Югра выставила предложений на полтриллиона
Накануне в Югре прошло знаковое заседание правительства округа. Кроме выступления губернатора Александра Филипенко, который подвел некоторые итоги развития ХМАО в 2006 году и определил задачи на будущее, на нем был представлен практически "революционный" подход к развитию округа. На самом деле он, конечно, как раз эволюционный - бюджет 2007 года планируется как часть своеобразного трехлетнего плана. А своеобразным подтверждением реальности такого подхода стал только что прошедший в Ханты-Мансийске III Международный инвестиционный форум, где было представлено более 40 проектов, инвестиционная емкость которых в сумме составляет свыше $0,5 трлн (!), и поддержку которым обещают окружные власти.
В форуме приняли участие губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко, заместители главы окружного правительства по вопросам недропользования и ТЭК и вопросам инвестиций и инноваций Владимир Карасев и Кирилл Морозов, мэры крупнейших городов округа, а также более 200 гостей, съехавшихся из разных регионов нашей страны и иностранных государств. Это нефтяники и газовики, энергетики, строители и банкиры, представители лесной промышленности и туризма, и многих других отраслей, которых привела сюда инвестиционная привлекательность развивающейся Югры. На Форуме было представлено более 40 проектов, инвестиционная емкость которых в сумме составляет свыше $0,5 трлн (!), и поддержку которым обещают окружные власти. Это и развитие жилищного строительства, и ипотечных программ, и переработка леса, нефтегазохимия, медицина и, конечно же, настоящий мегапроект - "Урал Промышленный -Урал Полярный", который реализуется на основе поручений главы государства. А итогом форума стало заключение 20 различных соглашений общей инвестиционной емкостью 50 млрд рублей.
Обращаясь к собравшимся с приветственным словом, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко отметил, что Югра по-прежнему остается территорией освоения, а потому открывает энергичным людям широкие возможности для преобразования края. Власти округа, подчеркнул он, главной своей задачей ставят улучшение качества жизни югорчан, и отметил высокую инвестиционную привлекательность округа: "Правительство Югры в своей "Стратегии социально-экономического развития до 2020 года" поставило задачу коренным образом изменить структуру экономики - из моноотраслевой сделать ее многоотраслевой. Можно это назвать диверсификацией, но весьма осторожно, потому что мы не собираемся сокращать объемы добычи углеводородного сырья, но серьезно намерены прирастать за счет других отраслей", - подчеркнул глава региона.
Экономика Югры, которая в последние годы уверенно лидирует среди российских регионов по объемам налоговых поступлений в государственную казну, на 89% представлена нефтяной отраслью. Но, по подсчетам окружных властей, взявших курс на изменение структуры экономики, к 2020 году нефтяная составляющая будет не более 48% за счет прироста других отраслей, прежде всего, связанных с высокими технологиями и инновационными разработками, горнорудного комплекса, развития энергетики, строительной индустрии, лесной промышленности и многих других отраслей. "Уверен, что для тех, кто заинтересован в эффективном бизнесе, в Югре есть все возможности", - отметил Александр Филипенко, сообщив, что на Форуме вниманию гостей было представлено более 40 инвестиционных проектов общей емкостью 500 млрд рублей.
Так, например, в округе планируется создание заводов по производству высокочистого кварцевого концентрата, метанола, формальдегида и формальдегид-карбамидных смол, детергентов, меламина и изделий из него для лесоперерабатывающей промышленности, и листового стекла. "Как ни странно, но в России ни один регион сегодня не имеет нормальной базы строительного листового сырья, имея же сырьевую базу, грех не заниматься этим проектом для того, чтобы покрыть потребности Югры в этом виде продукции", - отметил глава региона. Со строительной индустрией и развитием жилищного строительства связан целый ряд новых проектов, продолжил он: "Предполагается за ближайшие 10 лет построить более 100 тыс квартир для югорчан, на что потребуется около 250-270 млрд рублей. Причем бюджетные деньги обеспечивают примерно треть этого ресурса: только в этом году на эту программу будет потрачено более 27 млрд рублей из всех источников, 14,5 млрд из которых средства бюджета. Мы же говорим о том, что чрезвычайно важно сегодня вовлечь в этот сектор частных инвесторов, а также средства населения". И это лишь малая часть из той комплексной программы развития Югры, которую собравшимся озвучили на Форуме.
