"Призрак национализма" бредет по Европе
Вряд ли найдутся желающие утверждать, что у власти Латвии ума палата. Почему? Ну какой умник будет наступать на грабли, встреча с которыми уже причинила серьезные неприятности? Вот пример. Высшее начальство пожелало перевести русские школы для начала в Риге на титульный язык преподавания, то есть по сути поставить родную речь тысяч их воспитанников вне закона. И это в стране, где 45% жителей считают себя русскоязычными, львиное большинство из них – этнически связаны с великой державой на востоке. Понятен шквал ярости, гнева, обрушившийся на инициаторов реформы, он докатился до соответствующих комитетов ООН, и там настоятельно посоветовали национал-патриотам (грань между ними настолько зыбкая, что порой патриота трудно отличить от национала и даже националиста) не будить зверя, умерить пыл, поскольку их намерение очень попахивает дискриминацией. Архитекторам моноэтнической школы хватило ума прислушаться, отложить репрессии, но только в недолгий ящик, до удобного момента. И он, похоже, настал. Обзор событий в Латвии - в материале Накануне.RU.
Спусковым крючком стали все те же трагические события на Украине. О том, что за Украиной настанет черед стран Балтии, твердит не только патологический русофоб Збигнев Бжезинский, вхожий во властные кабинеты мирового жандарма с ужасной репутацией, но и местные ньюсмейкеры. Министр обороны Раймонд Вейонис сокрушается: мы бы с удовольствием помогли подвергающейся агрессии Украине оружием, но стыдно предлагать старье. Командующий сухопутными войсками Раймонд Граубе, наоборот, не прочь козырнуть своей изворотливостью: в то время, как на саммите НАТО будет решаться вопрос о постоянном присутствии крупных воинских подразделений в балтийских странах, для нас вопрос решен, базы НАТО у нас уже есть и действуют в полном соответствии со стратегическими установками, сейчас мы занимаемся их обустройством, развитием инфраструктуры. И генералу можно верить, не случайно здесь одни военные игрища плавно перетекают в другие, еще более масштабные. Первая декада сентября отведена военным учениям Steadfast javelin (Точное копье), в них задействованы расквартированные в стране американские подразделения и другие союзники общей численностью более тысячи человек, а также десятки самолетов и вертолетов, не считая армады бронетехники.
Все это должно показать обывателю, не отягощенному аналитическими способностями: враг на пороге, а против неприятеля, как известно, все средства хороши. Наступление идет по всему фронту, в числе первых целей – будущее. Где оно формируется? Правильно, не в последнюю очередь в школе. Задача – не просто запретить "язык оккупантов" (Латвии еще бы достичь того благосостояния и промышленного развития, которое у нее было при "оккупации"), а каленым железом выкорчевать русский дух, и ради святого дела включается тяжелая артиллерия. Экс-министр обороны, ныне евродепутат Артис Пабригс сделал резкое заявление: в наших школах нет места преподавателям – негражданам! До сих пор сотни обладателей серых паспортов (в Латвии их около 300 тысяч) учат подрастающее поколение арифметике и чистописанию, открывают им мир Пушкина и Тургенева, наперекор официальной позиции знакомят их с истинным прошлым и настоящим. Это именно благодаря усилиям школьных подвижников добровольцы стоят по эту сторону баррикад в Донбассе, что вызывает жесткую реакцию полиции. Она возбудила уголовные дела в отношении нескольких жителей Лузды, отправившихся на помощь сражающимся братьям на Украину. Получается, на стороне ополченцев нельзя, а в рядах киевской хунты, у которой руки по локоть в крови, не только можно, но и приветствуется? В Малороссии уже не раз объявляли о пленении наемников - в том числе снайперов - из прибалтийских стран, назывались конкретные фамилии – никакой реакции. Но это пока, а по окончании всей кампании им могут и орден выписать – за защиту европейских ценностей. Ну не пародокс ли – за убийство мирных граждан государственное признание?!
На звание командующего в наступлении на русский язык претендуют многие, но в последнее время вперед вырвалась неистовая министр образования и науки Ина Друвиете. Внимание общественности она обратила на вопиющую несправедливость: при приеме на работу от соискателя требуют знание "оккупантской" речи и письма, и предложила Сейму законодательно запретить это варварство. О чем это говорит? Только о зашоренности топ-чиновника, что нехотя косвенно подтвердила и Инессе Калване, глава Госагентства занятости: это не прихоть и не политика, интересы бизнеса, на две трети завязанного на восточном направлении, требуют знания "великого и могучего", без него просто немыслимо рассчитывать на успех. А вот с латышским иное, знать его необходимо в магазинах и на улице, в школе и армии, но особенно во всех госструктурах, включая дворника и уборщицу. Ревнителей титульных ценностей бесит то, что хорошо чувствующие "почву" предприниматели, поставленные перед выбором и не желая участвовать в грязных играх, нередко предпочитают язык предполагаемого "агрессора".
