Рост ксенофобии в России возникает из-за недостаточного внимания к русскому народу
Директор Института стран СНГ Константин Затулин о причинах межнациональных конфликтов в странеВ уходящем 2013 году в России очень остро встал вопрос межнациональных отношений. Об этом свидетельствуют многочисленные конфликты, происходящие в стране на национальной почве. Один из ярких примеров - беспорядки в московском Бирюлево, когда жители столицы вышли на народный сход, после того как азербайджанец убил местного жителя Егора Щербакова. Этим событиям предшествовали и волнения в Пугачеве. А на днях многие кавказские общественные силы заявили о намерении провести 11 января миллионный митинг за хиджабы. Директор Института стран СНГ Константин Затулин назвал условия, при которых может начаться "конструирование российского народа".
2013 год был отмечен резонансными межнациональными конфликтами в стране. И сейчас власть, конечно, находится в поиске адекватной политики по национальному вопросу. Но, к сожалению, к разработке новой стратегии, что было поручено президентом еще в прошлом году, оказались причастны в основном все те же эксперты по национальному вопросу, которые занимались ими в поздние советские годы и в период становления самостоятельной Российской Федерации. Это бывшие министры национальных отношений, которые привыкли считать, что основное содержание политики - это ублажение национальных меньшинств и работа с национальными окраинами, автономиями.
На самом деле ситуация в национальном вопросе изменилась, и уходящий год - лишнее тому доказательство. Сейчас главной национальной проблемой становятся все больше не сепаратисты на Кавказе и не националисты в Татарстане (хотя проблема сепаратизма, конечно, никуда не исчезла, она присутствует, но значение ее в политическом плане серьезно упало, по крайней мере, в целом для страны, как и задача делать какие-то уступки национальной политике, если иметь в виду, что вся национальная политика – это политика в отношении национальных меньшинств). Сейчас главной проблемой является пробуждение национальных чувств у большинства русского населения, самостоятельного самосознания, которое пытаются поставить под контроль самые разные политические силы, включая так называемых националистов. Они замечены в попытках раскачать ситуацию, противопоставив русских российскому государству. И эта проблема беспокоит многих. Бесконечная комплементарность, угодничество, изобретение разного рода схем вроде единой исторической общности советского народа, а теперь новой исторической общности российского народа – привели к тому, что у многих русских возникло опасение, что государство все меньше интересуется русским народом и его проблемами. В основном, безусловно, это отражается на социально-экономическом благополучии русских областей и на ситуации в деревне, которая вымирает, особенно в центре России. Вот эта депрессия русского народа - она еще не преодолена.
Для того чтобы начать решать эти проблемы, необходим целый ряд символических жестов, далеко не всегда затратных, в том числе, это и внесение определенных деклараций в саму конституцию Российской Федерации, которые бы обозначили присутствие русского народа и необходимость внимания к нему. Этого не сделано, в результате возникают спекуляции и эти конфликты национального окраса. И это очень неприятная и не комфортная для нас ситуация, потому что ксенофобия никогда не была присуща русскому народу. Даже антисемитизм, который имеет бытовое распространение, значительно сильнее на Украине, чем в России. Сегодня политический деятель на Украине очень серьезно зависит от того, присутствует ли в его жилах какая-то доля еврейской крови или нет. У нас этого практически нет. Рост ксенофобии, с одной стороны, возникает из-за недостаточного внимания к русскому народу, а, с другой – из-за ошибок в теории национального спроса на современном этапе.
Для того, чтобы объединиться и считать себя не русским, не татарином, а россиянином – для этого априори предполагается, что человек все меньше обращает внимания на свое национальное происхождение и все больше на свою общероссийскую идентичность. Но если вы практически приступаете к этой задаче, то сразу выяснится, что ни в Татарстане, ни в Башкортостане, ни в Якутии не готовы отказываться от своих национальных прав, в том числе своих национальных автономий и своей культурно-исторической идентичности. Тогда весь пыл правителей российского народа обращается на русских, от которых фактически требуют перестать вспоминать о том, что они русские и главным образом клясться в верности российскому – и именно это в ближайшее время может быть поставлено как цель политики. Но до тех пор пока существует нынешний принцип национально-территориального устройства - до тех пор у нас нет стопроцентной возможности полностью посвятить себя конструкции российского народа.
Мы должны идти к этому, но гораздо более сложным путем, выстраивая баланс внутри страны. Пока же власть пытается действовать традиционными методами, старается не допустить разжигания межнациональных столкновений и удержать развитие ситуации. На этом пути она вынуждена признавать промахи конкретных исполнителей, прежде всего правоохранительных органов, усиливать ответственность за это. Это, безусловно, необходимо при любом варианте, но требуется нечто большее, требуется, если хотите, приведение в чувство, отрезвление некоторых национальных меньшинств и более грамотная миграционная политика. Прежде всего, недопущение нелегальной миграции и обвальной миграции. С этим мы явно запоздали и сейчас пытаемся наверстать, естественно, с издержками. А издержками как раз и являются все эти конфликты в Бирюлево, в Пугачеве и другие.
Директор Института стран СНГ Константин Затулин специально для Накануне.RU