01 Декабря 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC7tDG
Аренда микроавтобуса Газель на http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/.
Вывезти бытовой мусор на http://perevozki.youdo.com/garbage/domestic/.
По ссылке http://remont.youdo.com/furniture/wardrobe/shelves/, подробности...
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Дальневосточная республика – прообраз Новороссии

К лету 1920 года ослабленная гражданской войной и разрухой Россия всерьез рисковала раз и навсегда потерять свои восточные территории. Фактически, на тот момент Дальний Восток находился в международном управлении, став добычей стран-интервентов, оккупировавших край. Достаточно посетить знаменитое Морское Кладбище Владивостока, чтобы увидеть там военные захоронения белочехов, англичан, американцев, канадцев и японцев, спешивших тогда, под шумок российской смуты, оттяпать одну из самых благодатных и стратегически важных провинций бывшей Российской Империи.

До сих пор неизвестно, кто первым предложил идею создания промежуточного государства – Дальневосточной Республики (ДВР). Но, совершенно очевидно, что Предсовнаркома молодой Советской Республики юрист Ульянов-Ленин мгновенно оценил ситуацию, приняв гениальное правовое решение, поставившее в тупик политических заморских хищников. Он совершенно точно просчитал главное: блокировать захватнические устремления всех участников конфликта можно лишь на основе старой доброй истины – "когда говорят деньги, то пушки замолкают". Неожиданность и нестандарность эффекта объявления российского Дальнего Востока "территорией без гражданской войны", на основе модели "буферной республики", и в сочетании с тем, что сейчас называют "свободной экономической зоной", враз обнулила всю изначальную, грубо-примитивную мотивацию международной коалиции захватчиков. Тем самым, лишив их возможности действовать вне правового поля – теперь уже каждая из сторон ревниво следила за тем, как бы соперники не обошли ее в доступе к открывшимся перспективам мирного участия в экономических проектах новой Республики.

У Ленина уже имелся опыт, дававший ему основания поддержать образование ДВР. Ведь, буквально двумя годами ранее он уже одобрил инициативу создания подобного государственного образования – Донецко-Криворожской Республики (ДКР), и выхода ее из состава Украинской Народной Республики (УНР). Как писал в своих мемуарах бывший нарком труда ДКР Б. Магидов: "Ленин отнесся весьма сочувственно к этой идее, считая ее необходимой по двум причинам: во-первых, по международным соображениям, а во-вторых, по соображениям чисто внутреннего характера". Причинами же развития таких событий стало то, что жители Донецко-Криворожского промышленного бассейна попросту не желали быть гражданами УНР, представлявшей собой крайне нестабильное государство, раздираемое политическим хаосом, националистами и гражданской войной. Ситуация, абсолютно идентичная той, что развивается в нынешней Украине. В состав ДКР, согласно декрету его Совнаркома от 06.04.1918г., вошли, частично или полностью, территории Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Харьковской, Сумской и Николаевской областей – столицами стали Харьков и Луганск. Основные реформы Республики начались с национализации шахт, рудников, металлургических заводов и других объектов крупной промышленности. Одновременно, с введением налога на крупный бизнес, ему были возвращены деньги, ранее конфискованные в банках – довольно удачный ход, сразу же запустивший и ожививший добычу сырья с производством. Параллельно, были проведены административная и судебная реформы. Социальная реформа коснулась нужд простого народа – введено было бесплатное школьное обучение для детей и курсы ликбеза для взрослых, принята программа создания детских оздоровительных лагерей! История ДКР оказалась крайне короткой из-за быстро менявшихся внешних политических событий – победы советской власти ускорили ее интеграцию в победившую Советскую Украину, однако, опыт этой республики уникален.

Через два года, на другом конце огромной страны, сложилась схожая ситуация, и 28 октября 1920 года в Чите, на конференции представителей правительств Приморья, Приамурья, Сахалина, Камчатки и Восточного Забайкалья была образована Дальневосточная Республика. Конференция постановила:

1. установить демократическую Дальневосточную Республику;
2. вооруженные силы подчинить единому командованию, при Центральном Правительстве;
3. созвать Учредительное Собрание;
4. сохранить институт частной собственности;
5. охранять права национальных меньшинств;
6. установить дружеские отношения со всеми странами на основе
политического нейтралитета;
7. гарантировать остаткам "белых" армий возможность возвращения к мирному труду.

Территориальные границы ДВР определялись от реки Селенга и озера Байкал – до Тихого океана. ДВР также передавались права бывшей Российской Империи на КВЖД (Китайско-Восточную Железную Дорогу).

При доминирующей роли большевиков, которые – надо отдать им должное – трезво оценивали расклад политических сил и не стали навязывать свою идеологию, была создана эта уникальная Республика особого типа, в которой меньшинству в лице буржуазии и так называемого кулачества, наряду с рабоче-крестьянским большинством, были предоставлены широкие и равные политические и экономические права. Правительство ДВР, состоявшее из семи членов, являлось как бы "коллективным президентом" республики. При этом, непосредственные функции управления были делегированы Совету министров. Воплощенная в реальность, Республика вскоре показала ошеломляющие результаты в политике и экономике. Так, например, на Вашингтонской конференции стран Антанты, в августе 1921 года, делегация ДВР одержала крупнейший дипломатический успех – ею была распространена, среди делегатов стран-участниц, брошюра с разоблачением захватнической политики Японии на российском Дальнем Востоке, и проведена разъяснительная работа на этот счет. В результате чего делегация милитаристской Японии – неслыханное дело! - была вынуждена смиренно оправдываться, тут же заявив о своей готовности вывести войска из Приморья!

