Выводы от встречи в Минске: Европа "разувает глаза", но Таможенный союз не выступает единым блоком
Встреча глав стран ТС, Украины и представителей ЕС в Минске не дала лидерам желаемых результатов, однако наметился прогресс – президент РФ Владимир Путин впервые провел встречу с Петром Порошенко, к тому же РФ, ЕС и Украина договорились вновь обсудить ситуацию с поставками газа. Опрошенные Накануне.RU эксперты считают, что ключевым игроком встречи в Минске был Путин, Порошенко "оказался только поводом".
"Серьезных результатов от переговоров мы не видим, но сам факт, что встреча президента России и Украина прошла – большой результат, сделан шаг в направлении какого-то компромисса", - сказала исполнительный директор Политического центра "Север-Юг" Юлия Якушева.
Она также отметила разлад в позициях относительно украинского вопроса среди стран ТС, который отчетливо был виден во время встречи в Минске.
"Формат предполагал, что страны ТС должны выступить единым блоком или хотя бы иметь солидарную позицию, но президент Казахстана Назрабаев на встрече с Порошенко, вопреки позиции России, заявил о том, что Казахстан ничего не теряет от ассоциации Украины и ЕС", - напомнила Якушева.
В то же время лидеры стран ТС выступили за то, что конфликт на Украине имеет исключительно внутренний характер, отметила эксперт.
"Минск стал показателем того, что и Назарбаев, и Лукашенко пытаются сохранить формат своей политики, которую они вели и раньше, то есть лавирование между Россией и Западом", - пояснила Якушева.
В свою очередь, директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин подчеркнул, что не надо забывать о том, что главным субъектом переговоров в Минске был отнюдь не Порошенко.
"Порошенко в данном случае формальная фигура. Это было мероприятие, где ключевым игроком был Путин, без России этот формат бы не состоялся, поэтому это были переговоры между Россией, ТС и Европой, Порошенко – лишь повод", - сказал Лепехин.
Он также добавил, что из-за российских ответных санкций Европейский союз изменил свою позицию относительно РФ.
"Та же Эштон весной была в позиции, которая унижала Россию, сейчас же она была в совершенно другой роли, она пытается переметнуться из партии войны в партию мира", - отметил Лепехин.
"Но главное, это то, что во время встречи Путин имел возможность сказать Порошенко все, что хотел ему сказать", - добавил эксперт.
И, скорее всего, для Петра Порошенко это общение было полезным, высказал свою позицию замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин.
"Насколько я понимаю, ему (Петру Порошенко – прим. Накануне.RU) однозначно было заявлено, что мир он может найти только в случае признания характера конфликта внутриукраинским и если пойдет на переговоры с теми, кто ему очень не нравится – ополченцами", - сказал Жарихин.
Однако, по мнению эксперта, на это Порошенко пока еще не готов.
"К сожалению, Киев не навоевался, поэтому близкого урегулирования силового конфликта не приходится ждать", - считает Жарихин.
Впрочем, выбор придется сделать не только Порошенко, отметил эксперт, но и главам Белоруссии и Казахстана, также принявшим участие во встрече.
"Жизнь показала, что перед всеми стоит достаточно серьезный выбор, и не только перед Киевом, ЕС и Россией, политический выбор неминуемо придется сделать и, казалось бы, далекому Казахстану, и играющей в нейтралитет Белоруссии", - считает Жарихин.
"Вообще, у меня вызывает сильное сомнение целесообразность проведения встреч с участием ЕС, но без участия США", - признался эксперт.
"Это выглядит как очередное публичное унижение Евросоюза, когда принимаются какие-то решения и потом ничего не выполняется, унижение и России, так как в итоге все заканчивается ничем, под козырек все берут США", - добавил он.
В бессмысленности встреч без Америки уверен и Владимир Лепехин, он отметил, что разговор должен быть "на двоих".
"Переговоры должны быть, но разговор "на троих" невозможен, только "на двоих" – с американцами на уровне стрелок, а с Европой, которая преследует свои национальные интересы, на нормальном дипломатическом уровне", - сказал Лепехин.
По его мнению, особого смысла не было и во встрече между Владимиром Путиным и Петром Порошенко.
"Встреча Порошенко и Путина особого значения не имела, так как у них разные позиции по всем важным вопросам, какие-то договоренности между ними невозможны", - сказал Лепехин.
Он отметил, что для Порошенко важно решение политических вопросов, прежде всего изолирование границы, Россия же в этом не заинтересована из-за поставок гумпомощи.
"Весь смак мероприятия в последующей работе, если, конечно, после этих переговоров украинская сторона начнет осмысленный процесс решения газовой проблемы", - считает Лепехин.
Впрочем, и прогресса по газовому вопросу ждать не приходится, отмечает директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов.
"То, что встреча состоялась, это уже позитив, это импульс. Но позиция по газу президента может значительно отличаться от позиции премьер-министра. А после того, как Украина стала парламентско-президентской страной, у премьер-министра полномочия в экономической сфере стали несколько мощней, чем у президента. Поэтому то, как будут проходить переговоры по газу в сентябре, в большой степени зависит от позиции премьер-министра, который уже заявлял, что готов перекрыть трубу", - сказал Денисов.
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает главным результатом переговоров в Минске то, что не состоялся "Минско-Хасавюртовский мир".
"Это позитивная новость, поскольку свидетельствует, что Кремль ясно понимает - реальный прочный мир в сложившейся ситуации может быть только в двух случаях, либо в случае полной смены режима в Киеве, либо через смену режима в Москве. Никаких других возможностей достичь прочного мира на долгие годы нет", - подчеркнул Крупнов.