Украинский разлом: раскол или бандеризация всей страны?
В связи с бесконечной историей противостояния украинской власти и так называемой оппозиции, новый виток которого стартовал очередным киевским майданом с 19 января, в последние дни все чаще раздаются голоса о необходимости и неизбежности раздела Украины. Подобные призывы раздаются как на самой Украине, так и в остальной России. Пока этот сценарий никак не проговаривается лишь европейскими акторами, действующими по указке Вашингтона. Резон абсолютно понятен - чтобы не допустить бандеризации всей Украины, нужно мирно разойтись. Правда, бандеризации страшно толерантные обычно европейцы в конкретном украинском случае почему-то не боятся.
Вопросов, которые могут возникнуть в случае реального распада Украины, конечно, в разы больше, чем ответов. И такие прецеденты как, например, мирный развод Чехословакии на Чехию и Словакию, увы, в случае с Украиной вряд ли сработают.
Слишком долго режим Януковича в расчете "побороть Юлю" воспитывал пробандеровские силы Галичины, одновременно помогая им завоевать площадки в восточной части страны. Слишком слабо политически аморфное образование - Партия регионов. Слишком активны взращиваемые более 20 лет пробандеровские западные галичане. Слишком непопулярна вороватая команда Ахметова-Януковича, которую за самые теплые места (кошельки) держит волосатая рука большого Запада. Слишком ленивы и опасливы руководители восточных регионов, там просто не видно фигур, могущих стать лидерами хотя бы юго-востока страны.
Все эти слишком - еще далеко не полный перечень причин, по которым надеяться на то, что после недели "святочного бунта" Украина сумеет-таки удержаться на краю, не развалившись и не уйдя в госпереворот - очень сложно.
Что касается России, то перед ней во весь рост стоит не просто архитрудная, а практически не имеющая хорошего решения задача.
Невмешательство, которому отдавался приоритет все годы после развала СССР, потерпело полный и окончательный крах. И тут уже без разницы - есть там политически заснувший посол Зурабов или нет. Суть в том, что ,если европейские эмиссары дневали и ночевали в украинских городах все годы после 1985, активно скупая, агитируя, создавая дружественную пятую колонну, то Россия на Украину, мягко говоря, чихала. Ни дружественных общественных институтов, ни применения дипломатического арсенала, чтобы заставить Киев выполнять предвыборные обещания относительно русского языка и других позиций, ни жесткого увязывания экономических пряников с пророссийской политической ориентацией, ни персональной работы с партийными и государственными деятелями восточных частей Украины. НИЧЕГО!
Ничего российская власть не сделала, чтобы удержать Малороссию в орбите и колыбели русского мира.
Диагноз печальный и, увы, однозначный.Но от ответа на вопрос - кто виноват, еще не следует ответ на главный вопрос - что делать?!
Если уж стратегии нет, то по ситуации-то хоть что-то делать надо. Если , конечно, мы не хотим для россиян и украинцев спокойного ожидания - когда в центре русского мира будет не просто разделение госграницами, а совершенно реальными НАТОвскими ракетами.
Этого не поймут и ни за что не признают сегодня подавляющее большинство украинцев, но Россия, если она предпримет шаги по удержанию заболевшего на всю голову старшего по возрасту и младшего по силе славянского брата в родной семье - просто спасет общую славянскую семью.
Если перейти на жесткий язык геополитики, то как минимум надо хотя бы понять - какие последствия могут быть при том или ином развитии событий на Украине.
Если Украина раскалывается. Что дальше? Какие "подводные камни" таит в себе этот процесс? Вот как прогноз видится из Донецка.
Во-первых, сразу встает вопрос о границе между этими двумя частями. Ясно, что в интересах России эта граница должна проходить как можно западнее, а в интересах Запада – как можно восточнее. Значит, налицо – будущий территориальный спор, потенциально переходящий в горячую фазу. И нет никаких сомнений, что Запад не преминет этим пользоваться самым широким образом, получив дополнительные рычаги дестабилизации ситуации под боком у России.
