Агропром, перезагрузка: на селе пора возрождать кооперацию
Санкции подталкивают Россию к созданию неубиваемой основы продовольственной безопасностиВопреки обещаниям перестроечных идеологов и пропагандистов о том, что "Дайте собственнику землю и фермер прокормит Россию", на практике вышло не совсем так радужно. Провокационный лозунг младореформаторов, обернувшийся разграблением и уничтожением колхозов и совхозов, остался лишь лозунгом, который завел российское сельское хозяйство в тупиковое состояние. Фермер без участия государства не справился, ему это и не по силам. Судя по всему, осознание этого факта доходит и до руководства государства. Глава Минсельхоза Николай Федоров уверен, что для развития сельского хозяйства необходимо развитие сельской кооперации, а государство уже готово выделить сотни миллионов рублей на ее поддержание и развитие. Эксперты считают, что это действительно перспективное направление, но министерству следует помочь инфраструктурой и не уходить в новые споры о том, лучше ли "фермер или кооперация". Подробности - в материале Накануне.RU.
Россия не будет кормить своих граждан, как толстых афроамериканцев, вероятно, прозрачно намекая на засилье "Макдональдсов" и их фастфудных "клонов", пообещал во время визита в Екатеринбург министр сельского хозяйства России Николай Федоров. Он перечислил, какие средства и на развитие каких отраслей сельского хозяйства будут направляться из федерального бюджета. При этом, был озвучен и достаточно важный момент, который мог бы существенно перезагрузить агропром – речь о поддержке и развитии сельхозкооперации.
"В этом году мы по минимуму начинаем дополнительную поддержку сельской кооперации – около 300 млн руб. туда пойдет, потом сумма будет увеличиваться. Надеюсь, что это будут миллиарды рублей, потому что без сельской кооперации невозможно создать трудоспособный аграрный сектор. Фермеры и частники не могут обеспечить развитие сельского хозяйства в полной мере. Нам нужны региональные программы развития сельской кооперации. Мы будем это софинансировать", – отметил Федоров.
В советское время, еще при Сталине активно развивалась и поддерживалась промышленная кооперация – разнообразные артели обеспечивали производство широчайшего ассортимента продукции. Была кооперация и на селе – фактически именно этот принцип закладывался в создание совхозов и колхозов, которые отличались формой собственности.
"Не надо забывать, что не только после сталинской коллективизации труда, но и до революции основной формой товарного сельского хозяйства были крупные производства. Когда шла гражданская война, произошел их развал, в НЭП были единоличники с личным хозяйством, и коллективизация была абсолютно вынужденной мерой, поскольку товарного хлеба и другой сельхозпродукции просто не хватало, единоличники не могли ее произвести. Исторически в России преобладали крупные формы хозяйства, это нужно понимать", – отмечает в беседе с Накануне.RU председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Несмотря на высокую долю сельского населения в советское время и традиционные огороды, сады и приусадебные хозяйства, даже на 1990 год статистика показывала, что почти три четверти сельскохозяйственной продукции производили колхозы и совхозы. За период "лихих 90-х" произошла резкая деградация этой отрасли, к 2000 году крупные хозяйства производили около 40% продукции, а фермеры – чуть более 3%. К 2012 году ситуация не изменилась кардинально – фермерская доля выросла втрое, а доля крупных предприятий так и не дошла даже до 50%.
"В угаре перестройки нам обещали, что как только отдадим землю в руки некоего абстрактного "настоящего хозяина", то сразу в стране наступит такое изобилие продуктов питания, что себя накормим и весь остальной мир. С тех пор прошло более 20 лет – срок достаточный для любой реформы – и где обещанное изобилие, где сытый остальной мир, где "настоящий хозяин"? Перестроечные обещания оказались пшиком, заманухой, призванной разрушить колхозы. Колхозы разрушили, а страну не накормили. Более того, в результате произошедшего практически полностью уничтожено собственное животноводство, а страна плотно посажена на импорт продовольствия", – комментирует данные Росстата блогер burckina faso.
"Невозможно всерьез относиться к заявлениям времен перестройки и 90-х годов, о том, что "фермер спасет Россию", эта антиколхозная и антисовхозная фермерская пропаганда была абсолютно несостоятельной. Однако, из этого вовсе не вытекает то, что не надо поддерживать фермерство и, тем более, кооперативы фермеров, которые и являются крупными товарными сельхозпроизводителями. Вопрос встал о величине сельхозпроизводителя, он заключается не в том, что это должен быть один совхоз или одно ОАО. Это может быть и кооператив, просто по степени интеграции кооперативы опережают крупные хозяйства. А разговоры о том, "фермер или колхоз", были глупыми, и сейчас опять начинается разговор: "фермер или крупное индустриальное производство", – считает Крупнов.
Эксперт напоминает, что во всем мире сельское хозяйство имеет многосоставную основу – там есть и фермеры, есть кооперативы, есть крупные транснациональные корпорации. Однако для фермеров во всех развитых странах существует мощнейшая поддержка, которая позволяет им твердо стоять на ногах и развивать свое хозяйство.