И это далеко не все. Россия бряцает оружием у нашего кордона, а посол России Александр Вешняков дарит школам подрывную литературу, - примерно так можно понять реакцию Друвиете на визит посла в Резекненскую среднюю школу и скромный подарок – роман Валентина Пикуля (кстати, жизнь писателя связана именно с этим краем). Чем не угодил земляк министру? А тем, что дал правдивую, насколько это возможно в художественном произведении, картину событий накануне и во время Второй мировой войны. К проверке содержания подключились комиссия качества образования и другие надзорные органы, и они полны решимости вывести романиста, а вместе с ним и дипломата на чистую воду, чтобы не повадно было...ну, кому и что, вы знаете.
Антироссийской истерией, пещерной русофобией вряд ли можно удивить латвийского гражданина, а уж тем более "негра", ущемленного в правах более чем по 50-ти позициям.
Многие политологи пытаются разглядеть за всплеском негатива электоральные интересы, поскольку тут вовсю идет подготовка к парламентским выборам – до них ровно месяц. Безусловно, это добавляет перца в противоборство политических сил, однако вряд ли является доминантой. Поиск врагов на востоке, выстраивание запретительных редутов - стратегический на многие годы выбор элиты, у которой нет ничего иного объединяющего титульный народ (русскоязычная диаспора живет совсем иными интересами). Что тут говорить, сценарии "развития" пишутся не в Риге и даже не в Брюсселе (уже десять лет, как Латвия вступила в Евросоюз), а за океаном. Недавно на морском пароме, доставляющем около двухсот 20-тонных фур в немецкий Киль, довелось беседовать с дальнобойщиками из Риги. На вопрос, если они так одобряют "Центр согласия" во главе с Нилом Ушаковым, то почему у власти бессменно националы, водители вздохнули: наш брат почти единодушно голосует за "Согласие", но в победителях всегда соперники. Разве от наших голосов что-то зависит? На всех решающих этапах "элекшн" ставленники власти. И тут вспоминается сентенция экс-президента Литвы Роландаса Паксаса, потерявшего пост в результате импичмента: "Выборы все больше превращаются в фарс. Не важно, как голосует народ, не важно, кто подсчитывает бюллетени, важно, кто заказывает и оплачивает результаты..." Как в известном наблюдении: у русских, за что ни возьмутся, все автомат получается, в американском протекторате победа националов обеспечена в любом случае.
Нынче центристы намерены перебороть тенденцию, и у них есть все основания рассчитывать на успех, последний замер общественного мнения показал, что они по-прежнему первые. Местные журналисты через Facebook выяснили, что страничка, названная "Нил Ушаков – народный премьер!", по популярности - 68 тыс. 537 пользователей одобрили ее - далеко обошла все остальные и он остается единственным из политиков в первой полусотне рейтинга (на втором месте, например, турбюро Vanilla travel c 53 тыс. 284 голосами). Но, по наблюдениям опального литовского лидера, решают вовсе не избиратели.
На полигоне в Адажи гремят взрывы, штурмовики атакуют противника, полководец Граубе строит новые казармы, укрепляет мосты под американские танки. К чему приводит такая политика? Председатель правления национальной ассоциации производителей молока Иева Алпа – Эйзенберга в шоке: "Закупочные цены на наш продукт упали на 40-50%, отрасль под угрозой гибели". Правительство пошло на чрезвычайные меры: значительно облегчило налоговое бремя на большегрузные (более 12 тонн) грузовики – их около 40 тысяч, и прицепы (15 тысяч), чтобы помочь перевозчикам пережить закрытие восточного плеча. Но, по оценке экспертов, это не решает проблемы, грядут банкротства.
В атмосфере, складывающейся, в том числе и под действием войны на Украине, весьма комфортно чувствуют себя и нацики. Писатель Антон Ранцанс, представляя общественности очередной пасквиль про " оккупантов", не стал подбирать выражения: "Русские созданы не для работы, а для грабежа и насилия". Как это соотносится с недавней эпохальной речью Хусейна Обамы, открывшего, что русские ничего не производят! Доказывать, что американский президент недалеко ушел от легендарной полуграмотной Джен Псаки, думается, нет необходимости.