Владислав Жуковский: И без экономических санкций у России будет огромное количество проблем, порожденных политикой кудринизма
Отток капитала из российской экономики стремительно растет с каждым месяцем. Да так, что уже сам Минфин опасается, как бы мы не побили рекорд 2008 года, когда из России "утекло" $129,9 миллиардов. Впрочем, в этом году, по оценкам экспертов, страна потеряет порядка 30-35 миллиардов долларов. По мнению независимого аналитика Владислава Жуковского, в реальности отток капитала составит от 100 до 120 миллиардов долларов. В интервью Накануне.RU он также рассказал, как США смогут обеспечить Европу газом и какая историческая реальность в экономике ждет россиян в ближайшее время.
Вопрос: США заявили о том, что они готовы обеспечить Европу газом. Наш Ваш взгляд, насколько это реально?
Владислав Жуковский: Теоретически США действительно имеют возможность в 2015-2016 году начать поставки сжиженного сланцевого газа со своих восточных портов, находящихся на полуострове Майями, на территорию Европейского союза. Уже сегодня практически треть добычи газа на территории США – сланцевый газ. Это та самая сланцевая революция в технологии добычи и переработки газа. Поэтому в 2015 году будут спущены крупнейшие газовые верфи в Южной Корее, в этом же году произойдут перепрофилирование и переориентация мощностей транспортно-логистических портов с импорта на экспорт энергоносителей, и в 2016 году могут начаться первые поставки газа.
Но другое дело, что заместить весь газ, которым сегодня обеспечивает Европу Россия, американцы не смогут ни в 2015, ни в 2016, ни в 2020 годах. Сегодня Европа действительно потребляет 32% суммарного газа, который она закупает, прежде всего у России, и порядка 28% составляет зависимость по нефти. Поэтому быстро переориентироваться они точно не смогут.
Им могут помочь сейчас североафриканские энергоносители, может быть какая-то поддержка с Ирана, из юго-восточной Азии. Но в любом случае говорить о том, что переориентация пройдет быстро, просто нельзя. Другое дело, что американские корпорации, те же ExxonMobil и Chevron, будут первыми, кому выгодно ухудшение отношений между Россией и ЕС. Они уже открыто заявили устами Барака Обамы, своего лоббиста, что американские нефтегазовые компании действительно делают основную ставку именно на замещение российского газа на рынке Европейского союза. Но это перспектива долгосрочная, а отопительный сезон в Европе будет уже через полгода, поэтому они будут волей-неволей вынуждены покупать российский газ по 430-450 долларов за тысячу кубометров. В принципе, эта цена сегодня даже несколько выше, чем спотовая цена в Европе, потому что сегодня европейские страны могу покупать на спотовом рынке, где определяется цена на газ в текущий момент, по цене примерно в 330-350 долларов из тех же стран ОПЕК, но другое дело, что мощности там пока слабые.
Вопрос: А как это может отразиться на России?
Владислав Жуковский: С Россией произойдет замечательная вещь. Если сегодня мы вообще перестали расти при высоких ценах на нефть и, по большому счету, высоких продаж газа и энергосырья в Европу, то если предположить, что Россия потеряет 30-35 млрд долларов от продажи нашего сырья, то будут удары и по нашей бюджетной системе, и по платежному балансу, и по экономике. В таком случае те колоссальные газотранспортные мощности "Газпрома", которые сегодня есть, станут просто нерентабельными и хронически убыточными. Потому что на их окупаемость необходимо как минимум 13-15 лет, их с такой окупаемостью и возводили. Это ляжет колоссальным бременем на "Газпром", он, в свою очередь, попробует перекинуть все на "Транснефть", между ними будет идти борьба. Но в итоге это все ляжет на плече рядовых россиян, налогоплательщиков. И если эти трубы будут опустошены, особенно "Северный поток", и ветка первого "Южного потока", то это будут колоссальные убытки для, в первую очередь, российских корпораций.
Для российской экономики это будет удар, но еще больший удар для России то, что мы вообще перестали реагировать на дорогую нефть. Нам уже не помогает нефть дороже $107 за баррель. А масштабы перекосов, дисбаланса, упадка промышленности на сегодня таковы, что если нефть не растет по экспоненте в год на $15, то мы не развиваемся. То есть мы сегодня находимся в состоянии такой коматозно-депрессивной, предкризисной ситуации, когда формально экономика на плаву, но реальной сектор экономики в минусе и фиксируется обвал производства.