Когда у Югры закончится нефть...?
С такого вопроса свое выступление начал заместитель главы окружного правительства по вопросам недропользования и ТЭК Владимир Карасев. "Очень часто люди спрашивают - на сколько лет хватит нефти?, - задался он вопросом и принялся на него отвечать, - Нефть в промышленных масштабах добывают уже 150 лет, и за это время ни одно уникальное месторождение не было выведено из разработки. В Югре таких уникальных месторождений шесть, и их эксплуатация началась в конце 60-х, поэтому говорить о том, что нефть уже заканчивается, неверно. И есть смысл вкладывать инвестиции в эту отрасль, коль еще есть где работать". По его словам, по всем параметрам слабая изученность территории округа говорит о том, что нефтяные компании сегодня "снимают сливки" с месторождений и еще не перешли к интенсивной добыче. "Накопленная добыча в округе составляет 8,5 млрд тонн нефти за 50-летнюю историю освоения региона. За эти 50 лет мы перевели в запасы всего половину ресурсов! Да, как правило, это уникальные и крупные месторождения, но ведь у нас впереди еще вторая половина, - отметил Владимир Карасев, - на которую однако необходимо больше времени и затрат, больше сил", - заметил он. Ханты-Мансийский автономный округ, по его словам, был и остается стратегической базой для развития нефтегазового комплекса страны. Выявленные запасы нефти при необходимом объеме геологоразведочных работ обеспечат стабильную добычу на ближайшие 20 лет, а невыявленные ресурсы при переводе их в доказанные запасы - на 50-60 лет.
Но не только в поиск и разведку месторождений можно вкладывать деньги. Сегодня выгодно инвестировать в развитие системы трубопроводов. В Югре ежегодно происходит более четырех тысяч аварий (!) на нефтегазотрубопроводах, а связано это с устареванием основных фондов, прежде всего, межпромысловых и внутрипромысловых. По экспертным оценкам, поддерживать сеть трубопроводов в надлежащем состоянии возможно будет при ежегодных темпах их реконструкции до 2000 км, и затратах компаний на эти работы по 4,7 млрд рублей в год. Выйти на такие объмы к 2011 году стремятся, к примеру, "Русснефть" и "Юганснефтегаз". "Имеют такие программы и другие нефтегазовые компании, работающие в округе, поэтому здесь есть в чем поучаствовать", - рассказал Владимир Карасев.
Еще один проект, не менее интересный с точки зрения бизнеса, и важный с точки зрения социальной политики региона, - это переработка попутного нефтяного газа (ПНГ). Проблема рационального использования ПНГ существует не только на территории Югры, где добывается более половины всей отечественной нефти, но и во всем мире. Существует давно. По экспертным оценкам, в мире ежегодно сжигается около 100 млрд кубометров этого ценнейшего для нефтехимической промышленности сырья, при этом загрязняющие выбросы в атмосферу исчисляются тысячами тонн. На промыслах Югры процент использования попутного нефтяного газа колеблется от 70 до 80%, остальное же сжигается на факелах.
Причем проблема эта не сугубо экологическая, а, скорее, из разряда эколого-экономических. Отапливая небо, наша экономика теряет огромные деньги, если учесть, что с 1 млрд ПНГ выходит продуктов нефтехимии на $1 млрд. Возникает вопрос, почему нефтяники сжигают это ценнейшее углеводородное сырье без пользы и с губительными экологическими последствиями? |
По словам заместителя главы окружного правительства по вопросам недропользования и ТЭК Владимира Карасева, в большинстве случаев у нефтяных компаний нет собственных мощностей по переработке газа, нет огромного числа газотурбинных и газопоршневых электростанций, работающих на нефтяном попутном газе, отечественное машиностроение не в состоянии выпускать в достаточном количестве установки по его переработке, нет свободных подготовленных специалистов и так далее. Но главный камень преткновения в том, что государство сегодня не стимулирует в полной мере компании к переработке ПНГ. "В законе о бюджете РФ, в строке за попутный нефтяной газ значится "0 рублей" в виде платежей за пользование недрами. До тех пор, пока эта строка не изменится, экономического стимула перерабатывать ПНГ в полной мере не будет", - заключил Владимир Карасев, дав при этом дельный совет: "Ко мне часто обращаются с вопросом, как получить права на разработку месторождения и стоит ли этим заниматься? Если это участкок, где есть доказанные запасы, поставленные на госбаланс, то я всем отвечаю: если у вас есть $100 млн и возможность получить кредит еще на $100 млн - идите. Если этой суммы у вас в кармане нет, то не надо пытаться заниматься несвойственной себе деятельностью, поэтому это очень капиталоемкая отрасль".
