"С точки зрения воздействия на экономику ценность заявлений Медведева равна нулю"
Тот факт, что Россия вошла во вторую волну кризиса, является следствием успешной политики правительства в последние 10-12 лет, уверен премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. И это вовсе не результат ошибок работы правительства. Об этом премьер заявил в среду во время своего выступления на Гайдаровском форуме в Москве. Почему Медведев пришел к такому выводу и к чему на самом деле готовится правительство, в интервью Накануне.RU рассказал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
Вопрос: Одним из заявлений, которое сделал Медведев во время своего выступления, стало то, что за последние 10-12 лет в России уровень жизни населения сильно вырос и есть риск попасть в "ловушку среднего уровня доходов", когда уровень зарплат уже весьма высокий, но достаточной производительности еще нет. Василий Георгиевич, на Ваш взгляд, ждет ли нас подобная "ловушка"?
Василий Колташов: Когда Дмитрий Медведев был президентом, он объявил модернизацию российской экономики. Но вся эта модернизация слилась к бесконечной череде заявлений со злоупотреблением слов "инновация" и "модернизация". Поэтому, с точки зрения воздействия на экономику, ценность заявлений Медведева, на мой взгляд, сейчас нулевая.
Конечно, российская экономика ни в какой ловушке дорогой рабочей силы не находится. Сейчас в экономике существует колоссальная диспропорция - у нас есть как очень дешевая рабочая сила, так и сравнительно дорогая. И разница в оплате труда между этими группами может быть в 10 и даже в 20 раз. А таких разбросов нет в еврозоне, такого даже нет в Соединенных Штатах.
Вообще, заработная плата в России росла только до 2008 года, номинально она увеличилась в 10 раз, но это связано с тем, что другие годы представляли собой иной исторический этап. Да, до 2008 года у нас действительно был скачок в оплате труда и уровне жизни, но после этого наступил период обвала и восстановления, в 2008 и 2009 год был резкий обвал, 2010-2011 – восстановление, но уже к середине 2011 года появились признаки того, что российская экономика сползает в кризис, поэтому ни о каком росте заработной платы речь идти не может.
Тем более, что в российской статистике существует колоссальная дыра, связанная с тем, что люди расписываются за одни суммы, а получают другие. Например, они могут расписываться за 35-45 тысяч рублей, работая в регионах, а получать на руки только 16. Статистика этого никак не учитывает, а в России это чрезвычайно распространенное явление. Может быть, это связано с тем, что менеджмент просто ворует деньги у акционеров, а, может быть, это какие-то государственные указания, связанные с обоснованиями итоговых выводов статистики.
Вообще-то и инфляция, и определенный застой в оплате труда, как минимум с 2011 года, говорят о том, что рост уровня жизни в России прекратился, даже кредитное оживление потребления уже не работает. И весь 2012 год, когда правительство Медведева делало вид, что у нас пауза роста, в России накапливались проблемы, которые уже породили первые признаки банковского кризиса, доказательством чего являются отзывы лицензий у банков и огромные просрочки населения по долгам, потребительским и ипотечным платежам. Это все признаки того, что экономика обваливается, и уже поздно просто говорить о проблемах, о них надо кричать. И при этом мы наблюдаем холодное безразличие, разговоры про инновации, что мы привлечем инвесторов, про то, что мы можем попасть в не очень понятную ловушку, но проблемы ведь больше конкретные. Думаю, что именно это и вызвало такую критику Примакова.
Своими реформами за последние два года правительство сделало все для того, чтобы повысить монетарное давление на граждан, в то время как наши чиновники и Центробанк не сделали ничего для того, чтобы хотя бы удешевить кредит, чтобы не так сильно давить население экономическими проблемами. В этом смысле экс-премьер Евгений Примаков, безусловно, задел больные точки работы российского правительства в сфере социально-экономической политики.
Примаков сказал то, о чем молчат во всех эшелонах власти, именно в этом и есть сенсационность Примакова. Он показал, что конфликт в верхах носит уже открытый характер, и в итоге сор из избы будет вынесен, тем более что вокруг избы его и так уже горы. Просто в избе делают вид, что ничего не происходит и все нормально, что у нас всего лишь пауза роста, а не спад экономики и постепенное развитие кризиса по европейскому образцу, а кризис в ЕС развивался так же медленно и вяло. Но Евросоюз показал нам, до какой глубины можно добраться, если вместо того, чтобы принимать экстраординарные решения по стимулированию экономики реального сектора, делать вид, что никаких проблем нет, все хорошо, и просто не замечать тех, кто критикует подобное поведение.
Вопрос: Если вернуться к выступлению Медведева, как Вы считаете, действительно ли России грозит дефицит рабочей силы?
Василий Колташов: Заявление Дмитрия Медведева о том, что Россию ждет не безработица, а дефицит рабочей силы, говорит только об одном – правительство неспособно справиться с экономическими проблемами. На самом деле оно готовится к тому, что в стране будет расти безработица.