Экономика "страны-буфера" показала и вовсе нечто потрясающее. Ведь, на момент образования ДВР бумажные деньги совершенно обесценились - частные предприниматели и производители все более прибегали к натуральному обмену-бартеру, а государственные учреждения сидели на скудном пайке. Как следствие этого, внутренний рынок оказался парализован, и правительство вынуждено было приобретать значительное количество продовольствия в Маньчжурии, за счет вывоза сырья. В этих условиях Госкомиссия ДВР, под руководством председателя правительства старого большевика П. Никифорова и министра финансов, правого социалиста (по нынешнему – "справедливоросса") В. Косминского, подготовила законопроект о финансовой реформе. Ее ключевым пунктом значился переход Республики на золотое обращение! 16 мая 1921 года он вступил в силу: "Бумажные же денежные знаки, а также разменная звонкая монета принимаются по курсу, устанавливаемому для всей территории ДВР по отношению к российскому царскому золотому рублю, и объявляемому, периодически, министром финансов".

Вначале на золотовалютный расчет были переведены таможенные пошлины, исходя из полуторного размера дореволюционных пошлин 1913 года. При этом, курс золотой валюты составил шесть копеек за одну тысячу бумажных рублей. Поступление золота в казну Республики за второе полугодие 1921 года выразилось суммой свыше двух миллионов золотых рублей, а в 1922 увеличилось уже в семь раз! Реформа вызвала бурный рост товарооборота местных рынков – крестьяне повезли в города ДВР сельхозпродукцию, оживились заготовительные операции, добыча золота и угля, начался подъем промышленного производства. Уже осенью 1921 года средняя заработная плата в Республике составила восемь золотых рублей. При этом, Минфин и Минтруда весьма грамотно и плавно стали дифференцировать ставки по категориям труда, одновременно проводя налоговую политику по прогрессивно-подоходной шкале. Еще более укрепилась экономика ДВР после создания торгово-промышленного "Дальбанка". Наряду с этим, в качестве защитной меры, было запрещено свободное хождение китайского доллара и японской иены. Велась жесткая борьба с коррупцией и злоупотреблениями – так например, после комплексной проверки Госкомиссией Республики была арестована группа финансовых чиновников Благовещенска-на-Амуре, допустивших нецелевое использование госсредств! Сегодня мы можем только с уважением подивиться энтузиазму и мужеству дэвээровских борцов с корупцией – у них не было целой армии нынешних наших высокооплачиваемых силовиков, бездарно проморгавших "девятый вал" коррупции в Российской Федерации.

Успех введения золотого обращения был настолько впечатляющим, что Совнарком РСФСР направил во Владивосток комиссию для изучения опыта! Именно этот опыт позднее определил решение В.Ленина о введении НЭПа и выпуске советского золотого червонца, что в свою очередь так же резко двинуло вверх экономические показатели теперь уже и самой РСФСР, только что начавшей выходить из тотальной разрухи последствий Гражданской войны.

Сейчас, спустя девяносто лет, дальневосточный экономико-политический феномен ДВР можно еще объяснить и тем, что нестандартные инновационные идеи воплощались в жизнь такими же, исключительного склада людьми. Руководство ДВР представляло собой уникальную слаженную команду ярких личностей, при совершенно противоположных политических взглядах каждого. Вот бы Путину сейчас - да таких - в команду! О недюжинных личностных качествах этих людей, их ответственном отношении к делу, а также высоком уровне политической демократии в Республике говорят некоторые любопытные факты. Однажды, в октябре 1921 года, к премьеру Никифорову обратился министр промышленности, лидер меньшевиков Анисимов, кстати, бывший депутат II-ой царской Государственной думы, и заявил о выходе из рядов своей партии, поскольку членство в ней стало мешать его работе в Правительстве. То же самое сделал и министр юстиции, лидер эсеров Трупп. Столь неожиданный поворот дел даже заставил премьера поставить на Дальбюро вопрос о возможности негативных последствий нарушения коалиционного баланса в Правительстве! Действительно чудно – ну разве волнует нашего нынешнего премьера баланс расстановки и соотношения политических сил в его Правительстве? К примеру, ни коммунистов, ни элдэпээровцев туда, по каким-то причинам, и на дух не пускают, бесконечно тасуя замусоленную колоду "гарвардских ребят", стабильно проваливающих все проекты.

То, как и почему прекратила свое существование удивительная Республика – отдельная история. Скажем только, что хотя она впоследствии вполне благополучно вошла в состав РСФСР, но осталось впечатление, что Совнарком все-таки опрометчиво и раньше времени зарезал "курицу, несшую золотые яйца". Сейчас, в наши дни, мы с удивлением наблюдаем повтор сценария всех тех событий девяностолетней давности в ДВР и ДКР, теперь уже - в нынешней Новороссии. Бесценный опыт канувшей в Лету легендарной ДВР вполне можно использовать, как руководство по строительству молодой Республики Новороссия. Равно, как и сам статус "буферного" государства – украинские власти очень скоро поймут, что мирное экономическое сотрудничество с Новороссией, в любом случае, выгоднее для самой же Украины, нежели вконец истощающее ее военное противостояние. А далее, следуя характеру закономерностей исторических повторов, последует и логическое завершение развития событий – точно так же, как это произошло по окончании смуты и гражданской войны в 1922 году …

Виктор Курочкин (Величко), Владивосток-Томск, специально для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС