оЧУМелый Надым
Пункт назначения – Надым. Пункт отправления – тундра. От одной точки до другой – 200-300 км. За стадами оленей, водрузив на нарты всю семью, нехитрое имущество, шесты и шкуры, ненцы со всего Ямала приехали на главный праздник в году – на окружные соревнования оленеводов на Кубок губернатора ЯНАО, посвященных десятилетию Первого Конгресса оленеводческих народов мира или по-другому - День оленевода.
До открытия соревнований пока два дня. Улицы Надыма пустынны, лишь автомобили по ним и ездят. О приближающемся празднике говорят только сооруженные на главной городской площади три "туристических" чума, сцена, да припаркованные во дворах "Бураны". Именно они теперь являются главным средством передвижения тундровиков, заменяя традиционные оленьи упряжки.
Город словно бы замер в ожидании. Этому есть вполне простое объяснение - минус 40 градусов на улице. Слишком много даже для привыкших к морозам надымчан, но нормально для тундровиков. Только в самом городе им пока делать нечего, кроме тех, кто остановился у обрусевших родственников. Остальные же в нескольких километрах от города раскинули чумы, которые привезли с собой из тундры.
Оленья шкура и магнитола
На стойбище шесть чумов. Возле них крутятся мохнатые лайки, доверчиво разрешая себя погладить незнакомцам, и тыкаясь мокрым носом в ладонь. Они не обучены охранять жилища от людей, их задача – гнать оленьи стада. Около чумов бегает ребятня, переваливаясь в длинных куполообразных одеждах из шкур, а несколько мальчишек осваивают снегокаты, рядом гоняют на "Буранах" мужчины-оленеводы. И тут нужно держать ухо востро, ведь тундровики носятся как угорелые, не успеешь вовремя отскочить – попадешь под снегоход.
Кстати сказать, через пару дней, когда открылись соревнования и по городу стало ездить на порядок больше "Буранов", некоторые из них попадали в ДТП, то помяв зад одному автомобилю, то зацепив и оторвав зеркало у другого. Сами ненцы каким-то чудом оставались без единой царапины, да и "Буранам" ущерб не был нанесен, чего не скажешь о самих автомобилях. Насколько известно, тундровикам не пришлось расплачиваться за свое лихачество, ведь что с них возьмешь?
Жилище ненцев устанавливается за 40 минут. Связываются два-три опорных шеста, потом по кругу ставятся остальные, затем закрываются в два слоя оленьими шкурами. В центре оставляется дыра для трубы от печки-буржуйки, куда выходит дым. В чумы принято входить без предупреждения.
"Здравствуйте, проходите", - на четком русском говорит нам хозяйка. Вместе с ней в жилище находятся еще три женщины и несколько детей. Краснолицый малыш, только что вернувшийся с улицы, заворожено смотрит на мой фотоаппарат, затаивая дыхание при каждом щелчке. Похоже, что фотоаппарат он видит впервые, что не скажешь, например, о магнитоле, которую я к своему удивлению заметила в чуме.
"Конечно, у нас есть электричество, в каждом чуме присутствуют электрогенераторы! И телевизор, только с собой не взяли, оставили у родственников в поселке", - ответила хозяйка на вопрос. Представление об оленеводах, как о дикарях, рассеялись в прах. И по-русски они говорят, и блага цивилизации им доступны.
На стойбище ненка ловко распиливает доски. У тундровиков в порядке вещей, что женщина и дрова колит, и печь растапливает, и чум ставит, и еду готовит, и детей воспитывает… Дело мужчины – следить за оленями, охотиться и рыбачить.
А такой проблемы, как жилплощадь, для тундровиков, похоже, вообще не существует, ведь в чуме каждому место найдется. Бывает, что здесь живет сразу несколько семей – в тесноте да не в обиде. Но и тесно ненцам не кажется, ведь это мы жалуемся на малое количество квадратных метров в квартире, а оленеводы привыкли к ограниченному пространству.