В этой связи непременно приобретет особую остроту спор за выход к Черному морю. Ведь в интересах Запада, чтобы западная часть Украины обязательно сохранила за собой хотя бы часть черноморского побережья. Это обусловлено интересами США не только поставить здесь свои военно-морские базы, но и не дать России возможности подойти к Приднестровью, которое в этом случае быстро воссоединится с остальной Россией. Для США это будет тяжелейшим геополитическим поражением, которому они всячески будут препятствовать.
Спор за выход к Черному морю может получить особый накал еще по той причине, что часть черноморского побережья, на которую будет претендовать при поддержке США западная Украина, является исконно русской территорией. Это Одесская область. Учитывая все это, потенциальный территориальный конфликт может стать очень опасным и привести к непредсказуемым последствиям.
Во-вторых, вероятным следствием раздела Украины может стать необратимая антироссийская радикализация западной Украины и превращение ее в санитарный кордон между Россией и Европой. Оставшись в меньшинстве, русское население западных областей будет подвержено этноциду. Разумеется, на это можно возразить, что в настоящее время население всей Украины подвержено дискриминации, - так пусть мы спасем хоть половину, потеряв вторую.
Это направление мысли опасно, прежде всего, своим минимализмом. Не нужно тешить себя иллюзиями. После проглатывания западной Украины Запад тут же примется за левобережную, разжигая здесь сепаратизм. Ведь западная граница русской цивилизации примыкает к западной цивилизации, что делает неизбежным постоянное конфликтное состояние на границе. Значит, в интересах России, чтобы эта западная граница пролегала как можно западнее, что даст возможность отодвинуть очаг нестабильности как можно дальше.
По этой причине, кстати, Россия кровно заинтересована в расширении на Южный Кавказ. Этого не могут понять националисты, видящие Россию компактной страной для русских, но не учитывающие сухопутный характер природы Российского государства, которое имеет окраины не как колонии, а как провинции, граничащие с остальной страной. Поэтому Россия не может позволить себе получить у себя под боком еще одно антироссийское государство – западную Украину. Даже ценой приращения левобережной Украиной эта игра может стать слишком опасной.
В-третьих, раздел Украины ставит под вопрос транспортировку российского газа в Европу. Ибо ясно, что западная Украина будет использоваться Западом, прежде всего, с целью замкнуть Россию в Азии. Конечно, у России остается "Южный поток", но не нужно забывать, что по проекту он начнет работу не ранее 2016 г., а на полной мощности – в 2018 г. Однако если вспыхнет описанный выше спор за Черное море, то это явно затормозит и ввод в эксплуатацию "Южного потока", который проходит по его дну.
В-четвертых, в результате раздела Украины дружественная России Беларусь окажется с трех сторон окруженной враждебными ей государствами – сателлитами США. И можно прогнозировать усиление давления на Беларусь через дополнительное "окно возможностей", которым для США окажется западная Украина. Использовать последнюю для США будет выгодно и для того, чтобы румынизировать Молдавию, которая может оказаться просто зажатой между Румынией и западной Украиной, и поглотить Приднестровье. По этой причине "битва за Одессу" грозит превратиться в настоящую войну Запада против России.
В-пятых, западная Украина, если она окажется "дважды незалежной", быстро вступит в НАТО. Если же левобережная Украина воссоединится с остальной Россией, то тогда этот военный блок выйдет прямо к границам России. Значит, в интересах России не допустить воссоединения с Донбассом и Новороссией? Но тогда уже левобережная Украина станет для Запада тем, чем до сих пор была вся Украина, - буферной зоной для дальнейшего наступления на Россию. Нужен ли России раздел Украины с тем, чтобы окончательно потерять западные области, но получить такую же буферную территорию на левобережной Украине?
Вступление западной Украины в НАТО повлечет за собой размещение американских ракет еще ближе к границам России. Натовские ракеты под Киевом – это вряд ли входит в планы России.