Если говорить про инвестиции, то у нас сейчас сильнейший инвестиционный кризис с 2009 года, сегодня по первым двум месяцам текущего года уже фиксируется спад на 5% инвестиций. У нас в первые с 2009 года упали доходы населения почти на 0,3%. Уже сейчас мы видим, что у нас разваливается бюджетная система, так, в прошлом году дефициты региональных бюджетов выросли более чем в 10 раз и достигают отметки в 650 млдр рублей. Не будет профицита в федеральном бюджете.
Так что, и без американских санкций проблем огромное количество, и обусловлены они именно той макроэкономической, валютно-финансовой и социальной политикой, которая проводилась государством последние 10-15 лет. Это политика кудринизма, взятия денег из экономики, политика дорогих кредитов, высоких процентных ставок, высокого курса рубля, который привлекал иностранный капитал и разрушал остатки нашей наукоемкой промышленности. К тому же мы в прошлом году вошли в состояние хорошей рецессии, был реальный экономический спад.
Вопрос: По Вашим прогнозам, сколько в этом году составит отток инвестиций?
Владислав Жуковский: По капиталу у нас ситуация критическая. Финансовая система дырявая, дыры колоссальные, и никто их не латает. Более того, в Центробанке, в Минфине и в Минэкономики все дружно, как сговорившись, заявили о том, что они не будут ни в коем случае вводить меры валютного регулирования, соответственно, никакого ужесточения законодательства в области движения капитала не произойдет, и мы понимаем, что в ситуации, когда российская экономика затухает, когда масштабы теневого сектора растут, когда точки экономического роста просто подавлены, речь уже будет идти ни о десятках миллиардов долларов. В этом году мы вполне можем достичь отметки уже в 100-120 млрд долларов по оттоку капитала. То есть у нас за первые два месяца текущего года из страны утекло $32 млрд, а если посчитать с учетом валютных интервенций Центробанка России, то реально из страны утекло уже порядка $60 млрд, такими темпами к концу года мы можем потерять порядка $150 млрд. Причем капитал утекает ни только законным образом, но и незаконным, с нарушением налогового законодательства. К примеру, в прошлом году таким образом из России утекло около $50 млрд, это почти 1 трлн 700 млрд рублей, в этом году стоит ожидать не меньше 60-65 млрд долларов, и это только то, что официально посчитает Центробанк.
То есть это пробоина в нашей финансовой системе, которая существует из-за того, что в правительстве как никогда сильны преклонения перед лженаучными догмами вульгарного либерализма о том, что капитал нельзя сдерживать, ему надо дать полную свободу, и он будет делать то, что считает нужным. Но, как показывает практика, в российской экономике самый рентабельный вид бизнеса – госслужба. Это стало самым окупаемым инвестиционным проектом в российской экономике, и так как отбивается капитал на службе в правительстве и в Госдуме, он вообще мало где отбивается. К тому же растет только финансовый сектор, оптово-розничная торговля тоже растет, на остатках потребительского кредитования, конечно. Хотя, должен отметить, что в этом году в кредитовании будет спад из-за падения уровня жизни россиян, в связи с чем очень сильно просядет экономика. Этот спад наложится и на инвестиционный кризис, на бегство капитала, на ухудшение платежного и торгового баланса. То есть деньги будут вымываться, причем в огромном количестве. И если последние 14 лет мы жили в условиях профицита, когда в Россию притекала иностранная валюта, то в этом году мы впервые войдем в новую историческую реальность, когда из России денег вытекает больше, чем в нее поступает по все остальным каналам. То есть тот объем продаж нефте-минерального сырья и продуктов с низким переделом, который обеспечивает нам выручку примерно в $550 млрд в год, уже не покроет те убытки и те дыры в балансе, которые есть у России из-за участия в неэквивалентном внешнеэкономическом обмене.
Вытекать деньги будут и в сфере услуг, и по торговле товарами, и по оплате работы иностранным гражданам, и по туристическим услугам, не говоря уже о вывозе капитала. То есть в целом ситуация будет ухудшаться, причем на глазах.