17 Апреля 2025
search

Трамп объявил "День освобождения"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Минфин прижали к стенке: деофшоризацию придется проводить хотя бы для латания дыр в бюджете

Владислав Жуковский: Пугает то, что это хотят сделать не за счет крупного бизнеса

Министерство финансов РФ разработало план по деофшоризации российской экономики. К июню 2014 г. в правительство поступят поправки, которые на законодательном уровне введут такие понятия, как "фактический получатель (собственник) дохода", "налоговое резидентство организаций", "контролируемые иностранные компании". Также Минфин предлагает понизить до нуля порог контролируемых сделок с участием лиц, зарегистрированных в офшорах, и открыть Налоговой службе доступ к аудиторской тайне. Напомним, курс на деофшоризацию экономики задал президент Владимир Путин в ежегодном послании к Федеральному собранию.

Само по себе предложение Минфина очень здравое и полезное. Спустя почти четверть века реализации псевдорыночных реформ и разгула гайдаровщины и кудринизма в Минфине поняли, что необходимо хоть как-то бороться с оттоком капиталов, офшоризацией, масштабным уклонением от уплаты налогов и прочими бедами, которые ежегодно наносят российской казне ущерб в триллионы рублей.

Предложена правильная инициатива - ввести понятия конечного бенефициара и выгодоприобретателя внешнеэкономических сделок. Такой термин, как "контролируемые иностранные организации", в конечном счете, позволит отслеживать фиктивные, не имеющие экономического смысла, операции с подставными фирмами. Абсолютно верно поставлена задача определения понятия "налогового резидентства организаций", которое уже давно существует в большинстве экономически развитых стран, в первую очередь, в США. Это позволит избежать ситуаций, когда источник дохода находится на территории России, а большая часть прибылей выводится за рубеж через фиктивные внешнеэкономические сделки: по купле-продаже товаров и услуг, экспорту, операциям с ценными бумагами и кредитами. За все это ведомство можно только похвалить.

Другое дело, что заниматься этим нужно было не в 2013 и не в 2014 гг., когда стало понятно, что денег в бюджете нет и не будет, промышленность находится в рецессии, а в стране наступает инвестиционный кризис. За последнюю четверть века российские чиновники помогли нашим олигархам, криминальным структурам, бюрократии вывезти за рубеж $2-2,5 трлн, как законным, так и незаконным образом, накапливая прибыли в офшорах. Теперь, когда все, что можно было украсть – украдено, чиновники решили немного побороться с выводом капитала. Причем, побороться так, чтобы никто из правящей офшорной аристократии не пострадал. Ведь судя по мерам, возвращать миллиарды, вывезенные через офшоры, никто не собирается.

Непонятно, как Минфин планирует бороться с незаконными схемами в нашей финансовой ситуации. В 1996 г. в России демонтировали валютное регулирование и валютный контроль, а в 2007 г. были окончательно сняты запреты на ввоз и вывоз капитала. В результате российская финансовая система и банковский сектор стали "проходным двором" для криминальных активов и международных финансовых спекулянтов . По официальным оценкам из страны ежегодно незаконно вывозится почти 2 трлн руб., российские макроэкономисты и ученые академии наук озвучивают цифру в 5-6 трлн руб. Это та самая дыра в нашей финансовой системе, через которую капитал выводится в налоговые гавани.

Беда системы нашего государства в том, что строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Практика правоприменения носит выборочный характер и все определяется наличием "крыш" и групп поддержки. Вероятно, наших крупных корпораций, госкомпаний и госбанков, а также олигархов старого розлива, которые приближены к кремлевским башням, поправки коснутся в последнюю очередь. Смущает уже то, что налоговая служба планирует сделать упор в борьбе с налоговыми гаванями не на крупном капитале, а на субъектах малого и среднего бизнеса. Неслучайно они инициируют снижение минимального предельного порога по обслуживанию внешнеэкономических сделок с 60 млн руб. до 0 руб. Значит, налоговая служба  концентрируется на отслеживании фирм-однодневок в сфере малого-среднего бизнеса. Хотя мы понимаем -  если кого и нужно проверять на предмет незаконных операций, так это крупный и сырьевой капитал. Поэтому вопрос в том, будет ли политическая воля и отмашка сверху к тому, чтобы наступить на карман российским олигархическим структурам, которые являются основным каналом вывода средств за рубеж. Многие из тех людей, кто руководит сегодня финансово-экономическим блоком правительства, еще в 1990 г. были поставлены на руководящие посты в Минфине, Минэкономразвития и Центробанке представителями все того же самого олигархического капитала. Сложно себе представить, что те люди, которые инициировали ваучерную приватизацию, криминальный распил государственного имущества, захват госсобственности и незаконное обогащение разных финансовых пирамид, сегодня очнутся и будут отстаивать интересы государства, общества, а не бандитстких структур.

Можно прогнозировать, что никакого возврата капитала в российскую экономику не произойдет, более того, можно ожидать, что мы увидим дальнейшее продолжение его исхода из России. Но уже очевидно, что Минфин прижали к стенке: ситуация с бюджетом ухудшается на глазах, собираемость налогов по регионам падает на 25-30%, а суммарные долги субъектов превысили 1,7 трлн руб. и стремительно продолжают расти. Ведомство понимает, что оптимизации экономического роста уже нет, экономика села на мель, а нефтегазовый "Титаник" постепенно тонет. Меры Минфина – попытка изыскать финансовые ресурсы, чтобы заткнуть дыры в бюджете.

Экономист Владислав Жуковский специально для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11