У Медведева обвал в промышленности и кризис региональных бюджетов. Помогают только оборонзаказ и масштабные стройки
Владислав Жуковский о первых экономических итогах 2014г.Масштабы затухания промышленности беспрецедентны – темпы роста промышленного производства упали с 8,5% в январе 2010г. до 6,2% в январе 2011г. и 3,6% в первом месяце 2012г. И если спад производства в январе 2013г. ещё хоть как-то, пускай и с большой натяжкой, можно было объяснить заметным ростом производства в начале 2012г., то сжатие производственной активности в январе 2014г. не получается списать ни на какие внешние факторы – это закономерный результат проводимой политики "кудриномики", вступления в ВТО и удушения экономики высокими процентными ставками, завышенным обменным курсом рубля, фискальным фетишизмом и коррупционными поборами.
Росстат отчитался не просто о затухании промышленного производства, а о спаде производства на 0,2% в январе текущего года. И это притом, что в январе прошлого года в экономике также фиксировался спад выпуска – тогда промышленное производство сжалось на 0,4%.
Ни о каком статистическом эффекте высокой базы не может быть и речи – российской промышленности не помогают не только стабильно высокие цены на нефть и захлёбывающийся от притока нефтедолларов бюджет, но даже удручающе низкая база предыдущего года.
Весьма показательно, что в депрессивном и даже откровенно кризисном состоянии пребывают две из трёх отраслей промышленности – обрабатывающая промышленность демонстрирует нулевую стагнацию. Более менее стабильная ситуация в низкопередельной добывающей промышленности, которая продолжает удерживаться на плаву в силу весьма благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых товарно-сырьевых биржах и продолжающейся работы печатных станков в США, ЕС, Японии, Великобритании и Китае – производство в добыче сырья выросло на 0,9% после роста на 0,2% годом ранее. Однако даже этот показатель заметно хуже 1,8 и 2% в 2012 и 2011гг. соответственно.
Основной вклад в обвальное снижение производства внесли так называемые естественные монополии – производство и распределение электроэнергии, газа, тепла и воды упало на 3,9% в первом месяце 2014г. Притом что в январе 2013г. динамика производства была не столь внушительна, чтобы спровоцировать коррекционное снижение сегодня – рост на 0,8%. Принимая во внимание то факт, что спрос на услуги естественных монополий является опережающим макроэкономическим индикатором, отражающим ситуацию в реальном секторе экономики, его спад наглядно свидетельствует о кризисном состоянии реального сектора.
Однако наибольшие опасения вызывает спад производства в целом ряде высокотехнологичных несырьевых отраслей обрабатывающей промышленности, которые должны стать фундаментом для форсированного развития научно-технического и инновационного потенциала, преодоления технической отсталости и внедрения передовых трудо- и ресурсосберегающих технологий.
Так, производство экскаваторов упало на 29,8%, кузнечнопрессовых машин – на 62,1%, электродвигателей – на 62,7%, силосоуборочных комбайнов – на 62,5%, лифтов – на 21,8%, шариковых и роликовых подшипников – на 36,2%, воздушных и вакуумных насосов – на 39,7%, газовых турбин – на 85,5%, микросхем – на 49%, генераторов переменного тока – на 87,5%, автомобилей – на 26,2%, троллейбусов – на 75,9%, грузовых автомобилей – на 85,1%, кузовов для автомобильного транспорта – на 45%, электровозов – на 10%, грузовых магистральных вагонов – на 24,6%, магистральных электровозов – на 10%.
Это не говоря о сокращении производства мясной продукции на 18,1%, мяса птицы – на 8,9%, мясных консервов – на 40,8%, пшеничной и ржано-пшеничной муки – на 23%, гречневой крупы – на 32%, подсолнечного масла – на 18,4%, консервированных овощей и грибов - на 41,7%, соков – на 28,9%. Мало того, что в России продолжает обостряться проблема деиндустриализации и дезинтеграции экономики, так ещё параллельно полным ходом идёт процесс усугубления зависимости экономики от импортных товаров первой необходимости и, прежде всего, продуктов питания, что наносит дополнительный удар по продовольственной безопасности и суверенитету страны. Надо ли говорить, что это – прямое следствие втягивания России в ВТО.
Столь драматичного обвала в производстве наукоёмкой продукции в России не наблюдалось аж с зимы кризисного 2008-2009гг. Неудивительно, что Россия вошла в состояние хронического инвестиционного кризиса в ситуации перманентно высоких цен на сырьё – спад инвестиций на 0,3% в 2013г. перерос в откровенный обвал капитальных вложений аж на 7% в первом месяце 2014г.!
В ситуации, когда свыше 55% всех суммарных капитальных вложений осуществляют государственные и квзигосударственные корпорации, это не вызывает изумления – по мере окончания реализации крупномасштабных "олимпийских строек" происходит обвал инвестиций. С другой стороны, это еще раз подтверждает тезис о необходимости усиления роли государства в экономике и начала новых инфраструктурных проектов, но под более жестким контролем.