Со дня приобретения участка недр на аукционе и вводом месторождения в промышленную эксплуатацию, как правило, проходит около четырех-пяти лет. А по поисковым участкам, если компании повезет и она откроет месторождение (с вероятностью этого события чуть более 50%), этот промежуток времени еще дольше - от 8 до 12 лет. При этом необходимо понимать, что этот род деятельности, помимо колоссальных денежных затрат, требует огромного терпения, умения и титанического труда. "Если же денег у вас в кармане меньше суммы выше названной и нет квалифицированного персонала, то лучше их [деньги] направить в другую сферу. Например, если вы выиграли поисковую лицензию и провели сейсмику, открыв месторождение, продайте компанию, тогда и затраты вернете, и прибыль получите", - посоветовал Владимир Карасев.
Проект, где места хватит всем
Особое внимание на Форуме его участники уделили проекту освоения богатств Севера Урала. Это настоящий мегапроект, он носит название "Урал Промышленный -Урал Полярный" и реализуется на основе поручений главы государства. Ценность минерально-сырьевой базы этого региона - $42 млрд (!), более того, для югорчан это еще и свыше 15 тысяч новых рабочих мест. Для освоения этой "сырьевой жемчужины" вдоль Восточного склона Уральских гор планируется проложить железнодорожную ветвь и автомобильную дорогу, построить новые мощные электростанции и протянуть десятки километров линий электропередач. "В последние годы на Урал ежегодно завозится более 60 млн тонн различных видов полезных ископаемых, при этом расстояние перевозок свыше двух тысяч км, а собственная ресурсная база предприятий находится на стадии исчерпания, и ряд стратегических видов сырья уже импортируются в Россию, что создает риск обеспечения национальной безопасности. Особенно остра проблема нехватки сырья для уральских металлургических предприятий", - отметил в своем выступлении и.о.директора Департамента развития Приполярного Урала Правительства Ханты-Мансийского АО Александр Шпиренко. А запасы полярного и приполярного Урала оцениваются: по хромовым рудам в 915 млн тонн при годовой потребности страны в 1,2 млн; марганца - 10,5 млрд тонн при том, что Урал потребляет по 1,7 млн в год; угля - 37 млрд тонн, меди - 25,1 млн тонн и т.д. На освоение этого региона, с учетом транспортной составляющей проекта, потребуется, как минимум, 340 млрд рублей, из которых на разработку полезных ископаемых на первом этапе необходимо 12,9 млрд рублей, на втором - 96,2 млрд.
О том, что "Урал Промышленный - Урал Полярный" должен получить официальный статус федерального проекта, единодушно заявляют главы всех регионов УрФО. Так, из бюджета Югры в этот проект за последние годы был вложен ни один миллиард рублей, но поскольку по своим масштабам освоение севера Урала - не региональный, а национальный проект, для региональных властей важно, чтобы государство взяло его под свое крыло. Напомним, недавно в рамках своего визита на Средний Урал глава Госдумы РФ, лидер партии "Единая Россия" Борис Грызлов принял участие в совещании, посвященном вопросу реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", которое вел уральский полпред Петр Латышев. Так вот, Грызлов пообещал проекту партийное сопровождение. А в декабре "Урал Промышленный - Урал Полярный" на всероссийском выездном заседании единороссов, которое пройдет в Екатеринбурге, будет приниматься, как стратегический, о чем мы уже писали.