Подобные заявления делаются на публику, на самом деле россиян ждет не избыток квалифицированных мест и дефицит хороших специалистов, а, наоборот, избыток специалистов при сокращающемся количестве рабочих мест. В связи с этим конкуренция на рынке труда будет только расти, но все это будет только результатом того, что российское правительство не справляется со второй волной экономического кризиса.
Вопрос: А многие ли согласятся пройти переобучение, получить, например, второе выше образование, о чем так любит говорить премьер, для того, чтобы найти хорошую работу?
Василий Колташов: Сомнительно, что многие пойдут получать второе высшее образование, особенно люди среднего возраста. Тем более, что высшее образование получают всего один раз в жизни, а вот дипломы можно иметь разные. Гораздо более вероятно, что люди постараются побыстрее выйти на пенсии, кто-то будет искать способы самозанятости. Возможно, что больше начнут заниматься дачным хозяйством. Например, в период экономического подъема интерес к огородам и дачам очень сильно упал, просто потому что люди оказались в рыночных отношениях, где они продавали свою рабочую силу, получали деньги, а необходимые продукты они брали на рынке, а вовсе не в свободное время, работая с тяпкой на огороде.
Сейчас люди будут искать способы компенсировать потери, но переобучение ни в коем случае не является решением, тем более что экономика стала рыночной не только в том смысле, что люди крайне зависят от денежных доходов, но и в том, что сейчас очень велика рыночная нагрузка населения. В частности, повышаются тарифы, кроме того, люди должны платить и за образование детей в школе, постепенно вводится оплата за медицину, обращение к врачу становится платным.
Вопрос: Наш Ваш взгляд, ждет ли нас сокращение экономически активного населения, как это предсказывает Медведев?
Василий Колташов: Экономически активное население может расти безгранично, но при условии, что растет экономика. В растущую экономику будут приезжать из других стран, просто потому что там будут хорошие рабочие места, перспективы и возможности. Подобное заявление Медведева о том, что нас ждет сокращение экономически активного населения, является косвенным признанием того, что правительство ничего не может сделать с проблемами в экономике.
Это не вопрос рождаемости или возраста нынешних экономически активных членов общества, это вопрос исключительно самой экономической активности, а она в России будет снижаться. Людей просто будут выдавливать из экономики, так как для них просто не будет хороших рабочих мест и многие, по крайней мере в регионах, уйдут в огороды.
Вопрос: В своем выступлении Медведев также упомянул, что российская экономика растет, более того, на фоне мирового финансово-экономического кризиса ситуация в нашей экономике представляется стабильной…
Василий Колташов: Экономика в России росла и казалась стабильной по сравнению с Европой еще в 2011 году, но в 2012 году наша экономика потеряла темпы роста и к концу года она просто перестала расти. В 2013 году экономика только падала и в этом плане официальной статистики доверять нельзя. Уже ясно, что в стране идет сокращение промышленного производства, по официальным данным, оно не превышает 0,1%, но в реальности это число более значительно, однако пока еще не является таким уж большим. Несмотря на это, торговые компании констатируют снижение потребительского спроса, в том числе и на продовольственные продукты. Идет смещение в сторону более дешевых благ.
Крайне важен стал рост цен на куриные яйца, кстати, сама курица не дорожала, что полностью опровергает официальное заявление о том, что источник роста повышения цены на куриные яйца - это увеличение стоимости кормов. Просто люди стали покупать самый дешевый источник белка, спрос опустился настолько, что сконцентрировался на самом дешевом источнике, люди стали значительно меньше покупать говядины, индейки, еще каких-то сортов мяса. Это явные признаки того, что дела со спросом в России обстоят не очень хорошо. Поэтому говорить о росте нашей экономики не приходится, тем более, что в регионах уже идет сокращение рабочих мест. В этом смысле Россия уже не отличается от ЕС и от Соединенных Штатов.
Вопрос: Почему же тогда Медведев заявляет об обратном, если все так очевидно?
Василий Колташов: Если бы Дмитрий Медведев, правительство признало все проблемы, с которыми сталкивается российская экономика, то от него бы потребовали дать ответ на эти проблемы. А именно этого ответа оно давать не хочет, потому что для правительства ситуация вполне удовлетворительная, особенно с точки зрения сырьевых российских корпораций, а как раз именно этой группой политическая власть в стране и монополизирована.
Вопрос: И, если позволите, последний вопрос. Накануне Гайдаровского форума ректор РАНХиГС Владимир Мау посмел перечить президенту, заявив, что деофшоризация российской экономики очень долгий процесс, который в итоге не повлияет на рост экономики. Согласны ли Вы с этим высказыванием?
Василий Колташов: Дело в том, что офшоры - это одна из пробоин в днище корабля российской экономики и борьба с офшорами и с компаниями, которые на них ориентируются, - необходимость. Но это направление не будет иметь большого эффекта не только потому, что это длительный процесс, эту операцию можно провести и быстро, но и потому что это всего лишь один из множества шагов. Нам также нужно определиться с дорожным строительством, необходимо создать стимулы для развития внутреннего рынка, стимулы для покупки жилья, например, какую-нибудь госпрограмму по льготным кредитам, это бы оживило все производства, связанные с этим сектором экономики.