Демпинг - мнимый или реальный?
Российские металлурги давно просили руководство страны защитить их от демпинга при поставке из Европы в Россию нержавеющего никельсодержащего проката, и вот, наконец-то, в феврале этого года Правительство России ввело антидемпинговую пошлину на плоский прокат из стран Евросоюза в размере 840 евро за тонну сроком на три года. О том, насколько ощутимым будет эффект от таких мер, о возможных ответных шагах Евросоюза, о том, кто может занять место европейских производителей на российском рынке и о мерах, которые может принять государство для возрождения отрасли в интервью Накануне.RU рассказал исполнительный директор ассоциации "Спецсталь" Андрей Воронин.
Вопрос: 17 февраля Правительство РФ издало постановление "О мерах по защите российских производителей никельсодержащего проката": Россия вводит антидемпинговую пошлину в размере 840 евро за тонну на импорт нержавеющего проката из стран ЕС. Андрей Александрович, к какому экономическому эффекту приведет эта мера?
Андрей Воронин: Хочу сразу отметить, что постановление Правительства РФ о введении антидемпинговой пошлины касается только поставок плоского проката из никельсодержащей нержавеющей стали, ввозимой из стран ЕС.
Согласно экспертной оценке ассоциации "Спецсталь", объем российского импорта плоского проката в 2006 г. составил более 106 тыс. т, в том числе никельсодержащего около 83 тыс. т или 78% от общего объема поставок. Доля стран Евросоюза в объеме поставок никельсодержащего плоского проката в 2006 г. составила примерно 68% или 56,5 тыс. т. Именно этот объем и попадает под действие антидемпинговой пошлины. Точнее должен, по идее авторов постановления, попасть под ее действие. Однако по нашему мнению, это далеко не так. Введение антидемпинговой пошлины не решает насущных проблем, связанных с серым импортом и, в целом, с развитием российского рынка нержавеющей стали.
Говорить об ощутимом эффекте от введения антидемпинговой пошлины для отечественных предприятий не приходится. Какой эффект, кроме роста цен на внутреннем рынке, может принести любая запретительная мера на импорт продукции, которую мы не можем производить?
Название "нержавеющий плоский прокат", даже с указанием - никельсодержащий, это всего лишь класс продукции, который подразделяется по маркам стали, механическим свойствам, коррозионной стойкости, качеству поверхности, ее отделки, геометрическим размерам, допускам и упаковке. Все эти параметры создают многообразие той номенклатуры, которую потребляют в настоящее российские предприятия. |
Поэтому, говоря о том, какой экономический эффект принесет введение антидемпинговой пошлины, мы должны сразу разделить участников рынка на группы, по принципу, кому что выгодно.

Согласно оценке ассоциации "Спецсталь", отечественные предприятия произвели в 2006 г. около 50 тыс. т плоского проката в том числе: ОАО "Челябинский МК" около 40 тыс. т, ВМЗ "Красный Октябрь" - около 3,4 тыс. т, ММЗ "Серп и Молот" - около 2,5 тыс. т. Доля никельсодержащего плоского проката в общем объеме производства составила примерно 88%.
Для примера: современные специализированные предприятия по выпуску плоского проката из нержавеющей стали производят в год от 200 тыс. до 1 млн т. Поэтому говорить о серьезном потенциале российских предприятий без модернизации и замены основного производственного оборудования, увы, пока не приходится.
В ближайшее время российские предприятия смогут увеличить объем производства плоского проката до 70-80 тыс. т. Однако основным фактором роста будет не введение антидемпинговой пошлины, а рост потребления со стороны машиностроительного комплекса, традиционно тяготеющего к отечественной продукции. |
Те компании, которые уже используют нержавеющий плоский прокат иностранного производства, вряд ли смогут перейти на продукцию с более низкими качественными характеристиками. Особенно это касается плоского холоднокатаного проката с отделкой поверхности 2В, ВВ, ВА, 4N, 8N и проката для глубокой вытяжки. А это означает, что производители пищевого и торгового оборудования, столовых приборов, посуды, кухонной утвари, вытяжек, электроприборов, стиральных машин, моек, холодильников, турникетов и других товаров, где внешний вид является обязательным условием конкурентоспособности, останутся сторонниками импортной продукции.