Государственная поддержка проекта, заявляют участники рынка, во-первых, даст частному бизнесу уверенность в завтрашнем дне. Во-вторых, позволит реализовать совмещение работ: создавать транспортный коридор и одновременно формировать горный комплекс. Именно это условие называется ключевым - когда появится первая железнодорожная ветвь и автомобильная дорога, тогда и частный бизнес со своими деньгами пойдет на уральский север разрабатывать недра и строить обогатительные комбинаты. |
"Транспортная и энергоинфраструктура должна иметь опережающее развитие, - отметил и.о.директора Департамента развития Приполярного Урала Правительства Ханты-Мансийского АО Александр Шпиренко, сообщив, что реализация проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" разделена на два этапа, - это 2006-2010 гг, а второй этап - 2011–2020 гг. На первом этапе возможна организация добычи рудного и рассыпного золота, кварцевого сырья, бурого угля и разных видов строительных материалов. На втором этапе, с развитием транспортного коридора, объемы добычи этого вида сырья возрастают, и начинается освоение уголя, руд черных и цветных металлов, железных руд и мн.др. Это позволит обеспечить грузооборот будущей железнодорожной магистрали". Вместе с тем, разработана и концепция развития энергетики приполярного и полярного Урала на базе местных месторождений угля. "До 2020 года в ходе реализации проекта в регионе появляются новые крупные потребители электроэнергии – железнодорожный и автомобильный транспорт, добыча и обогащение угля, добыча и обогащение рудного сырья для цветной и черной металлургии, химическая промышленность и производство строительных материалов. Общая потребность в электроэнергии оценивается в 67-235 мегаватт на 2015-2020 гг", - рассказал Александр Шпиренко. Предполагается, что на возведение новых генерирующих мощностей и электросетевое строительство потребуется около 50-62 млрд рублей. А крайне интересно получать в перспективе с севера дешевую электроэнергию Свердловской области, где сосредоточены крупные промышленные холдинги, - этот регион сегодня энергодефицитный.
Известно также, что уже создана специальная правительственная комиссия, куда вошли представители профильных федеральных министерств и ведомств, для разработки федеральной целевой программы по освоению недр уральского севера. А недавно в УрФО была создана управляющая компания ОАО "Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный", которая должна координировать ход всех работ в рамках одноименного проекта. Изначально учредителями АО выступили два юридических лица - Департамент имущественных отношений Тюменской области и мало кому известная некоммерческая организация Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций УрФО. Правда, официально этот вопрос до сих пор не обсуждается. В кулуарах Форума Накануне.RU удалось узнать лишь, что вскоре состав учредителей корпорации изменится: акции будут поделены в равных долях между Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО, губернаторы всех трех регионов войдут в состав ее совета директоров, а генеральным директором этой управляющей компании вероятно будет назначен один из нынешних заместителей ямальского губернатора Олег Демченко (слухи о чем появились еще месяца полтора назад).
Вообще "Урал Промышленный - Урал Полярный" - проект, в котором места для участия хватит всем желающим. Его инвестиционная емкость солидна, а ценность минерально-сырьевой базы колоссальна. Надо сказать, что интерес к проекту уже проявили не только отечественные, но и зарубежные компании, заинтересованные в поставках российских природных ресурсов, а также крупные финансовые организации. |
Так, в рамках прошедшего в Ханты-Мансийске Форума представители "Юникредит Групп", банка "Австрия кредитанштальт" и Московского Международного банка обсуждали вопросы инвестирования в проект освоения Севера Урала. На встрече было согласовано также решение о проведении во втором квартале 2007 года презентации Югры в Западной Европе.
В целом же, итогом Форума стало заключение 20 различных соглашений общей инвестиционной емкостью 50 млрд рублей. Московская фирма "Монолит", например, займётся строительством производственных комплексов по утилизации и переработке нефтяного попутного газа. Другая столичная компания - "Струнный транспорт Юницкого" - будет создавать грузовые транспортные системы для перевозки руды и кварцевого концентрата в условиях промышленной добычи на уральском севере. Договор с израильской Группой "Данкнер Групп" предусматривает ее участие в создании на территории Югры газохимических и сопутствующих им производств. Предполагается, что израильская компания спроектирует и построит в округе ряд заводов - по производству метанола, формальдегида и формальдегид-карбамидных смол, детергентов, меламина и изделий из него для лесоперерабатывающей промышленности. И это лишь малая часть из всего множества интересных проектов, обещающих бизнесу прибыль, югорчанам новые рабочие места, а региону социально-экономическую стабильность. Таким образом, Форум оказался весьма продуктивным и для его организаторов, и для гостей.