"Из процветающих республик СССР мы превратились в депрессивные задворки Европы"
"В правительстве Литвы сидят глупцы!" - это поистине эпохальное открытие сделал не какой-нибудь там представитель российских радикалов, а, что называется, друг и партнер по западному лагерю – министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс. Как и следовало ожидать, обвиняемая сторона решительно не согласилась с подобными откровениями и, вызвав эстонского посла на ковер в министерство, сделала ему серьезный выговор за брутальные заявления. Нам недосуг разбираться, насколько точны выводы собратьев по натовскому оружию и насколько подобная пикировка отражает уровень интеллекта конфликтующих сторон, будущее, как говорится, все расставит по местам, сегодня же важно обратить внимание на глубинные причины подобных конфликтов. И дело, думается, не только и даже не столько в формальном поводе - споре о Rail Baltika, точнее о том, пройдет ли эта железнодорожная линия европейского стандарта через Каунас или Вильнюс, а больше о деньгах, поскольку Евросоюз отпускает на "линию жизни" сотни миллионов евро и Эстония жаждет как можно быстрее получить к ним доступ, а Литва, по словам Партса, мечется из стороны в сторону, все не может решить, какой вариант предпочтительнее. Аналитики при этом намекают, что литовский "тормоз" тоже имеет материальную составляющую, поскольку европейская колея откроет прямую дорогу для экспорта трех "прибалтийских сестер" и Литва потеряет на недозагрузке Клайпедского морского порта (в минувшем году через него прошло 36 млн т, вместе с железной дорогой он дает без малого 10% валютной выручки) больше, чем получит от Rail Baltika.
Действительность в целом оптимизма не внушает: состоятельность стран Балтии во многом зависит от помощи Евросоюза, она колеблется от трети до четверти всего бюджета. Но и этого на всех не хватает, поскольку самые жирные куски достаются тем, кто при власти. Ходить с протянутой рукой по брюссельским кабинетам прибалтов заставляет жизнь, которую сладкой называют только ангажированные пропагандисты. Действительно, откуда же ей взяться, если промышленность практически вся уничтожена на корню. Кто в советские времена не мечтал о переносном радиоприемнике "Спидола", не восхищался мягкой ездой на микроавтобусе РАФ, не мчался в вагонах рижских электричек... После войны в Латвии возведено более 200 современных производств, сейчас практически остались единицы. Сегодня страна прощается еще с одним видом тяжелой промышленности – металлургией, поскольку возведенный именно 50 лет назад Liepajas metalurgs банкротировал, около 2 тыс. его работников - среди них такие редкие и ценные профессионалы как сталеплавильщики, прокатчики и прочие, получили уведомление об увольнении. Это настоящая трагедия для небольшого города с 80 тыс. населения, завод был последним из могикан крупной промышленности, вокруг него крутилась едва ли не вся экономическая жизнь местного района. Молодежь, понятно, постарается искать счастье за границей, поскольку кордоны открыты, а что делать металлургам в возрасте, у которых семьи, домашнее хозяйство? Влачить жалкое существование на нищенское пособие для безработных. Не лучше пришлось жителям литовского Висагинаса после закрытия Игналинской атомной электростанции, уникальные специалисты – ядерщики подались в дворники и вахтеры, но и тут огромный конкурс. Сменить должность оператора реактора на место при метле - это далеко для них не худший вариант, остальные отправились на биржу труда, но и она мало чем может помочь.
В советские времена в Прибалтике рекордными темпами развивалась – практически с нуля – промышленная добыча морепродуктов, промысловый флот на начало девяностых здесь насчитывал многие сотни современных океанских траулеров и плавбаз, которые способствовали тому, что великая страна была завалена дарами моря. С независимостью все это сокровище, стоившее миллиарды долларов, за несколько лет исчезло неизвестно куда, в Литве, например, от огромного флота в 400 с лишним судов не имеется.. ни одного. Похожие истории в Таллине, Риге, Лиепае и других центрах рыбодобычи: десятки тысяч рыбаков, брошенные на произвол судьбы, остались без средств существования, многие из них пополнили ряды бомжей.