В-шестых, США проводят политику сеяния хаоса во всех регионах мира и их максимального расчленения, и ввязываться сейчас в эту игру России очень опасно, по крайне мере, в текущий момент, когда перевооружение армии займет еще как минимум несколько лет. Значит, в интересах России перевести "украинский вопрос" в более приемлемое для себя русло, избегая прямой конфронтации с Западом. Как пишет Владислав Гулевич: "Интерес Европы состоял и состоит в том, чтобы возвести непреодолимые политические, экономические, мировоззренческие барьеры между Москвой, Киевом и Минском". Зачем же этому способствовать разделом Украины?
В-седьмых, куда отойдет мать городов русских - Киев? Этот вопрос куда важнее, чем может показаться горячим головам. Население Киева мнит себя "столицей независимого государства", не учитывая, что этот статус обусловлен лишь игрой на противоречиях между остальной Россией и Западом. Добровольно войти в состав России киевлянам не позволит собственная спесь и гордыня. А уйти в западную Украину – вряд ли киевляне до конца понимают, чем это обернется. Для России же потеря Киева будет более чем болезненна, означая тяжелое мировоззренческое увечье, ибо Киев в самые короткие сроки будет полностью захвачен униатами и подвержен беспощадной бандеризации. Для всего Русского Православия это будет тяжелый удар.
Наконец, в-восьмых, раздел Украины неизбежно означает усиление… Польши. Как верно заметил галицкий украинофил А. Каменский: "Кто желает строить Украину вне границ России, тот строит не Украину, а Польшу". Отдать же половину территории Украины Польше – это значит согласиться на искоренение здесь не только русского языка, но и на перевод самой мовы на латиницу, о чем давно мечтают в Польше. Прибавьте к этому яростное окатоличивание – и мы получим будущее лицо западной Украины. А это значит, что территория русской цивилизации существенно сожмется, и может быть, необратимо. Ампутировать Галицию – это одно, а лишиться всей правобережной Украины – это уже совсем иной масштаб потерь для Русского мира.
Повторимся, такой вот взгляд на "риски раскола" видится с самой восточной Украины.
Более печально, что риски видятся, а вот выхода из сегодняшнего "святочного бунта" с востока Украины не предлагается вообще. Глядя на всю полусмешную-полушизофреничную ситуацию на Украине, где нет ни единого достойного политического лица, приходится вспомнить знаменитое - "Ни мира, ни войны" .
Там, кстати, было продолжение - а армию распустить.
На Украине так и есть. Армия заявила - не участвую. Боевики ничего не заявляют, они просто берут здание за заднием под контроль, проникая все глубже на украинский восток. И не встречая никакого сопротивления.
Что касается европейцев, снующих челноками между майданом и Януковичем ,то они примерно понятно, чего добваются. Свергнуть Януковича и привести к власти полностью марионеточное правительство во главе с Кличко или прочими своими агентами.
Буде сие реализуется, то сами братья-украинцы поймут кошмар такого варианта, лишь хлебнув полной мерой европейской сказки уже глубоко после. То есть, когда будет окончательно поздно.
Для России - режим европейско-американских марионеток на Украине, естественно, крайне тяжелая перспектива. Она перечеркивает те договоренности по сближению, которые были достигнуты с Януковичем в декабре 2013 г. Нет никаких сомнений, что приведенная к власти клика тут же объявит их недействительными под любым удобным предлогом. И Россия потеряет существенный рычаг воздействия на официальный Киев через выкуп украинских облигаций. О сотрудничестве Украины с ТС придется забыть, поскольку новая власть как можно скорее подпишет капитуляцию перед ЕС под названием "соглашение об ассоциации". Ясно, что это ускорит уничтожение остатков промышленности на Украине, которые еще можно реанимировать в тесном взаимодействии с остальной Россией.
К тому же при "евроассоциации" Украины Россия вынуждена будет поставить те защитные барьеры, о которых говорилось до ноября 2013 г. Но ситуация не просто вернется к состоянию октября 2013 г., а станет гораздо худшей, т.к. в кресле президента будет сидеть уже не Янукович, а абсолютно прозападная и антироссийская марионетка а-ля Ющенко, выполняющая заказ заокеанского работодателя, да еще на новой волне русофобии.