Наряду с откровенно удручающими цифрами по промышленному производству были опубликованы и другие весьма важные макроэкономические показатели. Так, по итогам одного лишь первого месяца 2014г. из России частным сектором было вывезено свыше 17 млрд долларов – половина от запланированного Правительством на весь 2014г. объёма. Такими темпами к концу года из России утечёт не менее 75-80 млрд долларов. Наряду с этим только за период с начала года российский рубль упал в цене на 2,5-3 рубля по отношению к американскому доллару и евро – по отношению к доллару обновлён пятилетний минимум, а по отношению к евро абсолютный исторический минимум (порядка 48,8 руб. за "европейца").
Однако обвальное падение курса рубля, на котором в спешном порядке обогащаются сырьевые олигархи, внутренние и международные финансовые спекулянты, а также осведомлённые о реальном положении дел в России коррумпированные чиновники, не помешало Центробанку России потратить свыше 10,2 млрд долларов за неполные полтора месяца на спасение рубля. В целом же, международные валютные резервы России сжались на 20 млрд долларов – с 510 млрд в начале января 2014г. до 490 млрд в середине февраля.
Также из-под контроля выходит инфляция – несмотря на неутихающие обещания властей навести порядок с тарифами монополий и регулируемых отраслей, формально замороженные на уровне прошлогодней инфляции тарифы умудряются отмороженно расти на 9-14%!
Обвал производственной активности в первый месяц 2014г., сопровождаемый раскручиванием маховика инфляции, инвестиционным кризисом, масштабным бегством капитала и девальвацией, поставит крест и на подписанном президентом бюджете, и на майских указах, и даже на социальной стабильности. При этом наиболее сильный удар будет нанесён не столько по федеральному центру, сколько по регионам, которые сидят на голодном пайке и подачках из федерального центра, не имеют доступа к притоку нефтедолларов, погрязли в долгах, и по которым разрастание рецессии ударит больнее всего.
Напомним, что по итогам 2013г. размер бюджетных дефицитов регионов подскочил аж в 2,3 раза (до 640 млрд руб.), размер долговой нагрузки вырос на треть (до 1,49 трлн руб.), а расходы на их обслуживание увеличились на 23%. Неудивительно, что на фоне затухания российской экономики без малого на 12% упали сборы налога на прибыль, который обеспечивает до трети всех поступлений в региональные бюджеты.
Весьма показательно, что совокупные доходы консолидированных бюджетов регионов в 2013г. в абсолютном измерении выросли всего на 1,7% по сравнению с предыдущим годом. Это означает, что в реальном выражении, т.е. с учетом официальной и весьма хорошо "причёсанной" инфляции в 6,5%, стали меньше практически на 5%. Расходы региональных бюджетов в номинальном выражении выросли на 6%, т.е. в реальном выражении сжались не менее, чем на 0,5%.
Кроме того, у 28 регионов доходы упали даже в номинальном выражении без учёта темпов роста цен: в Тюменской области (без округов) - на 28%, в Новгородской области - на 19%, в Чечне - на 16%. Суммарный дефицит региональных бюджетов в 2013г. вырос по сравнению с предыдущим годом до 640 млрд руб. – т.е. с 3,5% до 7,8% доходов субъектов федерации.
При всём при этом, в 2013г. лишь 6 регионам удалось полностью покрыть свои расходы за счет собственных внутренних источников. Суммарный профицит этих регионов, удержавшихся в зоне самофинансирования, составил не более 27 млрд руб., тогда как остальные 77 субъектов федерации не досчитались мистических 666 млрд руб. Пугает сама динамика снижения численности регионов-доноров – в 2012г. таковых было 16, а их доходы превышали расходы на 76 млрд руб. Тогда как дефицитных субъектов было 67 с суммарным дефицитом в размере 355 млрд руб.
Пока Правительство продолжает пространно рассуждать на тему того, вошла российская экономика в состояние рецессии, стагфляции или просто-напросто имеет место временное затухание экономического роста перед финальным скачком в обещанное светлое постиндустриальное будущее экономики знаний (с утечкой лучших умов и разрушенной наукоёмкой промышленностью), на глазах обостряются кризисные тенденции, в том числе в регионах, что вкупе с замораживанием зарплат бюджетников и военнослужащих, затеянным Минфином "бюджетным секвестром", разрастанием спада в промышленности и снижением уровня жизни подавляющей части населения страны будет провоцировать всплеск социальной напряжённости и недовольства. Выходом из ситуации может стать смена некомпетентных чиновников Правительства, выход из ВТО, усиление роли государства в экономике и направление бюджетных средств на инфраструктурные проекты. Пример с выделением средств на модернизацию армии показал, что гособоронзаказ стал локомотивом экономики и во многом позволил избежать еще большего спада.