату общежития, перенес проблему на головы ректоров, которые этот закон исполнили. Надо придерживаться хоть какой-то логики. Также мы предлагаем продлить срок действия материнского капитала после 2016 года. Ну, и последнее, сейчас финансирование образования составляет половину от минимальной потребности, в связи с этим мы предлагаем увеличить в течение трех лет годовое финансирование образования примерно вдвое. Ни одна страна не проводила модернизацию при 4% ВВП, для этого необходимом минимум 7%, ровно это мы и предлагаем. Если этого не будет сделано, модернизация в России не состоится.
Отменить курс на дальнейшую приватизацию ОПК и провести национализацию приватизированного
Первый вице-президент Академии геополитических проблем (АГП) Константин Сивков:
- Первая проблема оборонно-промышленного комплекса сегодня – это сложившаяся кланово-родовая система формирования высших управленческих кадров. На высшие должности назначаются не те люди, которые обладают высшей квалификацией или лучше подготовленные, а те, кто является родственниками начальников или находятся с ними в деловых отношениях, вызванных какими-то совместными бизнес-проектами. Это проявляется буквально везде, и до тех пор, пока такая система будет существовать, такие люди будут решать задачи не оборонно-промышленного комплекса России, а развития личного бизнеса. Следующая проблема, неразрывно связанная с предыдущей. Нынешняя стратегия национальной безопасности, нынешняя военная доктрина целиком не соответствуют тем требованиям, которые предъявлены к подобным документам. Это негодные документы, которые надо полностью прорабатывать. Кроме того, российскому руководству надо, наконец, отмежеваться от тяжелого прошлого. Просто декларировать плохие 90-е – бессмысленно. Надо, наконец, сказать, какая идея привела к тому, что наша страна оказалась в этом бедственном положении. Должны быть пофамильно названы те, кто сокрушал нашу страну. Тот курс, который сегодня заявлен, это то, что мы взяли у американцев, в корне неверный. Американцы никогда бы не смогли сделать то, что сделали все эти горбачевы, ельцины и им подобные. То, что наше руководство страны сегодня таким, как Ельцин и им подобным, ставит памятники и называет их именами улицы, то, что лица, повинные в приватизации 90-х, занимают высшие посты в мире высоких технологий, никуда не годится. Примеров тому предостаточно, в частности, "работа" того же Чубайса. Мы пока не знаем ни одной нанотехнологии, которая была бы внедрена в оборонно-промышленной сфере, но деньги в эту сферу вбухиваются громадные.
Наконец, надо сказать о том, что практика приватизации предприятий оборонно-промышленного комплекса является порочной. Возможно, в США с их устоявшимися традициями, подобная практика приводит к положительным результатам, но в наших условиях, когда в бизнесмены вышли не те, кто что-то создавал, а попросту расхитители имевшегося советского богатства, такое не пройдет. При вопросе о том, могут ли абарамовичам передаваться мощности ОПК, ответ может быть лишь однозначно отрицательным. Я не знаю предприятие ОПК, которое, став частной собственностью, продолжало бы выпускать продукцию прямого назначения. Необходимо не только прекратить приватизацию, но и провести национализацию приватизированного, причем национализацию безвозмездную. А возможно еще и с привлечением к ответственности тех лиц, которые вопреки договорам провели перепрофилирование предприятий оборонно-промышленного комплекса. А потом, в дальнейшем, в эти национализированные предприятия необходимо вложить значительные деньги, чтобы обеспечить замену устаревших основных фондов и обеспечить, за счет создания соответствующих учебных заведений приход рабочих, а также научно-технологических школ, которые обеспечат развитие передовых технологий в военной сфере. Наша задача сегодня в сфере оборонно-промышленного комплекса состоит в том, чтобы радикально повысить возможности ОПК по производству продукции военного назначения. Сегодня объемы производства нашей продукции военного назначения не отвечают прямым потребностям наших вооруженных сил и иностранных заказчиков в рамках военно-технического сотрудничества.