Этот сценарий чем-то напоминает ситуацию декабря 2007 г., когда после преступного разгона Верховной рады Ющенко "оранжевым" удалось сформировать коалицию в новом парламенте со своим премьером Тимошенко, после чего закрутился новый виток русофобии. Это связано с тем, что любое новое правительство неизбежно имеет "стартовый" ресурс доверия на любые нововведения по факту своей "новорожденности". И этот ресурс, конечно, будет направлен, прежде всего, на разрыв связей с остальной Россией. (Напомним, что именно в первые недели "второго пришествия" Тимошенко оранжевые прихвостни запретили в кинотеатрах Украины русский язык, причем этот запрет не отменен до сих пор.) Нечто подобное вполне может произойти и сейчас, если прозападных бунтовщиков все-таки приведут к власти.
Падение Януковича и приведение к власти бандеровской своры так же плохо для России, как и раздел Украины. Поэтому "украинский кризис" становится для России тем испытанием, от которого в значительной степени зависит будущее всей евразийской интеграции. Это прекрасно понимает и Запад, который будет бороться за Украину до конца. Ведь дрейф Украины в сторону остальной России может стать "точкой невозврата" евразийской интеграции, что будет тяжелейшим поражением для Запада.
Ставки очень высоки. Все или ничего. Примерно так можно выразить интересы как России, так и США.
Как думает и о чем думает погрузившаяся в олимпиадные оргтрудности российская власть - гадать не будем. Будем надеяться, что Путин найдет и в этом случае свой любимый "ассимметричный" ответ.
Хотя, как выразился только что побывавший в Малороссии писатель Александр Проханов - надеяться можно только на чудо.
А писатель Максим Калашников призывает: нужно объявить о референдуме по двум вопросам - о вступлении Украины в ассоциацию с ЕС и о федерализации Украины, о создании четырех республик: Донецко-Новороссийской (включающей автономный Крым), Центрально-Украинской, Западноукраинской и Подкарпатской Руси. "Проведение референдума (даже если он пройдет только в Донбассе и Новороссии, на юго-востоке) даст все законные основания на их отложение и отход власти из Киева в Харьков. Признание Приднестровья Москвой сейчас необходимо в том числе и для того, чтобы показать серьезность намерений Москвы", - отмечает эксперт.
Другой писатель России, проведший свое детство на Украине, слава которого стартовала именно с Запада, Эдуард Лимонов более прям в своих прогнозах. Он уже не раз писал о неизбежности украинского раскола. Последствия раздела Украины он прокомментировал для Накануне.RU:
"Беда, несчастье, конечно, то, что происходит, но Украина была обречена с самого начала. Это первое серьезное испытание, нельзя искусственно создать государство, чтобы оно нормально существовало. Была Украинская Советская Социалистическая Республика, понятно, что это было искусственное образование, административная единица в составе Союза Советских Социалистических Республик. Туда были включены совершенно разные территории. Западная Украина находилась исторически всегда под Австро-Венгрией, всегда была территорией Австро-Венгрии, Польши. А левобережная Украина - там были пророссийские регионы, созданные, исторически сросшиеся с Россией – это были, как минимум, две страны, если не три, на которых взяли и создали отдельное государство. Страна – есть, язык – есть, история – есть, а вот государства - нет. Поэтому первые серьезные испытания – и все разваливается. И теперь окончательно развалится.
Непонятно, как поведет себя наша власть. В любом случае такой раздел страны должен произойти через гражданскую войну, без гражданской войны тут не обойтись, это будет война – не надо бы лучше этого, конечно, но теперь все зашло слишком далеко. При этом, четкого разделения – пророссийская сторона и западная – может и не быть. Там Польша может отхватить какие-то территории, Румыния может предъявить свои территориальные претензии, можно предположить, что от Украины останется только Киевская область, и больше делить будет им нечего".
Евгений Чернышев, Татьяна Минаева