Атака клонов
Пока американские и британские светила кропят в своих секретных лабораториях над суперпроектами по клонированию, заваливая мир все новыми и новыми научными шедеврами, будь то овечка Долли, свинка Голди или безымянные лягушки и тутовые шелкопряды, в одном из районов азиатского Сеула уже провели эксперимент по клонированию эмбриона человека.
Южнокорейские ученые тихо – скромно, без особой помпы, то есть не устраивая истерики в СМИ, отобрали генетический материал из клетки, взятой у женщины и совместили его с ее же яйцеклеткой. Полученный эмбрион был доведен до стадии, на которой появляются так называемые стволовые клетки. А это уже универсальный генетический материал. Из него можно вырастить любую ткань и любой орган. То есть развитие клонированного эмбриона возможно до создания полноценного человека!
В общем, смело бери эмбрион и разводи себе подобных, как того жаждет цвет научной мысли на Западе. В мыслях так и оживает картинка из американского фантастического фильма - в мире налажена целая фабрика по производству клонов, где людей производят с самыми разными целями – для войны, терактов, вредного производства…Вот она западная модель развития общества. На Востоке, на то он и Восток, мыслят иначе.
Корейские специалисты, сделав это научное открытие, неожиданно для всех заявили, что изначально не ставили перед собой задачи – клонировать человека. Во-первых, потому что такие эксперименты в стране запрещены, а во-вторых, потому что ученые считают такую практику неэтичной. По словам доктора Сук Хвана из Сеульского национального университета, под чьим руководством и проходил эксперимент, это достижение прежде всего позволит эффективно лечить такие заболевания, как болезнь Паркинсона, диабет. Ведь стволовые клетки способны преобразовываться в любой вид клеток человеческого организма. А значит, открываются возможности для терапевтического клонирования – для замены больных или дефектных клеток. При этом сохраняется их 100-процентная совместимость с организмом пациента.
В день публикации результатов исследований команды Сук Хвана вышел и очередной рапорт клонологов из скандально известной Clonaid, или "Движения раэлинов". Сначала коротко о том, что это за организация. Секта "Движение раэлинов" была создана несколько лет назад 53-летним французом Клодом Ворильоном, бывшим спортивным журналистом, объявившим, что он пророк Раэль, потомок первых переселенцев с других планет. Человек, по мнению раэлинов, был искусственно создан инопланетянами, поэтому вполне может быть воспроизведен еще раз с помощью науки. Эти воззрения, по утверждениям представителей секты, сегодня разделяют 50 тысяч ее членов в 85 странах.
Клод Ворильон основал на Багамах компанию "Клонэйд". Ее лаборатория находится в одной из стран третьего мира, где клонирование не запрещено законом. Явить миру первого клонированного ребенка раэлины обещались еще в середине 2002 года. Под этот проект заранее собрали заявки со всего света. Раэлины утверждали, что заплатить по 200 тысяч долларов за долгожданного ребенка оказались готовы более 100 человек - бездетные семьи и пары гомосексуалистов. Фирма также сообщала, что первой в очереди на клонирование стояла американская супружеская пара, которая желала "воскресить" свою дочь, умершую в десятимесячном возрасте. За это они заплатили 560 тысяч долларов. Участвовать в том проекте якобы изъявили желание 50 женщин-доноров, готовых выносить клонированное дитя, несмотря на риск уродств и мертворождений.
Так вот сразу после новости из Южной Кореи руководитель Clonaid Брижит Буасселье объявила о рождении в Сиднее уже шестого по счету ребенка-клона. По ее словам, мальчик родился 5 февраля у бездетной австралийской пары. Сейчас он находится под наблюдением местного терапевта. Буасселье особо подчеркнула, что рождение этого ребенка начинает новый этап в клонировании – для его зачатия генетики Clonaid использовали усовершенствованные технологии. Она также пообещала, что в течение ближайших двух недель на свет появятся еще 7 детей-клонов. Стоит сказать, что ранее Clonaid уже сообщала о рождении клонированных детей, однако, никаких научных доказательств этого до сих пор представлено не было.
То, что Запад так оперативно и истерично начал реагировать на известие из Южной Кореи, вполне объяснимо. Это вызвало настоящий переполох среди экспертов по биоэтике и репродукции. Шутка ли, маленькие корейцы опередили больших и могущественных американцев, оставив им довольствоваться только их собственными фантастическими клонами, которыми те напичкали свои киноэпопеи. А, если вспомнить, что накануне эксперимента в Южной Корее, отличился еще и Китай, где провели экспериментальное лечение 30-летней женщины, страдавшей редким видом бесплодия, применив метод, очень близкий к технологии клонирования, то можно смело утверждать, что ученые восточных стран агрессивно наступают на наиболее перспективных и сложных направлениях, заставляя запад одновременно восторгаться и негодовать.
Для справки. Первые шаги к клонированию животных были предприняты около ста лет назад, и не в Америке или Британии, а у нас, в России, зоологом Московского Университета Александром Тихомировым, открывшим на примере тутового шелкопряда партеногенез: развитие без оплодотворения в результате химических и физических воздействий. Однако партеногенетические эмбрионы были нежизнеспособны. В 30-е годы минувшего века академиком Борисом Астауровым проводилась серия исследований, в результате которых было подобрано термическое воздействие, способное одновременно активировать неоплодотворенное яйцо к развитию и блокировать процесс превращения ядра яйцеклетки с двойным хромосомным набором в ядро с одинарным набором. Таким образом были получены первые генетические копии. Увы, и такое потомство отличалось низкой жизнеспособностью. В дальнейшем этот метод был усовершенствован академиком Владимиром Струнниковым, работы которого по клонированию шелкопряда получили в итоге мировую известность. Однако "настоящая" история клонирования начинается в 40-е годы ХХ-го века, когда опять же российский эмбриолог, а ныне Заслуженный Соросовский профессор, Георгий Лопашов на лягушках разработал метод пересадки ядер, на котором основаны все современные эксперименты по клонированию. Метод состоит в выделении ядра соматической клетки и имплантации его в обезъядренную /энуклеированную/ яйцеклетку. Статья, написанная по материалам этих экспериментов, была отправлена в "Журнал общей биологии" в августе 1948 года. Однако света она так и не увидела вследствие состоявшейся месяцем позже сессии ВАСХНИЛ, приведшей к беспредельному господству "лысенковщины" в биологии. Статья Лопашова была забыта, а Россия, как это с ней обычно и бывало, лишилась на сей раз звания страны, первой открывшей клонирование. Через несколько лет уже американские эмбриологи Кинг и Бриггс провели опыты, подобные экспериментам Лопашова, и "переоткрыли" метод, чем и прославились.