Третья группа участников рынка – трейдеры-импортеры и региональные трейдеры.
Российский импорт плоского проката и, в особенности, никельсодержащего уже много лет не попадает под определение какой-либо прозрачности. Этот процесс напоминают игру в забор, когда его строит государство, а участники рынка, проковыряв небольшое отверстие, делают в нем вполне приличную дыру. Через некоторое время государство со словами "грабят!", ставит новый забор, но и он стоит до тех пор, пока опять не появляется дыра внушительных размеров. Этими дырами на рынке нержавеющей стали являются фатальное занижение таможенной стоимости и толлинг как схема минимизации затрат.
Вопрос: Давайте вспомним предысторию вопроса. В СМИ сообщалось, что Минэкономразвития РФ начало расследование в октябре 2004 года на основании результатов рассмотрения заявления, поданного ОАО "Челябинский металлургический комбинат" от имени российских производителей. Инициаторы утверждали, что цена импортного проката более чем в два раза меньше внутренних цен на рынке ЕС. В ноябре 2005 года минэкономразвития РФ направило в Правительство проект постановления, предусматривающий введение антидемпинговой пошлины в размере 840 евро за тонну.

Или Правительство РФ живет по своим законам, или кому-то срочно потребовался документ для переговоров о вступлении в ВТО. Я думаю, что с таким подходом к действующему законодательству Российской Федерации правомочность данного постановления еще будет предметом разбирательства в Конституционном суде РФ. |
Андрей Воронин: Мнение отечественных производителей нам известно - оно положительно. Если уже столько лет государство ничего не может поделать с наведением порядка на таможне, то пусть хоть таким способом поможет ограничить или усложнить импорт. В любом случае это приведет к росту затрат на таможенную логистику и как следствие к росту цен на внутреннем рынке на импортную, а значит и на отечественную продукцию.
О демпинге, мнимом или реальном, нужно в, первую очередь, спрашивать у того, кто импортирует.

Не нужно быть экономистом, чтобы оценить возможный риск для репутации конкретного производителя от реального демпинга на столь незначительном рынке. Он просто не соизмерим с туманно-возможной выгодой. А если нет экономического смысла, то и нет демпинга.
Вопрос: Андрей Александрович, Вы упомянули о таком возможном последствии введения антидемпинговых пошлин - как возможные ограничения по поставкам российской углеродистой стали на рынки ЕС.
Андрей Воронин: Спасибо за интересный вопрос. В соответствии с соглашением между Российской Федерацией и европейским сообществом о торговле некоторыми изделиями из стали, для российского экспорта в страны ЕС установлены лимиты, которые, при соблюдении принятых на себя обязательств, увеличиваются каждый год. Так в 2005 г. лимит составлял 2,21 млн т, в 2006 г. - 2,27 млн т.

Данное соглашение будет регулировать поставки до вступления России в ВТО, переговоры о котором как раз и проходят в настоящее время. Может быть именно этим обстоятельством и продиктовано столь внезапное решение правительства РФ.
Вопрос: Как отреагировали производители стран ЕС на введение антидемпинговой пошлины?
Андрей Воронин: Все крупные европейские концерны негативно относятся к такому решению. Европейская конфедерация "Eurofer" заявила, что введение антидемпинговой пошлины не обосновано, т.к. нержавеющий прокат из стран ЕС никогда не поставлялся в Россию по демпинговым ценам. "Eurofer" намерена бороться с этими мерами и будет проводить консультации с заинтересованными компаниями для обсуждения возможной реакции.
Однако я далек от мысли, что руководство европейских концернов не знает, как прокат их производства поставляется в Россию. Косвенно европейские производители поддерживают серый импорт, поставляя по заявкам российских трейдеров свою продукцию в адрес оффшорных компаний. Да, прямых контрактов между производителями стран ЕС и оффшорными компаниями нет. Поставки осуществляются на основании счетов. Но эти поставки длятся уже много лет и все европейские участники, так рьяно пропагандирующие борьбу за прозрачность российского рынка, в курсе всего происходящего.
Вот и получается, что с одной стороны демпинга нет, а с другой стороны производители стран ЕС поддерживают серый импорт нержавеющего проката в Россию. Пора, господа, определяться, кого вы поддерживаете: государство российское или получение дохода любым путем. |

Вопрос: Какие, на Ваш взгляд, практические шаги необходимо предпринять Правительству РФ для реального вывода отрасли из кризиса?

Вопрос: Намерена ли ассоциация "Спецсталь" обратиться к правительству РФ с конкретными предложениями по развитию российского рынка нержавеющей и специальной стали?
Андрей Воронин: Да, такие предложения готовятся. 22 марта 2007 года в Челябинске ассоциация "Спецсталь" совместно с "International Stainless Steel Forum" будет проводить международную конференцию "Перспективы развития российского рынка нержавеющей стали". Свое видение основных направлений развития представят ведущие отечественные предприятия-производители нержавеющей и специальной стали, производители ферросплавов и легирующих металлов, аналитические компании и специализированные ассоциации.
Нам предстоит серьезный разговор о том, что надо сделать для развития отрасли специальной металлургии в нашей стране. Приглашаем к участию всех кому небезразлично, каким будет российский рынок нержавеющей стали в недалеком будущем. |