ГЛОНАСС: прицел на будущее
Монополии GPS приходит конец. По заявлению первого вице-премьера правительства РФ Сергея Иванова, уже в этом году все желающие смогут приобрести приемники Глобальной навигационной системы, хотя будут ли эти желающие, и найдется ли, что приобретать, пока остается большим вопросом. О ГЛОНАСС, как и о нанотехнологиях, все говорят, но никто толком не понимает, о чем именно идет речь. Не совсем ясно и то, зачем тратить миллиарды рублей на сигнал, который нельзя потрогать или увидеть, тогда как точно такой же сигнал мы получаем от американской GPS. Тем более, как говорят эксперты, потребителю все равно, принимает его прибор ГЛОНАСС или нет. Очевидно, что Глобальная навигационная система разрабатывается в первую очеред, не для охотников и туристов.
Как известно, спутниковая навигация изначально была создана для военных целей, и лишь потом перекочевала в гражданскую сферу. Изначально ГЛОНАСС задумывали аж в 1970-х годах, но тогда, конечно же, никто не помышлял о массовом применении этих приборов, потому что они были огромными ящиками. Затем создание системы заморозилось. А тем временем в 90-х годах американцы сделали навигационные приемники компактными, и они появились на массовом рынке.
С помощью карманного навигатора можно точно определить свое местонахождение от заданных координат, направление, в котором нужно двигаться. Можно проследить маршрут, так как он остается в памяти прибора и так далее. Для автомобилиста, туриста, охотника навигационный прибор в тысячу раз лучше карт и компасов. И, что немаловажно, сигнал GPS является бесплатным для всех, в любой стране мира.
В военной же сфере на спутниковой навигации завязано все высокоточное оружие. "Сейчас на стратегических бомбардировщиках стоят GPS-приемники, потом они будут совмещенные с ГЛОНАССом", - пояснил Накануне.RU эксперт центра анализа стратегий и технологий Андрей Ионин. Но американцы имеют возможность территориального блокирования предоставления открытого сигнала.
"Они никогда напрямую об этом не говорили, но существуют тезисы, которые позволяют предположить, что такая возможность существует. Например, США обязуется блокировать предоставление сигнала террористам"- говорит Андрей Ионин. По его словам, многие замечают, что на территории военных действий, где присутствуют США (в Югославии, Ираке), гражданские навигационные приемники не работали.
"Та страна, которая имеет высокоточное оружие, в любой момент может быть блокирована. Они отключат сигнал и все остановится! Это сыр в мышеловке", - добавляет эксперт. То есть по желанию США все российское высокоточное оружие может превратиться в груду металлолома. Точнее, могло бы, ведь ГЛОНАСС создается не случайно. |
"Собственная система навигации является элементом суверенитета", - уверен Андрей Ионин. Через несколько лет (или десятков лет), когда, по заверению Сергея Иванова на навигации будет завязано намного больше, чем сейчас, когда "каждый продвинутый житель нашей страны сможет всегда быть в курсе, где находится его ребенок, жена, любовница или собака", наличие спутниковой системы может стать критерием определения страны как сверхдержавы. И получается, что их будет всего три: США, Россия и Китай, который тоже создает свою навигационную систему.
Что же касается Евросоюза, то здесь перспективы туманны. Сроки создания "Галилео" затягиваются, и не факт, что она вообще появится.
"Только на развертывание "Галилео" нужно потратить миллиарды долларов, а потом на ее поддержание еще полмиллиарда долларов в год, а свои инвестиции государство вернуть не сможет", - считает эксперт центра анализа стратегий и технологий. Но 27 министров транспорта ЕС уже приняли решение о выделении начального государственного взноса в проект в размере 2,4 млрд евро, поэтому, возможно, "Галилео" выйдет из кризиса, в который его загнали разногласия между странами ЕС.
России же, в свете последних событий с американскими ПРО, собственная навигация необходима как воздух. Собственно, часть ГЛОНАССа уже существует, только навигацию можно проводить не во всех точках России. Как пояснил Накануне.RU заместитель начальника центра управления полетами (который и выводит спутники на орбиту) Насим Казновский, 18 спутников, которые должны быть на орбите к концу года, полностью обеспечат навигацию на территории всей России, а в 2009 году 24 спутника позволят принимать сигнал во всем мире.
Однако может оказаться так, что не вся ГЛОНАСС заработает к определенному сроку. "Существуют определенные трудности. Они связаны с тем, что у целой группы аппаратов истекает ресурс. Нельзя исключать ситуацию, что они преждевременно выйдут из строя, и тогда, конечно, 18 спутников к концу года не будет", - признался Накануне.RU Насим Казновский. |
При этом он добавил, что "по прогнозам все должно быть в порядке".
Вывести спутники на орбиту – это еще полдела, нужно, чтобы они заработали. "Три спутника запущены в декабре прошлого года. Два из них были введены в конце апреля, а один до сих пор не введен. Те спутники, которые будут запущены в конце этого года, реально смогут начать работу в начале весны следующего", - утверждает Андрей Ионин.
По словам же Насима Казновского, времени на ввод спутников нужно на порядок меньше: "С одним носителем выводится три спутника на высоту порядка 19 тыс. км. Во-первых, они должны быть разведены по орбите в определенные точки, на что уходит от одной неделе до двух. Потом определенное время идет на проверку работоспособности отдельных частей элементов".
Для того, чтобы система охватывала весь мир, достаточно 24 спутника. Таким образом, в любой точке мира прибор "видит" четыре летающих объекта – именно столько необходимо для устойчивого сигнала. Однако в американской GPS спутников больше. Заместитель начальника центра управления полетами уточнил, что часть является резервной. Если России добавить по одному резервному спутнику на каждой плоскости, то в общей сложности будет 27.
"При использовании совмещенной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS спутников хватит. З счет двух систем устойчивый сигнал будет и в городских условиях, где множество помех. В международном плане у США и России есть договоренность о взаимодополнении систем", - заявил Насим Казновский.
Итак, даже когда вся система будет запущена, нужны приборы, которые бы ловили сигналы. В России такие приемники разрабатывают лишь для кораблей и самолетов, а для автомобилей они не годятся. Главный инженер российского института радионавигации и времени Олег Осипов рассказал Накануне.RU, что до соответствующего президентского указа, который появился в этом году, информация, по которой точность определения координат превышала 30 м, являлась секретной. "Мы государственная организация и не можем заниматься нелегальным бизнесом", - отметил Олег Осипов. На создание же подобных приборов понадобится около полутора лет.
Но даже если в России и создали бы карманный передатчик, ему было бы сложно конкурировать с китайскими и тайваньскими аналогами. "Это уже массовое производство и здесь действует рынок. Ничего сделать нельзя", - говорит эксперт центра анализа стратегий и технологий Андрей Ионин.
Однако, по словам Олега Осипова, на сегодняшний день ГЛОНАСС не заинтересовала никого, кроме России. Но он же признается, что это только пока: "Потом, конечно, появится широкая конкуренция. Как вы знаете, в России практически не выпускаются телевизоры, магнитофоны, холодильники, трудно конкурировать с теми, кто этим занимается. Но у нас же задания государственного характера, они не связаны с бытовым рынком, и в этих первоначальных задачах Китай нам не конкурент".