"Если у нас фермер - это, фигурально выражаясь, десантник, сброшенный в джунгли без еды, без провизии и кругом на 5 тыс. верст одни джунгли, то есть ему все надо делать самому, да еще в условиях рэкета, давления, побора органов власти, то на западе фермер – это современный крестьянин, который глубоко кооперирован и идеальным образом инфраструктурно обеспечен в плане снабжения, реализации продукции, условий труда и т.д. Поэтому нужно нашему государству не эти детские дискуссии возобновлять, не призывать к созданию сельхозкооперации, а создавать инфраструктуру аграрного производства", – поясняет Крупнов.
Решение проблем осуществления нехарактерных для фермеров функций, создание коммуникаций и решение иных задач инфраструктуры могло бы стать настолько эффективным инструментом, что прирост производства товаров мог бы увеличиться даже не на десятки процентов в год, а в разы. Отчасти, механизмом решения таких задач и могла бы стать сельскохозяйственная кооперация.
"Эта тема безусловно важна, это насущная необходимость, на самом деле, я бы на месте Минсельхоза основное внимание уделил бы развитию кооперации в России. В России десятки тысяч трудолюбивых состоявшихся фермеров, они работают в условиях отсутствия связи. Только у 20-25% фермеров есть полноценный интернет. Мобильная связь тоже берет не везде. Есть примеры, когда в целом районе из связи есть только домашний телефон – о каком развитии может идти речь. Опять же, если бы в райцентре этого района был кооператив, который взял бы на себя несвойственные фермеру функции, это было бы замечательно. И совершенно очевидно, что в этом будущее развития малых и средних форм хозяйствования. Они не могут позволить себе полноценный отдел сбыта, отдел переработки, упаковки, а кооперативы должны эту функцию выполнять", – рассказал Накануне.RU президент фонда "Единый центр развития сельского хозяйства" Клим Галиуллин.
По мнению эксперта, фермерские хозяйства при поддержке кооперативов способны в течение года утроить выпуск продукции. Несмотря на то, что в отрасль вкладываются огромные деньги, пропорциональной отдачи не происходит, потому что деньги идут на "рыбу", а не на "удочку".
"Денег, на самом деле, на сельское хозяйство выделяется очень много. Мы (фонд – прим. Накануне.RU), например, уже полгода ведем работу по созданию единой телекоммуникационной сети, которая бы объединила всех сельхозтоваропроизводителей страны. Вот этот проект можно оценить в 5-6 млрд руб. всего по России – но за эти деньги мы получим единый, готовый инструмент по развитию отрасли. Так, как происходит сейчас, это уходит в болото – субсидии, дотации, поддержка предприятий, а инструментов развития отрасли нет. Наверное, стоит раз вложиться в создание инструментов развития отрасли, после чего уже "само пойдет", – уверен Галиуллин.
С другой стороны, безусловно, рынок не спасти только встраиванием в информационную систему. Есть весьма ощутимые проблемы практически во всех сферах агропрома, и все эти проблемы надо решать.
"У нас тракторов сегодня производится в 10 раз меньше, чем в Советском Союзе, а по сравнению с Западом, у нас техновооруженность по тракторам в 15 раз меньше, чем в США. В инфраструктуру входит и семеноводство и племенное дело в животноводстве, сбыт, переработка, поддержание цен на рынке. Вот эта инфраструктура в совершенно убогом состоянии. Если сегодня наш фермер полностью практически зависит от иностранных семян, того же посадочного материала картофеля, то если завтра нам перекроют этот посадочный материал, то какая нам разница, фермер будет без этих семян, или крупный холдинг", – подчеркивает Крупнов.
В этом отношении, опять же полезный опыт можно позаимствовать у СССР. Например, машинно-транспортные станции сыграли в период коллективизации важную роль в создании и развитии колхозов, позволив им обеспечить свои нужды в сельскохозяйственной технике, автомобилях, комбайнах, тракторах без капитальных вложений. МТС были государственными предприятиями и выполняли полный цикл обслуживания и использования техники, которую сдавали колхозам и совхозам в аренду. В той или иной форме МТС, превратившиеся позже в "Сельхозтехнику", существовали до развала СССР.
"МТС – это замечательная идея. Мы все равно к этому вернемся. Мы были в гостях у фермера в Ленинградской области – он купил сеялку на паях с двумя фермерами, за 18 тыс. евро. Сеялка им нужна как воздух, потому что смещение посадки на сантиметр приводит к совсем другому результату. Вот они втроем скинулись и купили. МТС нужны, конечно, особенно для маленьких хозяйств, и были бы очень востребованы. Одно дело вспахать поле стареньким Т-70 советской сборки, другое дело – за день вспахать мощным трактором", – убежден Галиуллин.
По мнению эксперта, если многочисленных фермеров объединить в кооперативы, предоставить им новые возможности и "чуть-чуть помочь", это могло бы обеспечить "неубиваемую основу продовольственной безопасности" в достаточно сжатые сроки.
"Помочь им нужно совсем чуть-чуть, в том числе и кооперацией, и мы получим замечательный задел на всю оставшуюся жизнь и не будем ни от кого зависеть, начиная от картошки и заканчивая всякой экзотикой. Это путь с огромной перспективой. Все эти проблемы можно закрыть в течение года", – настаивает президент фонда, добавляя, что, по словам фермеров, "вопрос о том, что они почувствовали на себе ласку государства, пока не стоял".