Шойгу – достойный человек, который сделал немало для ликвидации тех провалов в военной безопасности, которые были сделаны в период "сердюковщины". Тем не менее, пока не будут привлечены к уголовной ответственности те лица, включая экс-министра, которые повинны в разгроме ВС, офицерский корпус и народ вряд ли поверят в то, что ВС полностью освободились от "сердюковщины". Безусловно, в ВС должна быть ликвидирована система так называемого аутсорсинга – закупок услуг на стороне, когда создана целая структура "оборонсервиса", которая занимается всеми этими делами. Это система, позволяющая коммерсантам присасываться к военному бюджету. И это надо пресекать. Кроме того, в ВС на всех должностях должны сидеть люди, прошедшие военную службу. Лиц, которые бы пришли в ВС со стороны, там быть не должно. Потому что эти люди не могут решать задачи, которые на них возлагают. Есть и еще одна проблема – это социальное обеспечение военнослужащих. Эта проблема до конца не решена. Сегодня ставить задачу достижения 70% оснащения новой техникой нашей армии нереально. Этого можно достичь только с помощью радикального сокращения численности вооруженных сил. Сегодня вооруженные силы, при той численности, которую они имеют, не способны решать ключевые задачи по обеспечению национальной безопасности, в частности, даже благоприятного для России разрешения военного конфликта масштаба "локальная война" без применения ядерного оружия. Это нетерпимая ситуация. Поэтому задача, которая стоит перед вооруженными силами, – это увеличение их численности минимум до 1,2 млн человек. Надо вкладывать деньги в развитие передовых технологий и делать основной упор именно на модернизацию. В первую очередь это оружие новых физических принципов, в частности, лазерное и гиперзвуковые системы. Но нельзя упускать и развитие других систем вооружения. Это бронетанковая техника, которая нам очень нужна, это развитие авианосного флота. Важнейшей задачей является воссоздание в нашем ОПК и в структуре вооруженных сил такого вида вооружения, как самолет вертикального взлета и посадки, который позволяет обеспечить значительно более высокую боевую устойчивость авиации. Конечно же, воссоздание нашего флота, причем ключевой задачей является не только строительство новых кораблей, но и ускоренное восстановление и ремонт кораблей, находящихся сейчас в отстое на хранении. Безусловно, надо радикально увеличить боевой состав нашей разведывательной авиации и в целом системы разведки. Надо устранять те губительные последствия для нашей системы разведки, к которым привела реформа Сердюкова по реорганизации главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых сил РФ.
Перестать верить в перспективность внешних инвестиций в экономику России и провести санацию политических групп
Сергей Черняховский, политолог:
- Если бы я был на месте президента, то бы оставил первую десятку министров, которые нормально работают, и убрал бы остальных. Я бы осуществил отказ от рыночной экономики, хотя ясно, что это чистая утопия, но в той или иной форме это сделать необходимо. Кроме того, я бы осуществил внутреннюю культурную политику, направленную на признание единства российской истории с приоритетом истории 20 века, потому что наибольшего могущества Россия достигла именно в 20 веке. Также я бы прекратил излишнее заигрывание с дореволюционной архаикой и обозначил бы цели развития России не только в плане решения текущих задач, но и к какой модели общества мы должны идти. Безусловно, надо отказаться от реформы РАН, отменить ЕГЭ и изменить саму модель организации образовательной системы, причем эти изменения должны быть в плане функционирования существующей системы. Также нужна ориентация на сильную промышленную политику, обеспечивающую технологический прорыв. Кроме того, нужно перестать верить в перспективность и плодотворность внешних инвестиций в экономику России, а также нужно провести санацию политических групп, которые занимаются борьбой против российской суверенности. Я, например, выдвинул бы в качестве одного из приоритетов принцип сохранения культурного суверенитета России. Безусловно, надо прекратить всю эту глупую риторику по борьбе с коррупцией, потому что чем больше с ней борются, тем она больше развивается. То есть либо создаются условия, при которых коррупции просто нет, либо это не выделяется в какое-то направление деятельности, а просто принимаются законы и ведется борьба за их исполнение. В целом вся эта гонка по борьбе с коррупцией отвлекает внимание от насущных задач и служит лишь оружием в борьбе между кланами, кто кого первым поймает. Нам также нужна атмосфера моральной общественной нетерпимости по отношению к людям, которые ориентированы на подчинение России международному юрисдикту, то есть тем, кто называет себя правозащитниками. Нам нужно однозначное признание национального законодательства в качестве приоритетного по отношению к международным нормам и договорам.
Мария Степанова, Анастасия Колесова