В том числе и поэтому аборты ненки никогда не делают. Ну, родился ребенок, ну займет чуть-чуть места в жилище, – разве это беда? Поэтому в семьях оленеводов пять-шесть детей считается вполне нормально. И появляются дети в вполне цивилизованных условиях – рожениц вертолетом доставляют в Надым, а после они возвращаются в тундру.
Вот и в том чуме, куда мы зашли в гости, на постели из оленьих шкур лежал толстый сверток. И лишь через некоторое время стало ясно, что это младенец. Ребенка укутали так, что не страшно выносить и на самый лютый мороз, иначе его не довезли бы живым через тундру. Неизвестно случаев, чтобы от холода умер бы хоть один маленький ненец. Однако редко, но бывает, что детей теряют. Младенец просто выпадает из нарт, но за ним никогда не возвращаются, потому что это просто бесполезно. Скорость, с которой несется буран, может достигать 90 км в час, а если пропажу сразу не обнаружить, то и ребенка потом не найти. Правда, это все же единичные случаи. Ненцы своих детей очень любят и нехотя с ними расстаются, когда отправляют в школы-интернаты, расположенные в поселках. Дети живут там в течение зимы, а на каникулы вертолетом их доставляют обратно к родителям.
Многие не хотят покидать родной чум и в школе учатся лишь пять-шесть классов, а потом обратно в тундру. Другие получают высшее образование и остаются работать. Рассказывали про одного коренного жителя севера, устроившегося в надымское авиапредприятие. Через некоторое время отец подал весть, что у него разбежались по тундре олени, и он никак не может их собрать. Молодой ненец полетел на помощь к отцу, не написав ни заявление об отпуске, ничего не объяснив на работе. Через месяц, когда всех оленей удалось найти, вернулся, но его уже уволили.
Оленевод оленеводу рознь
Гордые, наивные, дикие, суровые, выносливые и стойкие. Таковы тундровики, живущие в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Их мир настолько отличается от мира, который начинается за городской чертой, что кажется немыслимым, как уживаются рядом две такие непохожие цивилизации.
Оказывается, у оленеводов, живущих в Норвегии, Финляндии столько же общего с хантами и ненцами, сколько у тундровика и городского жителя. Надымчане смогли в этом воочию убедиться. В рамках празднования Дня оленевода в Надыме прошел Международный семинар по вопросам развития оленеводства. До этого подобное мероприятие проходило десять лет назад. Мало кто помнит, о чем говорилось тогда, но в этот раз иностранцы рассказывали о своих научных разработках. В частности, как глобальное потепление влияет на количество пастбищ для оленей.
Кроме того, студент уровня доктора саамской высшей школы Ингер Мари Гауп Эйра поведала, что оленеводы изучают в своем учебном заведении лингвистику снега и льда. Например, на языке саамов есть несколько слов, обозначающих снег в разном состоянии. Также норвежские оленеводы изучают профиля снега и то, как он влияет на выпас оленей. В рамках изучения лингвистики, а также для сохранения традиционных знаний ведется опрос старых оленеводов. Их расспрашивают и о снеге, и об условиях выпаса оленей. Все интервью записываются на пленку, а затем переносятся на бумагу. У саамов уже скопилось более 130 часов записей.
Вот она, пропасть. Интервью друг у друга тундровики не берут. Это просто бессмысленно, когда в одном чуме живут целые поколения ненцев, так что проблем с передачей традиционного знания у жителей севера нет. За много лет в быту ненцев мало что изменилось, несмотря на то, что цивилизация стремительно к ним подбирается, а тундровики позволяют себе то, что не могли позволить раньше как то телевизор, магнитолу, столы и так далее. Но самым удивительным показалось то, что в одном из чумов я увидела спящего кота. "В поселке подобрали. Понравился он нам", - пояснила хозяйка.
Однако чум и шкуры остались такими же, как раньше. Национальная одежда для иностранцев является парадно-выходной, для тундровиков – повседневной. Они одевают ее не для того, чтобы показать свою самобытность, а для того, чтобы не замерзнуть.