Впрочем, и у работающих мало хорошего. "Прелести" капиталистического способа производства показала трагедия с торговым центром в Риге, унесшая более 50 человек. Кассиры – продавцы (кстати, это самая массовая профессия, их в республике почти 50 тыс.) вынуждены работать в памперсах, так как перерывы строго по графику, причем переработка приветствуется, но не оплачивается, их не отпускали с рабочих мест до тех пор, пока на них не стали падать горящие обломки перекрытий, и в первую очередь они обязаны были спасать выручку и товары, а уж только потом позаботиться о покупателях. Может, за такой героический труд им хорошо платят? Да ничего подобного, тариф у продавцов – менее 2 евро в час. Такие же деньги у сельхозрабочего, уборщика, помощника повара. Для сравнения: часовая оплата зубного врача, менеджера банка, сисадмина в пятнадцать раз выше, только жаль, что по своей численности они в десятки раз уступают тем же кассирам и уборщикам. Еще одна красноречивая цифра, проливающая свет на прелести западного рая: за девять месяцев минувшего года долги латвийцев за отопление выросли повсеместно и превысили более 60 млн долларов. В свете этих данных становится понятным утверждение Евростата, что качество жизни даже работающих граждан объединенной Европы (ими, к слову, являются все граждане стран – членов Евросоюза) постоянно снижается. Что называется, доигрался член на скрипке...
Недавно в Литве за помощью к республиканским властям обратились жители северо-восточных районов: волки не дают житья, режут скот, обнаглели до того, что заходят в городские усадьбы и убивают домашних собак. Да, города обезлюдели, все больше домов стоят заколоченными – хозяева пашут за границей, а дома земли зарастают сорняками – квоты Евросоюза не дают возможности возделывать добрую часть посевного клина, сокращается поголовье крупного рогатого скота, нехватка исходного продукта вынуждает молокопереработчиков закупать за границей дешевый сухой порошок и гнать невкусную сметану, сыры, творог в Россию, отчего и случилась молочная война между сторонами. Убытки литовского партнера исчисляются десятками миллионов долларов, и это непременно скажется на общем уровне благосостояния рядовых граждан, у людей элементарно похудеет кошелек.
Хлеба и зрелищ – в Древнем Риме считали, что этого достаточно для мира в империи. Это немудреное правило остается в силе и теперь, полагают государственные мужи стран Балтии. Если жизнь усложняется - надо дать больше зрелищ, переключить внимание на другие проблемы. В Латвии, например, сейчас самая горячая тема: правящая коалиция националов поставила на обсуждение проект закона о судебном преследовании за отрицание "советской оккупации" - не менее трех лет тюрьмы. Почему именно сейчас? Все просто: после введения евро цены на все – на товары, услуги, кредиты - выросли и не собираются останавливаться, народ волнуется, организует митинги протеста, антироссийская карта, по замыслу инициаторов, направит гнев народа по иному руслу. Этим приемом охотно пользуются и в других постсоветских странах (глава оборонного ведомства Эстонии Урмас Рейнсалу призвал США разместить войска в своей стране, и даже Кристина Оюланд, известная своими антироссийскими заявлениями евродепутат, окрестила эти призывы глупыми и недальновидными - горячая тема обсуждалась масс-медиа в течение недели), он не нов, обкатан и продуман в деталях еще в античные времена. И все же полностью заместить хлеб зрелищем дерущихся между собой панов не удается, Прибалтика за последние четверть века потеряла, по оценке независимых экспертов, около полутора миллионов из семи миллионов своего населения. Все это и послужило основанием для горького вывода, который изложила на международной конференции по социальной политике в Вильнюсе преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Айне Рамонайте: "Разочарование, уничижение наших граждан связаны с тем, что из благоденствующих республик Советского Союза мы превратились в захудалые задворки Европы". Справедливо, слов нет. Можно добавить: чьи гордые потомки Витаутаса Великого чистят горшки у совсем не гордых англичан, немцев и прочих шведов.