Челябинская "искусственная печень" начнет спасать жизни только через год
Челябинские ученые изобрели искусственную печень и открыли способ лечения цирроза настоящей. Новый агрегат оказал бы неоценимую помощь людям, чьи фамилии занесены в лист ожидания на трансплантацию печени и больным с острыми печеночными заболеваниями. При помощи "искусственной печени" можно выполнять одну из главных функций печени настоящей – очистку или детоксикацию крови, а также улучшить обменные процессы в организме больного.
Экспериментальный образец, произведенный Миасским заводом медицинской техники, уже показал, что может эффективно поддерживать жизнь людей, находящихся в кризисном состоянии. Теперь ученые могли бы спасать и продлевать жизнь болеющих людей. Но они этого не делают. Почему? На этот вопрос Накануне.RU ответил директор Центра Клеточных технологий
при Челябинской областной клинической больнице, заведующий кафедрой общей и биоорганической химии Челябинской медицинской академии профессор Вячеслав Рябинин . Так же он рассказал о том, как лабораторным крысам при помощи новейших разработок лечат цирроз и о том, что изобретение панацеи - это только начало пути к спасению жизней человеческих.
фото
Вопрос: Вячеслав Евгеньевич, расскажите, что такое "искусственная печень"?
Вячеслав Рябинин: Не стоит думать, что "искусственная печень" это как настоящий орган – зашивается в тело - и человек спасен. Нет. "Искусственная печень" – это, скорее, условное название для экстракорпорального – то есть находящегося вне тела человека – аппарата, аналогичного по своему действию, например аппарату для гемодиализа – так называемой "искусственной почке" или аппарату для поддержания кровообращения – "искусственному сердцу".
Вопрос: И как этот аппарат работает?
Вячеслав Рябинин: Принцип работы достаточно прост – при помощи "искусственной печени" осуществляется с помощью
Фото: news.uns.purdue.edu |
Вопрос: Значит, в других странах есть аналоги этого прибора?
Вячеслав Рябинин: Вообще, исследования в этой области наиболее интенсивно проводятся последние десять лет. Насколько мне известно, в настоящее время в США и Европе проводятся клинические испытания аппаратов подобного типа.
|
Вопрос: А почему российский дешевле?
Вячеслав Рябинин: Потому что все производные материалы местные. Так получилось. Пробный образец создал Миасский завод медицинской техники – увлеклись они нашей идеей. Подсчитали, получилось, что производство обходится в такую сумму, а обслуживание и расходные материалы – в такую.
Вопрос: И сколько сеансов необходимо для очистки крови?
Вячеслав Рябинин: От трех до десяти, и проводиться они должны серией. То есть, как сами понимаете, лечение с помощью германского аппарата потребовало бы десятков тысяч евро от пациента.
Вопрос: Этой серии достаточно для спасения пациента?
Вячеслав Рябинин: Эта серия способна поддержать жизнь. Это очень важно для людей, чьи фамилии занесены в лист ожидания
Фото: Владимир Новиков www.itogi.ru |
Вопрос: Ваш аппарат уже применялся для лечения?
Вопрос: Вячеслав Евгеньевич, если прибор такой действенный, почему же зарегистрировать не можете?
Вячеслав Рябинин: Да, мы проводили ограниченные
клинические испытания. Это было три-четыре раза по добровольному согласию
пациентов, когда их болезнь уже переходила в критическую стадию. И,
знаете, результат был очень хороший.
Вячеслав Рябинин: Тут много причин. Сначала нужно было доказать безопасность и эффективность используемого в аппарате экстракта печени свиньи. После того, как Фармкомитет подтвердил возможность использования этого экстракта в аппаратах подобного типа, документы были направлены в
Фото: www.phototyumen.ru |
|
Вопрос: Вы будете предпринимать какие-то шаги?
Вячеслав Рябинин: Да, конечно. Единственное, что это требует -времени и денег. Все расходные материалы надо будет оплачивать нам – не с пациентов же их требовать, образец опытный. И оформление всяческих документов тоже денег стоит. Мы рассчитываем потратить на эти испытания наши гранты – грант Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и грант Министерства образования
Фото: Накануне.ru |
Вопрос: Какие, если не секрет?
Вячеслав Рябинин: Например, с помощью фетальных клеток. Их получают из абортного материала. Они обладают высокой биологической активностью и содержат, в частности, большое количество фактора роста гепотоцитов, то есть, если ввести их в пораженный болезнью организм, то это будет способствовать его восстановлению.
Вопрос: Вы проводили испытания этого метода?
Вячеслав Рябинин: Да, мы испытывали его на крысах. Мы
воспроизводили экспериментально цирроз печени у крыс и после этого ввели
им фетальные клетки. Результаты очень хорошие – около 50% животных
вылечились. А ведь цирроз пока считается неизлечимым
заболеванием.
Вопрос: А этот метод вы лицензировать можете?
Вячеслав Рябинин: Пока это очень сложно.
Сложности в первую очередь этические – работа ведь ведется с абортным материалом. И нормативные сложности тоже имеют место – нигде не прописано кто имеет право проводить терапию с применением таких технологий. Всего 5-6 организаций в России имеют лицензии на работу в области клеточной терапии, и требования к ним очень высокие – современнейшее оборудование, высочайший уровень персонала. Чтобы подойти к этому уровню, нужны и время и деньги. Но исследования мы продолжаем вести. |
Справка: Рябинин Вячеслав Евгеньевич
Родился 1 сентября 1949 года в Юрюзани, ученый-биохимик, доктор биологических наук (1990), профессор (1991), член Нью-Йоркской Академии Наук (1996), действительный член РАМТН (1998).
В 1971 окончил естествоведческо-географический факультет ЧГПИ, 2 года работал врачом-бактериологом в санэпидемстанции Челябинска; В 1972–74 младший научный сотрудник лаборатории биогеоценологии Ильменского гос. заповедника АН СССР. В 1975–90 ассистент, старший преподаватель, с 1991 проф. кафедры биохимии ЧГМИ.
С 1994 зав. кафедрой общей и биоорганической химии. Автор более 130 науч. работ, получил 3 авторских свидетельства и 1 патент на изобретение. В 1999 получил диплом Кембриджского университета “Выдающиеся ученые 20 века”.