Ненцы не изучают вопросы глобального потепления, ведь урон ямальским пастбищам наносит не таяние снегов, а разработки новых месторождений. Как рассказала Накануне.RU главный специалист управления по работе с коренным населением администрации Надымского района Любовь Езынги, сокращение количества пастбищ является чуть ли не самой серьезной проблемой жителей Севера. Именно поэтому тундровики все больше переходят на оседлый образ жизни и отправляются жить в надымские национальные поселки - Ныда, Нори и Кутопьюган. На три поселка существует один работодатель – ЗАО "Ныдинское". 22 тыс. оленей (именно такое поголовье в ЗАО) с места на место перегоняют бригады оленеводов, которые получают за работу деньги. Частное поголовье составляет 10 тыс.
Олень для ненца постепенно перестает быть средством передвижения, в этом плане его успешно заменяет "Буран". Однако, мясо и шкуры все также необходимы, без них жителям севера было бы просто не выжить, поэтому исчезновение ягеля – мха, который является единственной пищей оленей, медленно, но неотвратимо ведет к уничтожению самих оленеводов. Куда уж тундровикам до глобального потепления.
Один раз в год
Конференции – конференцией, пусть она и проходит раз в десять лет, но самым главным событием является все-таки сам праздник. Яркая надпись "Ани торова!", означающая "Добро пожаловать!", деревянная сцена, площадка, сделанная из тщательного утоптанного снега, флаги, чумы на центральной площади, множество ненцев вперемешку с надымчанами, ждущими, что вот-вот начнется!
А чтобы горожане и гости пока не скучали, с самого утра начинаются соревнования по метанию тынзяна (аркан для ловли оленей) на хорей (шест для погонки оленей). Метают командами, в каждой по четыре человека. Дается несколько минут, и чем больше будет попаданий, тем больше очков. Команда, закинувшая тынзян на хорей максимальное количество раз, объявляется победителем.
Светлое лассо, направляемое ловкой рукой оленевода, сливаясь с солнцем, летит на шест. Попал! Ан нет. Петля легко скользит назад. Еще бросок, вот сейчас-то точно. Опять мимо. И снова. Так бесчисленное количество раз.
На площадку выходит другая команда. Такой же вроде бы бросок, но один из судей приподнимает шест, чтобы спортсмен смог утянуть себе петлю. Еще одно попадание. Все это продолжается несколько часов.
Яркий полдень. Время открывать соревнования. Церемония длится чуть более получаса, однако ради этих 30-40 минут в Надым прилетели губернатор Юрий Неелов, главный федеральный инспектор Ямала Владимир Ковальчук, председатель Госдумы Ямала Сергей Харючи. Пару слов, пожелание всего-всего и VIP-гости улетают обратно. Впрочем, как стало известно Накануне.RU, за время визита руководство округа успело обсудить с послом Германии в Екатеринбурге Тило Клиннером перспективы поставок ямальской оленины в Германию. Перспективы, конечно, весьма туманны, из-за проблемы сертификации мяса, но все же существуют.
Итак, открытие прошло, соревновательный день, можно сказать, только начался. На спортивной площадке устанавливают десять нарт и начинаются прыжки через них. Побеждает тот, кто перепрыгнет через большее количество нартов. В своих длинных белых унтах, делающих человеческие ноги похожими на заячьи лапы, один оленевод преодолел нартовый барьер девять раз, перепрыгнув таким образом через 188 нарт, и под гиканье болельщиков тяжело дыша упал на снег. Как выяснилось позже, это был еще далеко не предел. Победитель этого вида состязаний спортсмен Кутопьюганского отделения ЗАО "Ныдинское" Никита Неркагы преодолел 400 нарт.
Параллельно с прыжками идет национальная борьба, а позже начинается перетягивание палки, с помощью которой определяется сильнейший. Такое, казалось бы тихое состязание (два спортсмена усаживаются друг на против друга и должны перетянуть палку на свою сторону), оказывается одним из самых интересных. Когда один из тундровиков отпускает палку, второй по инерции падает назад, вызывая бурю смеха, на который, впрочем, никто не обижается. Похоже, что победитель веселится вместе со всеми.
