Русскоязычные Латвии: жертвы интриг элиты
Не ждали – не гадали, но в Латвии случилось неожиданное: на выборах в Европарламент, состоявшихся 25 мая, "Центр согласия" потерпел сокрушительное поражение, вместо четырех ожидаемых мандатов получив всего один из восьми. Невеселой выглядит и статистика: за ведущую (именно таковой она считалась до сего времени) политическую силу голоса отдали менее 60 тыс. человек - и это примерно каждый пятый из диаспоры и более чем в три раза меньше, чем главные конкуренты из партии "Согласие". Европарламентариями от лидеров стали такие известные политики, как экс-премьер Валдис Домбровскис и бывший при нем министром обороны "ястреб" Артис Пабрикс. Разумеется, победители на полную катушку использовали административный ресурс, ведь они сейчас не только возглавляют правительство, но и рулят правящей коалицией, и неудивительно, что их поддерживают, в том числе и финансами, богатеи, прежде всего титульные. Не может центристам скрасить горечь поражения и то, что за порогом избирательных участков, как и прежде, остались без малого 300 тыс. "негров" - неграждан, лишенных основных гражданских прав, потенциальных сторонников симпатизирующих России партий. И прежде всего потому, что на последних муниципальных выборах около двух лет назад "центристы", ведомые хорошо известным мэром Риги Нилом Ушаковым, набрали больше всего голосов. Подробности – в материале Накануне.RU.
Итак, что же произошло и почему? Списывать все на админресурс, думается, было бы несправедливо. Причины глубже, их много, детальный анализ впереди, сейчас же о тех, что видны, что называется, невооруженным глазом. Думается, неприятие электората вызвала решительная смена курса, было заявлено: тема русских - гражданство, язык, ассимиляция – не столь важны, главное - социальный аспект. Какой "негр", пораженный в правах почти по восьмидесяти пунктам, согласится с тем, что это вопрос второстепенной важности? "Центр согласия" - это альянс близких по духу течений, сила его заключается в дружных и, несмотря на имеющиеся непринципиальные разногласия, согласованных действиях, когда практически на всех выборах они выступали единым формированием. А теперь тут дали волю эмоциям (а также, как можно догадываться, и амбициям), и отдельные члены объединения решили действовать самостоятельно, в частности, социалист Альфред Рубикс, пользующийся славой неформального возмутителя спокойствия, европарламентарий, в результате лишился мандата и теперь считает, что самостоятельное плавание было ошибкой. Но не для всех: Татьяна Жданок, один из принципиальных лидеров Русского союза, заслужила доверие электората и продолжит отстаивать в Брюсселе интересы неграждан и подвергающихся насильственной ассимиляции русскоязычных. Впрочем, один из организаторов "Центра" Эдгар Ринкевич также считает, что эксперимент с распылением сил не удался. Хотелось бы надеяться, что правление сделает правильные выводы из неудачной практики, ведь речь идет по большому счету о судьбе сотен тысяч в прошлом российских соотечественников, видящих в центристах главную опору и защиту.
Евровыборы соперничают по популярности с украинским кризисом и его последствиями для лежащей на перекрестке стратегических дорог небольшой постсоветской республики. Удивительного в том, что местный политикум, близкие к власти масс-медиа пользуются крошками с пропагандистского стола вашингтонских и брюссельских патронов, мало: "страшный восточный медведь", "агрессор", "санкции " и прочее из этого же разряда, свежий, объективный взгляд тут не приветствуется, а если и что- то прорывается, то тонет в потоках антироссийской грязи. Более того, медийному сообществу постоянно подбрасываются темы, которые иначе как провокационными назвать трудно. Вот новоизбранный евродепутат от правящих Роберт Зиле вызвал бурную дискуссию утверждением, что НАТО в случае агрессии не сможет защитить несчастных латвийцев. И это даже несмотря на роту американских десантников, на натовскую эскадру, постоянно дежурившую возле восточного побережья Балтики, на твердые уверения руководителей агрессивного блока, что разработанные планы гарантированной защиты планомерно реализуются. По мнению Зиле, этих мер недостаточно, поскольку на той стороне подавляющее превосходство сил. Что из этого следует? Затягивание удавки санкций на шее агрессора, увеличение военного бюджета, и случайным (?) образом именно к этому призвала и премьер кабинета Лаймдота Страуюма. Разве это не наводит на мысль, что эта и другие подобные акции срежиссированны как по времени, так и месту, а режиссер, скорее всего, сидит за морями – океанами. Так же не случайно именно туда, в Вашингтон отправился президент Андрис Берзиньш, за, надо полагать, инструкциями, новыми сценариями.