Идея клонировать человека сегодня не дает спать не только ученым, но и политикам, общественным деятелям. В большинстве стран к возможности разводить людей относятся отрицательно, введены запреты на эти опыты. Так, Госдума приняла закон о введении в России на пять лет запрета на клонирование человека. Правда, предусмотрена возможность продления запрета на клонирование человека или его отмены по мере накопления научных знаний в этой области, определения моральных, социальных и этических норм при использовании технологий клонирования человека.
В представленном докладе Британской академии наук говорится об опасности применения этой технологии. Чтобы избежать рождения неполноценных детей-клонов, британские ученые считают необходимым введение международного моратория на клонирование. Необходимо подчеркнуть, что речь идет только о запрете операции, в результате которой ребенок появляется на свет. Выращивание клонированных эмбрионов в пробирке до возраста лишь в несколько дней с целью использования их клеток и тканей для трансплантации, может оставаться делом вполне законным. Эта технология была легализована в Британии лишь в начале года. В Японии за подобную операцию можно получить срок до 10 лет. Тем не менее, некоторые государства, эксперты называют Израиль, намерены легализовать технологию в том или ином виде. Чтобы понять, почему одни против клонирования человека, а другие "за", попытаемся разобраться в плюсах и минусах этой медицинского ноу –хау. И поскольку ученые в основном идут войной лишь на репродуктивное клонирование, а не на терапевтическое, дадим определение этим медицинским терминам.
Репродуктивное клонирование - это искусственное воспроизведение в лабораторных условиях генетически точной копии любого живого существа. У женской особи берется яйцеклетка, из нее микроскопической пипеткой вытягивается ядро. Затем в безъядерную яйцеклетку вводится любая клетка, содержащая ДНК клонируемого организма. Фактически, она имитирует роль сперматозоида при оплодотворении яйцеклетки. С момента слияния клетки с яйцеклеткой начинается процесс размножения клеток и рост эмбриона. Терапевтическое клонирование - это то же клонирование, но с ограниченным до 14 дней сроком роста эмбриона. Образующиеся эмбриональные клетки способны в дальнейшем использоваться в медицине. Эти клетки носят название "эмбриональных стволовых клеток". Именно об это методе ученые говорят, когда обсуждают проблемы лечения таких заболеваний, как диабет или болезнь Паркинсона.
Так вот, по мнению некоторых ученых, прежде чем применять репродуктивное клонирование, нужно понимать, что на самом деле уровень развития этой технологии еще достаточно низок, чтобы можно было с уверенностью сказать – человека клонировать можно. Противники генетического копирования людей предупреждают, что клоны будут обречены на скорую смерть из-за тяжелейших врожденных дефектов. Для преодоления этого барьера объем знаний в генетике пока просто недостаточен. По мнению доктора Рудольфа Джениша, профессора биологии из Массачусетского технологического института, при сегодняшнем состоянии технологии клонирование человека станет "безрассудным и безответственным" шагом. "Что вы будете делать с людьми, у которых есть только половина почки или вовсе нет иммунной системы?"
Вот еще одно мнение. Генетики из университета Северной Каролины утверждают, что многочисленных осложнений, которые сопровождают создание клонов животных, в случае с человеком удастся избежать. Причиной тому - особенность, имеющаяся в ДНК всех приматов, а именно - наличие двух активных копий особого гена, управляющего эмбриональным развитием. У всех других животных этих копий также две, однако одна из них нефункциональна. По словам ученых, такую особенность наши далекие предки приобрели около 70 миллионов лет назад. Сегодня она может помочь предотвратить развитие обычных при клонировании отклонений – ожирения, увеличения размеров легких и других внутренних органов, дефектов иммунной системы.
Кроме медицинских "за" и "против" в деле клонирования есть еще один, не менее важный аспект, этический. Если в обществе все – таки появится клон, считать ли его ЧЕЛОВЕКОМ со всеми соответствующими правами? Или же клоны станут изгоями, обреченными на мучительное осознание собственной неполноценности? Похоже, в этом случае вполне может произойти конфликт не на расовом или межнациональном уровне, а между "настоящими" и "искусственными" людьми. Но продуманные американцы и это уже предусмотрели. Частная компания из Сан – Франциско DNA Copyright Institute уже берется формально зафиксировать право каждого человека на его гены. Копирайт защитит "от воровства и незаконного присвоения ДНК, клонирования и других несанкционированных действий". По словам президента компании Андре Крампа, услугой могут воспользоваться все желающие, но в первую очередь она предназначена для знаменитостей. По причине немалой популярности именно они могут стать самыми первыми претендентами на "копирование". Только представьте себе, если кто – то захочет завести у себя дома Брюса Уиллиса или Мадонну…
Но все это проблемы будущего. Но, судя по тому, какими семимильными шагами, наука несется в этом направлении, ближайшего будущего.