Перетягивание палки продолжается, вместе с этим накаляются и эмоции. Тундровику-болельщику, видимо, заранее отметившему победу своей команды, что-то показалось несправедливым, он выскакивает на площадку и начинает кричать, размахивая руками. Его просят спуститься с площадки. Проходит не более минуты, ненец вновь запрыгивает на площадку, лезет к спортсменам, затем теряет равновесие и падает. Стоящий рядом милиционер пинает ненца ногой.
Зря он это сделал, потому что в ту же секунду на защиту сородичу бросилось десять-пятнадцать оленеводов. На мгновение кажется, что вот-вот, и милиционера затопчут. Однако тундровики приехали все-таки не драться, а соревноваться, конфликт каким-то образом сразу же удается погасить. Далее все проходит спокойно.
Мы поедем, мы помчимся…
Главное и самое зрелищное состязание – гонки на оленьих упряжках, оставили на заключительный день. Обычно в 11 утра уже начиналась регистрация, но в этот раз пруд напротив главной площади города, где собираются оленеводы, пуст. Наконец-то вдалеке показывается еле различимое пятнышко, через несколько секунд превратившееся в оленью упряжку, а спустя несколько минут появляются еще две. Теперь они тянутся одна за другой. Время вновь близится к полудню, именно во столько должны начаться гонки, а упряжки все продолжают пребывать. На этот раз зарегистрировано рекордное число участников гонок – 107, среди них 16 женщин, чего тоже не было раньше.
К соревнованиям уже все готово. Зрители собрались у сеток, натянутых с двух сторон, и ждут. На старт выходит первая пара гонщиков.
- Готовы? Пошел! - выкрикивают судьи.
И понеслось. За два дня до этого наблюдая, как терпеливо и неторопливо олень пробивает наст, находит какие-то крохи и жует, потом также медленно переходит на другое место, я и подумать не могла, что они умеют так бегать! Мохнатой молнией, оставляя за собой вихрь из снежной пыли, олени проносятся по трассе и скрываются где-то вдалеке. Минута, две, и темная точка вновь превратившись в упряжку, достигает старта, который теперь стал финишем.
Упряжка в следующей паре не дожидается сигнала и стартует раньше времени. Тундровик с помощью длинной палки и крика заставляет оленей повернуть. Бег, разворот, приближаясь к финишу, один олень падает, остальные бегут дальше. Несколько метров бедное животное протаскивает по снегу, потом оленю все же удается подняться и добежать с остальными.
А следующей паре упряжек вообще не суждено добраться до финиша. Олени, испугавшись громкой музыки и криков, заметались, пошли зигзагами, в какой-то момент повернулись и погнали на зрителей. Однако их удалось развернуть, но о том, чтобы продолжить дистанцию уже не может быть и речи.
"Оленей надо любить, они должны чувствовать твой дух, знать, что ты как бы бежишь вместе с ними, иначе ничего не получится", - поделился своими мыслями один из оленеводов. Он приехал, впрочем, как и все участники соревнований, только за победой. Правда, как показали результаты гонок, трассу в 1 км 600 м пройти смогли не многие, да и прошлогодние рекорды побить не получилось. Победителем был признан спортсмен из Ярсалинской сборной Денис Вануйто, чьи олени пробежали за 2 минуты 4 секунды.
Но, собственно, надымчанам это совсем не важно. Праздник удался в любом случае, а поворачивающие в их сторону олени лишь прибавили острых ощущений. Взрослые нафотографировались с мохнатыми кормильцами тундровиков, дети накатались на "Буранах", а оленеводы показали себя, да и на других посмотрели.
Такого количества ненцев в городе следует ожидать только через год. И вновь метнется хорей, направляемый твердой рукой тундровика, опять ненцы попытаются поставить рекорд по прыжкам через нарты, а болельщики будут кричать, наблюдая за перетягиванием палки. Снова оленьи упряжки понесутся к одной им известной цели, чтобы обогнуть поворот и вернуться обратно. Также, как возвращаются каждый год в Надым оленеводы. А на главной площади, невзирая на любые морозы, соберутся надымчане, чтобы посмотреть на состязание своих соседей. И, можно не сомневаться, это зрелище им не надоест.