А тем временем идет накат на все, что как-то связано с великим восточным соседом. Сейчас в поле зрения полиции безопасности (некий аналог гитлеровского абвера) оказался "Прибалтийский казачий круг", главная вина которого - связь с "Союзом казаков России и зарубежья". В СМИ местных казаков числят не иначе как "пятую колонну", агентами Москвы, находящимися у нее на довольствии. Глава правления Георгс Куклис-Рошманис уже устал объяснять, что никакого финансирования, как и приказов, из белокаменной они не получают, а вот деньги бы очень пригодились для реализации культурной программы, ведь латвийское общество почти не знает о местном казачьем движении, его традициях, славных сынах, сложивших головы за отечество.
Впрочем, под раздачу попадают и титульные неформалы, среди которых выделяется мэр Вентспилса Айвар Лембергс, это он выступил против размещения американских командос в стране, поддерживает Россию в украинском кризисе. Сейчас в Сейме готовятся поправки в Уголовный кодекс, которые, по мнению оппозиции, смогут усложнить жизнь политика, против него уже возбуждали уголовные дела. Расчет идет на дискредитацию видного оппозиционера, пользующегося популярностью не только в своем округе и не скрывающего своих амбиций, в том числе и на высокие должности в руководстве.
Единственным представителем центристов в Европарламенте будет известный тележурналист местного происхождения Андрей Мамыкин. В интервью местным коллегам он , похоже, с вызовом и с гордостью подчеркнул: в Москве его считают фашистом. Ну, для начала, полагаю, про хорошего человека так не скажут, и решение Нила Ушакова выставить первым номером такую как минимум спорную фигуру не кажется дальновидным, бесспорно, это тоже сказалось на популярности его команды. В том самом первом интервью по поводу утверждения новоиспеченный евродепутат открыл свое истинное лицо: местных русских он считает на голову выше – культурнее, образованнее, воспитаннее - тех же москвичей и прочих уроженцев России, "не стал бы плевать в легионеров СС", ежегодно марширующих по улицам и площадям латвийской столицы, он хорошо знает их трудную жизнь и не одобряет радикалов, выступающих за придание русскому языку статуса государственного. Не думаю, что это понравится его этническим соплеменникам, ведущим решительную борьбу за свои права, за достойную долю в стране, которой отдали многие годы жизни, которую строили и украшали, где растут их дети и внуки. Политик должен задумываться об этих коренных вопросах жизнеустройства, четко определиться, на какой стороне баррикад он собирается и далее выступать, теперь уже в новом качестве. А примером тут могла бы быть его коллега по европарламенту - упомянутая уже Татьяна Жданок, её хорошо знают в Брюсселе, а также в Москве как бескомпромиссную защитницу интересов своих обездоленных соотечественников. Остается надеяться, что журналист, начинающий политическую карьеру, все-таки разберется – с помощью старших товарищей – в своих приоритетах и оправдает доверие избирателей.
Разговор о доверии электората тем более уместен, что через четыре месяца состоятся выборы в Сейм. После победы на местных выборах, в том числе триумфа в столице, центристы поставили задачу взять власть в стране. Однако аналитики считают, что с новой стратегией и тактикой, с переменами курса, с лидерами типа Мамыкина они вряд ли добьются поставленной цели.