Латвия: правительство новое - политика старая?
Сможет ли "Центр согласия" взять власть в стране? - без сомнения, генеральная интрига начавшегося годаПод грохот украинского евромайдана в Латвии тихонько утвердили новое правительство (напомним, после трагедии в торговом центре, унесшей жизни более пятидесяти человек, премьер Валдис Домбровскис подал в отставку, которая была с пониманием принята). За новый кабинет, сформированный Лаймдотой Страуюме – в прежнем правительстве она занимала пост министра земледелия - в Сейме почти единодушно голосовала правящая коалиция (партия "Единство", партия реформ и национальное объединение) - 67 голосов, а вот самый популярный на сей момент "Центр согласия" (на последних муниципальных выборах объединение набрало больше всех голосов), где лидером является мэр Риги Нил Ушаков, остался за бортом и решительно выступил против нового состава, выразив при этом мнение, что от новой исполнительной власти вряд ли можно ожидать добрых перемен.
И не только потому, что большинство министров или остались на своих постах, или перебрались в соседние министерские кабинеты. Внешнеполитическое ведомство осталось, например, за Эдгаром Ринкевичем, Вячеслав Домбровский, единственный представитель нацменов, из министров образования передвинут в руководители министерства экономики. Есть и новые лица, и прежде всего это Байба Брока из национального объединения, известная своими жесткими антироссийскими заявлениями, ей поручено министерство юстиции. В некотором роде сенсацией стало отсутствие в кабинете бывшего министра обороны Артиса Пабрикса, отлично зарекомендовавшего себя в качестве суперястреба, с успехом проведшего последние небывалые по масштабам учения НАТО, в ходе которых рассматривались возможности интернирования "пятой колонны" - активистов национальных диаспор, выступающих против политики насильственной ассимиляции нацменьшинств. За эти военные маневры министр удостоился похвалы руководивших вооруженными забавами американских генералов. "Единство", ведущая партия коалиции, дважды предлагала его на пост премьера, и президенту Андрису Берзиньшу потребовалось немало стойкости, чтобы отбить атаку правых и предложить компромиссную фигуру. Сейчас на его месте главного защитника страны ничем пока не примечательный Раймонд Вейонис. Добрый, заметим, знак.
Революции за пару недель новый кабинет, понятно, не сделает (впрочем, оно вряд ли горит таким желанием) , но кое-что уже просматривается, а именно - сочетание взвешенного прагматизма и антироссийских выпадов. Ринкевич, например, в отличие от некоторых соседей, призывающих пригвоздить Россию к позорному столбу вместе с украинской властью за то, что Киев не сдается на милость бандеровских погромщиков и обманываемых ими не очень посвященных граждан "незалежной", в беседе с Кэтрин Эштон, курирующей внешнюю политику Евросоюза, призвал к мирному диалогу противоборствующих сторон и ни о каких санкциях и не заикнулся – впрочем, и ранее он не был замечен среди суперястребов, Эштон, что примечательно, не стала его убеждать в обратном.
А вот заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова о намерении открыть за рубежом русские школы вызвало практически единодушный отпор властей. Ина Друвиете, которая теперь руководит народным образованием, сразу отрезала: никаких русских школ в республике нет и не будет. И добавила: в 109 общеобразовательных заведениях преподавание ведется на русском и латышском языках, и этого пока достаточно. А о том, что будет в ближайшем будущем, четко высказалась Страуюме: согласно утвержденным планам, через пять лет единственным языком преподавания в государственных школах станет латышский.
Что это значит? А то, что политика языкового геноцида вступает в решающую фазу, что так называемые русские школы будут выпускать "ванек, не помнящих родства", полуобразованных маргиналов, способных разве что на черную неквалифицированную работу. Эта дискриминационная политика высекает искры у некоренного населения, которое уже давно борется за равенство языков в сфере образования, за язык Пушкина, а он является родным для доброй половины жителей, 300 тыс. из которых составляют неграждане. Добровольно отдавать родной язык нетитульные не собираются, многие настроены решительно. Один из лидеров "Русской зари" Евгений Осипов, уже пострадавший за свой активный протест, призывает неправительственные организации единым фронтом выступить в защиту основного права - оставаться теми, кем и родились. "Нужны референдум и масштабные акции сопротивления", - считает он.
Несколько снял остроту российский посол Александр Вешняков: никакой партизанщиной мы заниматься не будем, русские школы могут появиться только с разрешения и при содействии властей. И сослался на опыт Калининградской области, где проживает большая литовская диаспора в несколько десятков тысяч человек. По соглашению с Литвой в школах, прежде всего востока анклава, работают литовские учителя, дети изучают родной язык, историю малой родины, здесь действуют этнические художественные коллективы, школы по обе стороны границы интенсивно взаимодействуют, обмениваются делегациями... Опыт признан полезным, и его важно использовать при освоении зарубежной, в том числе и латвийской "целины".
В мае в Евросоюзе большое событие – выборы парламента, и в Латвии набирает ход предвыборная кампания. "Единство" уже определилась с кандидатами, в их числе бывший премьер Домбровскис и отставной оборонщик Пабрикс. Хотя и считается, что брюссельская ссылка почетна и отлично оплачивается, все же мечтающие о карьере в собственной стране не очень охотно бьются за кресло европарламентария – все же народ, он же электорат, забывает политика, да и тому, будучи за границей, непросто держаться в отечественном мейнстриме. Кстати, о Домбровскисе, его фамилия все чаще упоминается среди наследников председателя Еврокомиссии Мануэля Баррозу. В конце года предстоят перевыборы практически всего руководства Евросоюза, и лидер народников Европарламента Джозеф Даул считает бывшего латвийского премьера фаворитом на пост председателя Еврокомиссии (к слову: в числе других кандидатов бывший премьер Люксембурга Жан Клод Юнкер, еврокомиссар Мишель Барнье, премьер Финляндии Иирки Катайнен - а вот президент Литвы Даля Грибаускайте, по сути завалившая программу "Восточного партнерства", в списке не значится. А ведь еще несколько месяцев назад ей отдавал предпочтение едва ли не весь политикум Старого Света. И ничего удивительного в этом нет, ну кто захочет работать с деятелем, на котором стоит клеймо "неудачник"? Разве что такой же недотепа). Домбровскис, конечно, далеко не голубь, но в духовных друзьях скандального вояки Пабрикса не значился, так что для России, всего социума это может быть не самый худший вариант.
Борьба между извечными врагами - добром и злом - идет по всему фронту, проникая в макро и микросферы, и это не изящная метафора. Показательный факт средневекового мракобесия: национальное объединение (часто его членов называют просто нациками) затеяло процедуру изгнания ...нет, не бесов, а своей боевой подруги депутата Адажской краевой думы Андриа Кейшы из собственных рядов. Вина народного избранника единственно в том, что не только нарушила обет предавать анафеме везде и всегда все, что связано с идейными противниками из "Центра согласия", но и пошла с ними на - какой ужас! - сотрудничество. Такие скандалы, широко освещаемые масс- медиа, вряд ли добавляют популярности правящей коалиции, через восемь месяцев у которой серьезный экзамен - парламентские выборы. Сможет ли "Центр согласия" взять власть в стране? - без сомнения, генеральная интрига начавшегося года.